Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 5 - 6 лет"
рабочая программа (старшая группа)

Рейттих Татьяна Михайловна

Рабочая программа для старшей группы. Ориентация на листе в клетку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozornye_kletochki_5-6.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 206» комбинированного вида

Ленинского района города Барнаула

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по теме: «Озорные клеточки»

Разработчик:

Рейттих Т. М.

воспитатель гр. № 3

                                                                                 

2019 год

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  1.  Актуальность.                                                                          
  2.  Цель.
  3.  Задачи.                                                                                              
  1. Основные принципы.
  2. Сроки реализации программы.
  3. Структура занятий.
  4. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
  5. Предполагаемые результаты.                                                                    
  6. Календарно – тематическое планирование.                                            
  7. Список литературы.                                                                                    

1. Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

  1. Актуальность

     В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, цифр, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Для предотвращения перечисленных трудностей, организован кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Актуальность состоит в том, что знания и навыки детей не ограничиваются рамками программы.

  1. Цель рабочей программы

Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма.

1.3 Задачи рабочей программы

Образовательная:

Формирование мотивации к обучению, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

Развивающая:

Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового, зрительного внимания и графического воспроизведения. Развитие логики и логического мышления. Развитие умений ориентироваться на листе в клеточку.

Воспитательная:

Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

2. Основные принципы

  1. Принцип наглядности.
  2. Принцип последовательности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип индивидуализации.
  5. Принцип сравнений.

3. Сроки реализации программы.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год (октябрь - апрель). Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, во вторую половину дня, во время совместной деятельности с детьми. Общее количество занятий – 25, время занятий 30 минут.

4. Структура занятий.

В процессе проведения кружковой работы используются различные методы и приёмы:

Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, графический диктант, пропись цифр и букв.

5. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

6. Предполагаемые результаты.

К концу реализации программы дети должны знать и уметь:

  1. Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
  2. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
  3. Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
  4. Уметь правильно держать ручку, карандаш.
  5. Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
  6. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

7. Календарно-тематический план.

Месяц

Занятие

Задачи

Октябрь

1

Определение ведущей руки  у детей. Знакомство с тетрадью в клетку (лист, страница, клетка, красное поле и т.д.) и простым карандашом.

2

Закрепить навыки правильного обращения с карандашом (игры на развитие 3 – х пальцев). Совершенствовать технику закрашивании я готовых форм.

3

Формировать навыки начертания вертикальных палочек по стенке клеточки.

4

Формировать навыки начертания горизонтальных палочек по стенке клеточек через одну.

Ноябрь

5

Формировать навыки начертания горизонтальных палочек по двум стенкам клеточек через одну.

6

Формировать навыки начертания горизонтальных, длинных (2 клетки) палочек по стенкам клеточек через одну.

7

Формировать навыки начертания вертикальных, длинных (2 клетки) палочек по стенкам клеточек через одну.

8

Формировать навыки обводить клеточку карандашом через одну (квадратик).

Декабрь

9

Формировать навыки обводить 2 клеточки карандашом через одну (прямоугольник).

10

Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (змейка).

11

Формировать навыки начертания наклоненных вправо палочек (от угла до угла клеточки, через одну).

12

Формировать навыки начертания наклоненных влево палочек (от угла до угла клеточки, через одну).

Январь

13

Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (змейка 2).

14

Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну.

15

Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну, соединённых палочками.

Февраль

16

Формировать навыки рисования треугольников по клеточкам через одну.

17

Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (вишенка).

18

Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (ёлочка).

Март

19

Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (квадратный флаг).

20

Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (треугольный флаг).

21

Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (кораблик).

22

Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (кирпичики).

Апрель

23

Формировать умение ставить точки в уголках клеточки.

24

Формировать умение ставить точки в уголках клеточки, обводить её (квадратик).

25

Формировать умение ставить точки в уголках клеточки, обводить её (квадратик), над ней прорисовывать треугольник (домик).

8.Список литературы:

  1. А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».
  2. Гаврилова С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
  3. В. П. Новикова «Математика в детском саду».
  4. Т. А. Корнева «Рисование по клеточкам».

Используемые Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/10/07/kruzhok-vesyolye-kletochki
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-kruzhka-graficheskie-diktanty.html
  3. https://znanio.ru/media/kruzhok_vesyolye_palchiki-103787/123395
  4. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/3080-programma-gotovim-ruku-k-pismu.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/19/plan-raboty-kruzhka-veselye-propisi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Веселые клеточки"

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это ...

Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 6 - 7 лет"

Рабочая программа для подготовительной к школе группы. ориентация на листе в клетку....

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...

Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год

Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год

Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа "Озорные клеточки"

Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма....