Практический семинар «Причины возникновения и пути решения конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями» ( с элементами тренинга)
методическая разработка

Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителей свои взгляды на воспитание и обучение ребенка. И возникшие разногласия могут привести к недопониманию и как следствие, возникновению спора. Но что делать, если  возникшая между родителем и педагогом дискуссия грозит  перерасти в грандиозную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации. Практический семинар для педагогов ДОУ поможет разобраться в причинах возможных противоречий  и поможет педагогам находить конструктивные решения из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить находить адекватное решение выхода из конфликтной ситуации с родителями воспитанников, выбирая эффективную стратегию поведения.

Задачи: 

- расширить представления и систематизировать знания о конфликтах и их причинах, стратегиях поведения, а также, об особенностях педагогических конфликтов;

- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации, используя метод моделирования;

- способствовать развитию коммуникативных навыков: умения слушать, сдерживать свои негативные эмоции, корректно высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

- учить контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние с помощью антистрессовых упражнений.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, листы бумаги и ручки по количеству участников, разрезные карточки с названием стратегий поведения и характерных им черт, карточки с описанием ситуаций для «педагогов» и «родителей», релаксационная музыка для антистрессового упражнения.

Ход семинара.

Ведущий: Добрый день, коллеги! Сегодня хочу Вам предложить обсудить и проанализировать тему, которая вряд ли ставит кого то равнодушным. Тема нашего семинара «Причины возникновения и пути решения  конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями».

Ведущий: Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителей свои взгляды на воспитание и обучение ребенка. И возникшие разногласия могут привести к недопониманию и как следствие, возникновению спора. Но что делать, если  возникшая между родителем и педагогом дискуссия грозит  перерасти в грандиозную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Вероятно, что каждый из вас, даже того не желая когда - либо попадал в конфликтную ситуацию, из которой необходимо было искать конструктивное решение. Поэтому предлагаю вам обсудить тему конфликтов в системе «педагог – родитель».

Для того чтобы найти конструктивный выход из конфликтной ситуации, нужно понять причину возникновения конфликта, уметь анализировать противоречие, возникшее межу участниками конфликта. Поэтому, прежде чем перейти к практической части семинара, давайте вместе с вами вспомним  теоретические основы конфликта, ответив на вопросы блиц - опроса.

  • Блиц - опрос  «Теоретические основы конфликта».
  1. Так что же в вашем понимании «конфликт»? (в переводе с латинского языка - столкновение; конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор,  приводящий к борьбе).
  2. Назовите, какими, по вашему мнению, могут быть причины возникновения конфликтов? (причинами могут послужить несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.).
  3. Что нужно для возникновения  конфликтной ситуации? (участники +противоречие= конфликт).
  4.  Каковы стадии рождения  конфликта? (выделяют четыре стадии прохождения конфликта: возникновение конфликта (появление противоречия; осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; конфликтное поведение; исход конфликта).
  5. Какие способы выхода из конфликтной ситуации вы знаете?                         (конкуренция, приспособление, сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение)).

Ведущий: Коллеги, теперь, когда мы закрепили наши знания о теоретической основе конфликта, я предлагаю перейти к обсуждению вопроса «Причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями».

  • Обсуждение вопроса «Причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями» (обмен мнениями, примеры из практики).

Ведущий: Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Очень часто конфликт возникает из - за того, что родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Причины возникновения конфликта подразделяются на объективные и субъективные.

Как вы думаете, какие причины можно отнести к объективным?
(например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация).

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей.

Ведущий: Сейчас я порошу вас, коллеги, обратиться к своему опыту работы и вспомнить, с  какими субъективные причины возникновения конфликта со стороны родителей  вам приходилось сталкиваться?  

Ответы педагогов (если педагоги затрудняются дать ответ, то назвать причину и предложить обсудить ее более подробно, опираясь на примеры из практики).

Субъективные причины со стороны родителей:

- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения (отдавая ребенка в сад, родители ждут, что воспитатели всему научат их ребенка, а самим родителям ничего делать не нужно, ожидания родителей называются напрасными, что приводит к недопониманию в системе отношений «педагог- родитель»,  или наоборот, неоправданно негативное отношение, когда изначально родитель негативно настроен по отношению к детскому саду, придирается к каждой мелочи, пытается в чем- то найти подвох или уличить воспитателей;

- воспитатель становится для родителей «символом власти»                           (выглядит в их глазах контролером, диктатором, который оценивает их действия и поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя);
         - родителю кажется,  что воспитатель навязывает своё мнение  (Часто опытный воспитатель стремится передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель  « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно);

 -  негативные рассказы ребенка о  воспитателях и детском саде (дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, чтобы привлечь внимание родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство).

Ведущий: А какие субъективные причины могут возникнуть  со стороны воспитателей?

Ответы педагогов.

Субъективными причинами со стороны воспитателей является незнание, как работать с родителями воспитанников (все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей. Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного ребёнка, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения).

Ведущий: Обсудив возможные причины возникновения конфликтов, давайте вспомним основные стратегии поведения в конфликте и их характерные черты. Для этого разделитесь, пожалуйста, на две команды и выполните задание.

  • Задание « Подбери по смыслу».

Ведущий: Перед вами на столе лежат карточки, на которых написаны названия основных стратегий поведения и карточки с описанием характерных черт, присущих каждой из линий поведения. Ваша задача, найти и соединить карточки таким образом, чтобы каждой стратегии поведения было побрано соответствующее ей описание.

приспособление

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

сотрудничество

является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон

избегание

характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

конкуренция

сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера

компромисс

достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Подведение итогов.

  • Мини - дискуссия  на тему «Конструктивные и деструктивные пути решения конфликта».

Ведущий: А сейчас давайте обсудим, какие, по вашему мнению, пути выхода  из конфликтной ситуации являются конструктивными и приемлемы для использования в работе с  родителями воспитанников, а какие носят деструктивный характер и обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

Ответы педагогов, приведение аргументов. Обобщение ответов дискуссии.

Ведущий: Мы с вами пришли к выводу, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.

А теперь перейдем к практической части семинара. Я предлагаю вам выполнить упражнение, чтобы понять к какой стратегии поведения вы склонны.

  • Упражнение «Яблочко и червячок».

Ведущий:  Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!».

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!».

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!».

Вечером мама забирает ребенка из сада и делает замечание воспитателю, что ребенок неопрятен, одежда грязная, пуговица оторвана и т.д.

Ребенок не хочет идти в детский сад и маме кажется, что причиной этому является то, что ребенка обижают воспитатели и ему  здесь плохо.

Родитель недоволен тем, что ребенка недостаточно тепло одевают: не одевают пижаму на «тихий час», не повязали шарфик,  не дели теплую кофту под куртку на прогулку и т.д.

Родитель агрессивно настроен по отношению к  другим детям и требует, чтобы ему позволили выяснить отношения с ребенком, который постоянно обижает его сына.

Задача команды «воспитателей» найти конструктивное решение в каждой из ситуаций и успокоить родителя.

Команде «воспитателей» даются различные ситуации:

  1. Родители поздно приводят ребенка в сад, опаздывая не только на зарядку, но и на завтрак, обьясняя это тем, что ребенок долго спит, трудно встает по утрам.
  2.  Ребенок берет без спроса чужие вещи, воспитателю необходимо корректно поговорить на эту тему с родителями.

Задача родителя - занять  «негативную» позицию, задача воспитателя- корректно донести информацию и «сгладить острые углы».

Ведущий: Большое спасибо за активное участие, у вас получилось решить проблемы конструктивным путем и найти общий язык с родителями.

А для того, чтобы поддерживать свое  психологическое состояние, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь успокаиваться, забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

  • Упражнение на снятие напряжения « Поплавок».

Займите самое удобное для вас положение... Выпрямите спину... Закройте глаза... Сосредоточьтесь на своем дыхании... Воздух сначала заполняет брюшную полость... Затем вашу грудную клетку... легкие... Сделайте полный вдох... затем несколько легких, спокойных выдохов...
Теперь спокойно... без специальных усилий сделайте новый вдох... Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели... компаса... карты... руля... весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер... океанские волны... Большая волна может, на некоторое время, накрыть вас... но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность... Пытайтесь ощутить эти толчки и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли воды... подушку моря под вами, поддерживающую вас... когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане...После того как я досчитаю от 10 до 1 вы медленно, на вдохе, откроете глаза и «вернитесь» в эту комнату...

  •  Антистрессовое упражнение «Ластик».

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» стрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Если вы чувствуете злость, раздражение, постарайтесь успокоиться, существует масса способов это сделать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох - выдох, посчитать про себя, вспомнить какой - то счастливый момент своей жизни и т.д.

Ведущий: В завершении нашего семинара, я бы хотела подытожить данную тему, дав вам несколько советов, как свести возникновение конфликтов к минимуму:

  • своевременно информировать родителей о том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
  • научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему
  • показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
  • использовать различные формы и методы в работе с родителями, в том числе и нетрадиционные    (беседы и консультации, анкетирование, дни открытых дверей, мастер- классы, «круглые столы», викторины, ток- шу и т.д.).

А если все- таки конфликта не удалось избежать, то постарайтесь держать себя в руках и не терять самообладания:

  • Не давайте волю эмоциям. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к родителю могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
  • Не давайте родителю отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете”, лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: "Вы грубый человек”, лучше скажите: "Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.
  • Не перебивайте родителя, дайте ему высказаться. Дайте родителю "выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его "взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.
  • Следите за языком вашего тела. Сохраняйте непринужденную позу, поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не скрещивайте руки на груди и не отворачивайтесь.
  • Говорите, когда родитель остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было, обидное и оскорбительное для родителя. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
  • Попросите от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: "То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”
  • Предложите родителю высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. При поиске путей решения помните, что вы и родитель должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).
  • Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает человека, во-вторых, вызывает у него уважение.

Ведущий: Самый эффективный путь предотвращения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Мне хочется пожелать вам взаимопонимания с родителями, воспитанниками и коллегами, творческих успехов и неиссякаемого энтузиазма в работе. Спасибо за внимание!

  • Рефлексия (педагоги высказывают свои мнения по поводу рациональности такой формы работы, было интересно или нет, хотели бы они,  чтобы такой формат был использован в дальнейшем или нет ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения» Семинар-практикум с элементами тренинга

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....