Консультация для воспитателей ДОУ: «Создание нестандартного оборудования по физическому развитию в детском саду»
консультация

Применение опыта в создании условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного оборудования.

Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ:

«Создание нестандартного оборудования по физическому развитию в детском саду»

I Часть

ЦЕЛЬ: Создание условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного оборудования

ЗАДАЧИ:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных

упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном

значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной

деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Планируемые результаты:

- повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности;

- увеличение объёма двигательной активности детей;

- побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности;

- создание условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении;

-воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Ребенок дошкольного возраста третьего тысячелетия испытывает не меньшую потребность в движении, чем его сверстники других поколений.

Однако техногенная среда, с огромной скоростью завоевавшая жизненное пространство человечества, расширяя информационное поле малыша, ограничивает его двигательную активность. Время, проведенное дошкольником у телевизора, компьютера сегодня составляет более половины всей его жизни. Кроме того, сложилась традиция ранней интеллектуализации дошкольников в ущерб остальным видам деятельности, хотя характеристики любой деятельности лучше формируются в процессе освоения физической культуры.

Вялые мышцы, проблемы с осанкой, пищеварением, зрением – список можно продолжать бесконечно. Даже в ДОУ, где созданы достаточные условия для физического развития ребенка, можно видеть детей, не желающих заниматься физическими упражнениями, предпочитающих проспать утреннюю гимнастику, посидеть на прогулке, не играть со сверстниками в подвижные игры.

Это говорит об отсутствии мотивации современного ребенка к занятиям физической культурой.

Педагоги создают условия для возможностей принятия ребенком базовых ценностей здоровья и физической культуры. Но, в основном, здоровье сберегающие технологии и программы не закладывают сегодня целей формирования осознанного отношения к своему здоровью. А заставить человека быть здоровым по мимо его воли, сложно. Поэтому мы сегодня говорим о физкультурном образовании в плане формирования сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни, сообразно меняющимся условиям.

Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.

В свете новых приоритетов образовательной политики-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является важнейшей задачей образования (п. 1.6. ФГОС)

В Стандарте учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Для осуществления физкультурного образования необходимо создать условия, определить средства, обеспечивающие его качество.

Одним из важнейших средств является предметная среда развития движений дошкольников. Существует достаточно много теорий построения развивающей среды в системе ДО. Опираясь на ФГОС, мы остановились на

следующих принципах построения предметно – развивающей среды развития движений детей в ДОУ.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей

2. Принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде. Обеспечение двигательной активности.

3. Принцип системности

4. Универсальность предметной среды развития движений.

С ориентацией на то, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС 3.3.4, но

в настоящее время мы, к сожалению, имеем морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно организовывать двигательную деятельность. Вследствие этого у детей падает интерес к занятиям.

Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

.

Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Организация педагогом разнообразной и содержательной деятельности способствуют выполнению основных задач и развитию умственных, духовных и физических способностей детей.

Эффективный способ повышения двигательной активности детей, овладение ими основными движениями – это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя. А также проведение физкультуры с использованием нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.

II Часть

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого нужно использовать физкультурное, нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений, она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

  1. Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;
  2. Особенностей его эмоционально – личностного развития;
  3. Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей [ 2 ].

Ведется физкультурно-оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо, эмоционально, интересно. Наша задача – насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки, палочки и прочие бросовые материалы.

Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению – поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Сюда относится и подбор безопасных материалов, и четкое представление того, как конструкция будет закреплена в физкультурном зале, и подбор правильных цветов.В каждой возрастной группе создаётся физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, столбики, гантели, разноцветные ориентиры, кольцебросы, флажки, , поролоновые бревнышки, цветные дорожки, массажеры и т.д.).

Дорожка для коррекции стопы выкладывается рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после дневного сна, проходят по ней один – два раза. Она состоит из нескольких ковриков: колких ковриков из синтетических материалов, которые сегодня модно класть перед входной дверью или в ванной комнате, ковриками с нашитыми рядами пуговиц и коврика с нашитыми рядами пластиковых крышек.

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Внося элементы необычности посредством нестандартного оборудования, мы вызываем интерес дошкольников, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.

Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника [ 1 ].

Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • Помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
  • Стимулировать к включению в процессе двигательной активности, побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • Направить совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
  • Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит им быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Как известно, двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по физическому развитию нужно  такое оформление спортивного уголка, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний. Поэтому  надо  постоянно работать над обогащением развивающей среды — изготавливать нестандартное физкультурное оборудование.

Разработанные  в  детском саду пособия и нестандартное оборудование несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную патологию.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.

Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью надо внедрять массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы. Понимать важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся с детьми  помогают и родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении нестандартного оборудования, являются активными участниками спортивных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Таким образом, целесообразный подбор и рациональное использование нестандартного оборудования и пособий способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Эффективность работы с нестандартным оборудованием заключается в следующем:

  • Дети приобщаются к постоянным занятиям физическими упражнениями, укрепляя здоровье
  • Возрастает интерес детей к занятиям
  • Дети быстрее осваивают сложные упражнения
  • Увеличивается плотность занятия
  • Занятия проходят на более эмоциональном уровне
  • Нет дополнительных затрат на спортивный инвентарь

- Улучшается материально – техническая база.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Использование нестандартного оборудования по физической культуре в детском саду и дома»

Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

Родительское собрание на тему: «Использование нестандартного оборудования по физической культуре в детском саду и дома»

Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

Использование нетрадиционного оборудования для физического развития в детском саду.

 Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из бросового материала. Посредством использования нестандартного оборудования, наряду с дви...

Нестандартное оборудование по физической культуре в детском саду

Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям, сформировать потребность к самостоятельным действиям, а также привлечь внимание родите...

Консультация для педагогов "Нестабильные поверхности - нестандартное оборудование для оздоровления детей в детском саду "

   Пробовали ли вы когда-нибудь встать на нестабильную поверхность и выполнять при этом физические упражнения, не забывая удерживать равновесие? Попробуйте! Дело это непростое, но кра...

«Нестандартное оборудование по физической культуре в детском саду своими руками»

ull;Ребенок должен расти здоровым!•Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки;•Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формировани...