проект "Ловкие пальчки"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна
Сегодня, во времена  развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет  бытовая техника. Раньше  многое приходилось делать руками, тем самым  улучшая их моторику: вязать, вышивать, штопать,  стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно  было чистить ковры не  пылесосом, а губкой или веником; резать  овощи  ножом, а теперь эту  работу выполняют кухонные комбайны. 
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом.  У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Поэтому решила для своей работы с детьми взять такую тему. актуальную тему.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lovkie_palchiki.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование педагогического опыта

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Авторы – разработчики педагогического опыта

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна – воспитатель высшей категории

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2017-2020 гг.

Адрес педагогического опыта

62883, Российская федерация,

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть  – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия»

Т. 8(3463)46-51-16

Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность проекта

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие не задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага. И непосредственно не забывать о рисовании и лепке что не только развивает моторику но и воображение и творческие способности. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Обоснование необходимости проекта Сегодня, во времена  развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет  бытовая техника. Раньше  многое приходилось делать руками, тем самым  улучшая их моторику: вязать, вышивать, штопать,  стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно  было чистить ковры не  пылесосом, а губкой или веником; резать  овощи  ножом, а теперь эту  работу выполняют кухонные комбайны.

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом.  У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.

3.  Цель   Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через использование разнообразных игр, методов и приемов.

4.  Задачи:

 Развивающие:

  • создать условия для ситуативно-делового, личностно - организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя:
  • формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
  • воспитывать интерес к искусству.

Образовательные:

  • создать педагогические условия для развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи  через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада.

Воспитательные:

  • развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Гипотеза: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

5. Вид проекта (творчески – информационный)

6. Продолжительность проекта долгосрочный (сентябрь 2017-май  2020)

7. Участники проекта: - дети 

- воспитатели

- педагог психолог

- руководитель театральной студии

- родители

- педагог логопед

8. Форма работы по проекту 

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развитие способности координированной работы со зрительным восприятием.

 Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.

Принципы, лежащие в основе проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.

Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.

Пути и средства реализации проекта

 Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную       деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.

Для развития графического навыка используем:

- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

- рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;

- графические диктанты.

9. Предварительная работа:

  • Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
  • Создание творческой группы.
  • Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  • Постановка цели и задач, составление плана работы.
  • Анкетирование родителей.
  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Диагностический срез знаний детей.

10.  Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная  установка, литературные произведения, интернет-ресурсы, канцелярские принадлежности, прописи, тетради, музыкальный центр.

11. Ожидаемые результаты 

К концу реализации проекта дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

 кисти рук приобретут хорошую подвижность и гибкость,

скованность движений рук исчезает.

 научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве,

рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.

 повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое

восприятие, логическое мышление, память.

 повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое

восприятие, логическое мышление, память.

 проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

 увеличился словарный запас детей.

 речь детей более эмоциональна и выразительна.

 возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

 дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

 у детей стала более развита мимика, моторика пальцев рук,

внимание, память, воображение, речь.

Для родителей:  Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми; родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома;

12. Продукт проектной деятельности:

Изготовление нестандартного оборудования;

 Методический комплекс по проведению пальчиковых гимнастик;

Презентация  «Работа с детьми по данной теме»;

Выставки работ детей по данной теме;

Выставка пособий для развития мелкой моторики рук.

13. Презентация по данной теме.

14. Литература

 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.

2. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,

Москва 2003 г.

3. Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»,

Москва» Просвещение» 1991 г.

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,

Москва, 2001 г.

5. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»

6.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.

7.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.

8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.

9.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.

10.Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999г.

11.Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. речевой голос и его воспитание. – М.: 1985г.

12.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - .: 1995г.

13.Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.

14.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.

15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.

16.Шилъгави В.П. Начнем с игры. – М.: 1980г.

17.Якимова М., Бибекина О.. Региональная система дошкольного образования: Театрализованная деятельность в практике детского сада. Новокузнецк 2010г.

Этапы работы по проекту.

№ п/п

Этапы  работы

Дата проведения

1.

Этап планирования: Подбор и изучение литературы по теме проекта. Постановка цели и задач, составление плана работы. Анкетирование родителей. Составление перспективного плана «Основы графомоторных навыков» по ознакомлению дошкольников с письмом.   Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.

22.08-31.08.2018

2.

Аналитический этап: сбор наглядного материала, сбор информации; привлечь детей к новой методике графический диктант, информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

03.09-31.09.2018

3.

Выполнение проекта: Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм. Рисование пальчиками гуашью «Медвежонок»«осьминожки» …

Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.  Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем"

"Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками".

Театрализованные игры

Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для пальчикого театра.

Сентябрь 2018-май 2020

4.

Подведение итогов. Анализ результатов реализации проекта  Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом. Презентация проекта.

Май  2020

План проекта

Месяц

Неделя

Тема мероприятия

Программное содержание

С

Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1.

Обводка трафаретов осенних листьев, раскрашивание их.  Составление узора из листьев на листе бумаги.  

учимся проводить горизонтальные и вертикальные линии .

2.

Лепка плоских геометрических фигур, выкладывание их узор на квадрате.

 закрепить приемы лепки, освоенные ранее, развивать

3.

Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, солнце!» Д/игра "Цветные вкладыши

 

Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

4.

Обводка трафаретов овощей.

Определение на ощупь овощей в мешочке, сколько их, нарисовать столько же.  Лепка с натуры овощей.  Вырезание на тему «Овощи».

Упражнять детей в поочерѐдном поднимании

пальцев рук, учить слушать словесную

инструкцию.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

Самомассаж ладоней ирук

 желудями.  Пальчиковая игра «Деревья»   Игры с прищепками«Дерево»

Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки,

2.

Составление целого из 6 частей, рисование получившегося предмета, раскрашивание его.  Обрывание из цветной бумаги фигур рыбок

Продолжать учить детей мягкими массирующими

движениями разминать пальцы, ладони, наружные

стороны кисти.

3.

Обводка трафаретов двух котят и раскрашивание их так, чтобы они были пушистыми.  Выкладывание животных из геометрических фигур.

Учить детей выполнять имитирующие движения,

разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

4.

Лепка на тему «Медведь и заяц».

Рисование на тему «Встреча медведя и зайца» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Вырезание фигур диких животных.

Составление изображения игрушек из

геометрических фигур. Учить застегивать и расстегивать пуговицы

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук прищепками.

 Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

«Выгладим платочки»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Рисование в н/т «Дождь идѐт»

(ватными палочками)

Учить детей соприкасаться поочередно пальчики

одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

2.

Выкладывание из цветной бумаги «Цветика – семицветика».

Рисование на тему «Радуга».

Составление цветика – семицветика из частей. «Одень Петрушку» (обводка трафарета, рисование одежды).

Познакомить детей с рисованием в

нетрадиционной технике – с использованием

ватных палочек, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику.

3.

Игра «Предметное домино».

Рисование кошечки (большая, средняя, маленькая на листах соответствующих размеров).

Рисование на тему «Участок зимой и осенью» (на двух листах).

Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

4.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук прищепками.

«Ёлочка», «Снежинка».

 Пальчиковая игра «Варежки»

.Графический диктант

Игра «Шнуровки».

 Продолжать учить детей поочерѐдно загибать пальцы, начиная с большого пальца. Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

Пальчиковая игра «Наряжаем ѐлочку»

Перекладывание из одной емкости в

другую. Рисование «Украсим ѐлочку» (рисование пальчиками).

«Слепим мы снеговика».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными

видами рисования, учить рисовать кончиками пальцев.

2.

Обводка и раскрашивание трафаретов рыбок (8 видов).

Рисование с натуры «Рыбы в аквариуме».

Лепка по иллюстрации «Декоративные рыбки».

Работа с проволокой: сделать большую и маленькую рыбки.

Выкладывание из веревочек ѐлочки и ѐлочного шарика.

Учить детей по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики.

3.

Обводка снежинок 5 размеров (на листе 2030).

Раскрашивание снежинок.

Выкладывание на бумаге снежинок из узких полос разной длины в форме многоугольника (по 3 многоугольника разного цвета и размера).  Лепка панно «Снежинка» на многоугольнике

Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

4.

«Ёлка», «Ёлочный шар».

Пальчиковая игра «Семья»

Игра «Человечек» (выкладывание

фигуры человека из пуговиц).

Продолжать формировать умение детей катать  шишку между ладонями.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.

Рисование на тему «Зима в городе».

Выкладывание предметов из пластмассового конструктора на тему «Зима».

Формировать у детей умение совершать

разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки)

2.

Обводка предметов одежды.

Раскрашивание по готовым формам (шарф, варежки, кофта)

«Одень мальчика и девочку в зимнюю одежду».

Рисование предметов одежды согласно сезону (картины об осени и о зиме).

Учить детей выполнять имитирующие движения,

разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

3.

Работа с проволокой: волнистая, замкнутая, ломаная линии, треугольник, прямоугольник.

Складывание целого предмета из 6 частей, рисование его контура.

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую

моторику рук формировать навыки шнуровки.

4.

Определение на ощупь предмета, его формы (флажок, шар). Сделать из проволоки его контур.

Рисование клубочков в корзинке на 1 больше, чем на картине (клубочки рисовать путём наращивания всех цветов радуги).

Упражнять детей в поочерѐдном поднимании

пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.

Рисование и закрашивание орудий труда.  Рисование орудий труда тех, кто изображён на картине (врач, учитель, продавец, прачка).

Лепка орудий труда, кто изображён на картине.

Продолжать учить детей мягкими массирующими

движениями разминать пальцы, ладони, наружные

стороны кисти.

Учить детей имитировать движения швеи,

2.

Самомассаж пальчиков рук «В

гости к пальчику большому».

.Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»  Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки) «Домик», «Цыпленок».

Упражнять детей в поочерѐдном поднимании

пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3.

Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Пальчиковая игра «Весна» Рисование в н/т «Первая травка» рисование

пальчиками) Стихотворение

«Дружно маме помогаем».

Учить детей рисовать кончиками пальцев прямые

и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание.

4.

Пальчиковая гимнастика «Напѐрсток»

Игра «Завяжи узелки»  Стихотворение

«Позвала нас в  гости кошка» Пальчиковая гимнастика "Помощник".

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую

моторику рук формировать навыки шнуровки. Инсценировка стихотворения

М

А

Р

Т

1.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук грецким орехом.  Пальчиковая

игра «Мамочка»  Рисование в н/т

«Мимоза для мамы» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать ватными

палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость.

2.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук шишкой. Пальчиковая игра «Весна»

Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками) Стихотворение

«Дружно маме помогаем».

Продолжать формировать умение детей катать

шишку между ладонями. Учить детей выполнять сложные движения в

сочетании с текстом пальчиковой гимнастики,развивать координацию и плавность движений.

3.

Обводка фигуры человека находящегося в разных положениях.  Обводка трафаретов девочки и мальчика и раскрашивание одежды узором.

Рисование на тему «Дети занимаются».  Способом обрывание сделать предметы зимней одежды для кукол.

Учить детей вкладывать одну форму в другую,

соизмеряя величину предмета. Развивать

сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

4.

Выкладывание по схеме разных видов зданий: дом многоэтажный, одноэтажный, общественное здание.  Игра «Танграм», выкладывание предметов, на которых человек может передвигаться.  Рисование на тему «Начало весны».

Составление изображения игрушек из

геометрических фигур.

Учить застегивать и расстегивать пуговицы

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук грецким орехом  Пальчиковая

игра «Луноход» Игра «Собери ракету» (мозаика)

Формировать умение прокатывать орех между ладонями и пальцами. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

2.

«Волшебный  клубочек». Сухой бассейн.

Продолжать учить детей составлять из мелких

частей изображение ракеты, проявлять

сообразительность. Сматывание и разматывание клубка ниток.

3.

Самомассаж ладоней и пальцев

рук карандашом. Пальчиковая игра

«Весна»

Формировать умение прокатывать карандаши

между пальцами.

Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

4.

Игра «Первая травка» (выкладывание из весеннюю травку по образцу. мозаики).

 «Вытрем наши ручки».

Собираем платок в кулачок одной руки, а потом другой.

М

А

Й

1.

Самомассаж резиновым мячиком.

Разучивание пальчиковой игры

«Пальчики бойцы»

Сжимание и разжимание мяча правой и левой рукой.

2.

Работа с трафаретами.  Дорисуй чешую у рыбки.

Обведи изображение и заштрихуй Рисование по клеткам.

3.

Обводка и закраска трафаретов цветов.  Рисование первых весенних цветов.  Способом обрывания сделать букет весенних цветов. Наклеить их.

Рисование волнистой линии, раскрашивание предметов, не выходя за контур

4.

Подведение итогов проектной

деятельности

Сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г. Демидовой Оксаны Петровны, вос-питателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13 г.Нижнекамска» муници-паль

Тема инновационной деятельности: Использование технологий развития детского речевого творчества.Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения...

Дидактическая настольная игра по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии» ( «Толйись но шуныт пала кошкись тылобурдоос»)

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии»Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах. Развивать познавательный интерес, логическ...

Презентация "Весенние палы"

Материал о пожаре...

Консультация "Чем грозят весенние палы травы"

Осмысленное понимание важности сохранения Флоры и Фауны....

Акция "Нет весенним палам"

Акция "Нет весенним палам" в младшей разновозрастной  группе....

мастерская пальчков

мастерская пальчиков...