Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе Тема: «В гости к белочки»
учебно-методический материал (средняя группа)

Конспект по познавательному развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД» ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМЕНЫ  ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ А.И. ДЫРИНА П.Г.Т.БАЛАШЕЙКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИИ

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе

Тема: «В гости к белочки»

Выполнил:

воспитатель

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ

п. г. т. Балашейка

Шигильчина А.Г.

2019 год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: систематизировать знания детей о диких животных, их образе жизни, об особенностях, повадках; закреплять знание детей о времени года- осень, сезонных изменениях; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать тактильное и зрительное восприятие определять свойства геометрических фигу; продолжать знакомить детей с геометрической фигурой: прямоугольником, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание; развивать умение решать задачу в соответствии с данной инструкцией; создавать целостный образ из геометрических фигур; продолжать учить соотносить количество предметов с их числом; закреплять умение подбирать предметы одинаковой длины способом приложения.

Речевое развитие: способствовать четкому и правильному произнесению слов; активизировать словарь детей: «круг», «квадрат», «треугольник», «берлога», «мордочка», «нора», «бродит», «прямоугольник.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческую активность, воображение, аккуратность при выполнении аппликации, интерес к совместной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: формировать интерес к совместной деятельности; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; формировать дружеские взаимоотношения друг к другу; формировать умение рефлексии своей деятельности; воспитывать внимательного слушателя и активного собеседника; совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Физическое развитие: закреплять умение выполнять движения за воспитателем; развивать зрительное и слуховое внимание.

Методы и приёмы:
Практические: аппликация «Бельчата в лесу»,  физкультминутка «Звериная зарядка»
Словесные: сюрпризный момент, объяснение, задаваемые вопросы, рефлексия, беседа, загадки.
Наглядные:  использование ИКТ, карточки, показ наклеивания бельчонка, макет реки.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация «Дикие животные» (слайд-шоу); геометрические фигуры, осенний лес, макет реки.

Раздаточный материал: бельчата (по количеству детей), мягкие блоки, карточки (по количеству детей), доски или клеенки, клеевые кисточки, подставки для кисточек, клей, салфетки тряпичные, салфетки влажные, угощение.

Формы организации совместной деятельности

Деятельность детей

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Введение в игровую ситуацию.

Цель: мотивация детей к предстоящей деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

 Беседа «О диких животных».

Цель: систематизировать знания детей о диких животных, их образе жизни, об особенностях, повадках.

Дидактическая игра «Собери запасы».

Цель:учить соотносить количество предметов с цифрой.

Дидактическая игра «Сложи рыбку».

Цель: создавать целостный образ из геометрических фигур; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание; развивать умение решать задачу в соответствии с данной инструкцией

Дидактическая игра «Построй мостик».

Цель: закреплять умение подбирать предметы одинаковой длины  способом приложения, продолжать знакомить детей с геометрической фигурой: прямоугольником, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.

Коммуникативная

Вопросы к детям.

Цель: совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями.

Рассказ детей.

Цель: развивать память, монологическую  речь, умение правильно строить предложения.

Отгадывание загадки.

Цель: учить отгадывать загадки, выделять существенные признаки предметов.

Рефлексия.

Цель: создать фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Двигательная деятельность

Физкультминутка.

Цель: развитие  умения выполнять движения за воспитателем, развивать зрительную и слуховую активность, снять напряжение, удовлетворять потребность в движении.

Продуктивная

Аппликация «Бельчата в лесу» (коллективная работа).

Цель: развитие  творческой активности, воображения, аккуратности при выполнении аппликации, интереса к совместной деятельности, дружеского отношения друг к другу.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи( с обозначением обр.области)

Деятельности воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель организует детей на занятие:

-Проходите, дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте  с ними поздороваемся.

Улыбнусь я себе,

 Улыбнусь я тебе,

            Улыбаюсь целый день,

             Улыбаться мне не лень.

Подарим улыбку всем, пусть хорошее настроение будет у всех нас целый день.

-Ребята, мне сегодня пришло письмо, но оно необычное – это видеописьмо. Чтобы оно открылось, нам надо отгадать загадку

 С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.

-И так, внимание на экран! ( Слайд 1)

Видеописьмо Белки: «Здравствуйте, дети. Я – Белочка. Приглашаю вас к себе в гости. Я живу далеко.  Дорогу, вам помогут найти мои друзья – дикие животные, которые изображены на карте. До встречи!»  (Слайд 1)

Дети здороваются с гостями, улыбаются друг другу

Ответы детей

Мотивация к занятию, вступать в контакт с воспитателем, положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Деятельностный

Совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями; систематизироватьзнания детей о диких животных, их образе жизни, об особенностях, повадках.

Воспитатель задает вопрос детям:

- Ребята,  я предлагаю отправиться в гости к белочке.

- Но сначала давайте вспомним, кто такие дикие животные и почему их так называют.

-Ребята, а расскажите, что вы знаете о диких животных?

Беседа:

 Дикие животные с человеком не живут и помощи от него не ждут. Сами пищу добывают, сами деток охраняют. Строят прочные жилища.

-Вот мы  вспомнили диких животных. А теперь можно отправляться в путь. Я знаю волшебные слова, которые помогут  нам отправиться в путешествие:

Ножкой топнем, в ладоши    хлопнем.

Вокруг себя повернёмся,  

Дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем. Скажем «Ах!»

И окажемся в гостях».

Открываем глаза… А вот и карта ( Слайд 2)

-Ребята, посмотрите, внимательно, на карту и первым на пути нам встречается ёж.

-Ребята, расскажите, что вы знаете о нем. (рассказы детей)

 1.Ребенок

(Слайд 3)

Дополняет воспитатель:

Ёж питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.
Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями.

-Ёжик, может, ты нам подскажешь

 И путь к Белочке укажешь?

Слайд 3 Ёжик говорит

             Путь, конечно, знаю я

             Помогу я вам, друзья.

             Но и вы не откажите –

             Собрать запасы помогите.

Ответы детей

Дети выполняют движения.

Еж – дикое животное, живет  в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза. Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки.

Участие детей в процессе занятия через беседу и ответы на вопросы задаваемые воспитателем.

Дидактическая игра«Собери запасы»

Учить соотносить   количество предметов с названной цифрой.

(У каждого ребёнка индивидуальная карточка  с количеством грибов, яблок, шишек. Ребенок находит столько предметов сколько изображено у него на карточке).

-Ребята, давайте поможем ёжику собрать  запасы. Я вам раздаю карточки с определенным  количеством предметов, вы должны собрать то количество предметов, сколько изображено у вас на карточке.

Воспитатель спрашивает детей

«Сколько ты собрал грибочков в корзину?»

«Сколько ты собрал яблок в корзину?»

«Сколько у тебя собрано шишек?»

-Молодцы, ребята!

Слайд 3    Ёжик отвечает (аудиозапись)

                  Спасибо вам, друзья,

Вот вам шишка от меня.

Белочке отдайте,

Привет от меня передайте.

Воспитатель берет шишку, кладет в корзину.

-Давайте, посмотрим на карту. Кто же нам ещё поможет?

 ( Слайд 4)

-А о медведе нам расскажет…. 2 Ребенок

Дополняет воспитатель.

- На зиму практически все медведи уходят в зимнюю спячку в свою берлогу, предварительно наевшись до отвала. Если медведь остался голодный осенью, то он просыпается и бродит по лесу в поисках еды, за этого его называют медведем-шатуном. (Слайд 5)

-Здравствуй, Мишка косолапый,

           До тебя дошли ребята.

              Покажи нам Белкин дом,

          В гости к ней мы идём.

Слайд 5 – Медведь говорит (аудиозапись)

       Ой, ребята, не могу,

           Скучно мне на берегу.

  Я замаялся уже –

    Рыбки нет нигде…

-Давайте Медведю поможем, угостим его рыбкой.

Выполняют задание.

Медведь – это хищное животное крупных размеров, имеющее густую шерсть, защищающую его кожу. У него острые когти, которые помогают ему в охоте.Медведь умеет плавать, быстро бегать и лазить по деревьям. Медведь по своей природе всеяден, любит мясо и рыбу, но он также не прочь полакомиться медом, ягодами, зернами, вкусной травой, корешками и плодами.

Научились соотносить количество предметов с цифрой.

Дидактическая игра «Сложи рыбку»

Создавать целостный образ из геометрических фигур; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание. Развивать умение решать задачу в соответствии с данной инструкцией

(Дети из геометрических фигур выкладывают силуэты рыб)

-Ребята, прошу вас пройти за столы. У каждого из вас лежат геометрические фигуры.

- Назовите мне их.

-Из геометрических фигур попробуйте составить  рыбу.

-Ребята, давайте вместе посмотрим, какие рыбки получились.

-Молодцы!

Слайд  – Медведь говорит: (аудиозапись)

                  Спасибо вам, друзья!

            Вот орех от меня.

          Белочке отдайте,

              Привет передайте.

- А теперь мы отдохнём,

Наши ножки разомнём.

 Проведём звериную зарядку.

Выполняют задание.

Закреплено умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;  создан целостный образ из геометрических фигур.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Развивать умение выполнять движения за воспитателем; развивать зрительное и слуховое внимание, снять напряжение, удовлетворять потребность в движении.

Совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями; систематизировать знания детей о диких животных, их образе жизни, об особенностях, повадках.

-Ребята, давайте встанем в круг.
                Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут, и легонечко подпрыгнут.

Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе долго топчется на месте.

-Отдохнули, а домик Белочки так и не нашли.
-Давайте посмотрим на карту. Какое следующее животное нам  укажет путь к белочки? ( Слайд 6)

-Ребята, кто это?

- А о зайце нам расскажет…. Ребенок 3

Дополняет воспитатель.

Глаза  у зайца находятся не в центре мордочки, а по бокам, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади.У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев.
Нору зайцы не делают и запасы на зиму не собирают. 

Слайд - Заяц: «Ну, привет вам, ребятня!

               Вы добрались до меня.

                   Мне помочь вам так охота,

            Но мешает мне работа.

                  Через реку строю мостик я,

             Выручайте, мои друзья.

              Помогите мне немножко,

       Тогда к Белке покажу      дорожку!»(аудиозапись)

-Ребята, давайте поможем зайчику построить мост.

Дети выполняют движения.

Ответы детей

Заяц - дикое животное. Весной и летом на зайцах серая шуба. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.

Развито умение выполнять движения за воспитателем, развивается зрительное и слуховое внимание, снято напряжение, удовлетворена потребность в движении.

Участие детей в процессе занятия через беседу и ответы на вопросы задаваемые воспитателем.

Дидактическая игра  «Построй мостик»

Закреплять умение детей подбирать предметы одинаковой длины  способом приложения;  развивать тактильное и зрительное восприятие определять свойства геометрических фигу; продолжать знакомить детей с геометрической фигурой: прямоугольником, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание; развивать умение решать задачу в соответствии с данной инструкцией.

 (Из программы Мозайка)

-Ребята, прошу вас подойти к столу.

 Ребята, перед вами лежат мягкие блоки. Выберите прямоугольные блоки одинаковой длины и постройте мостик.

Слайд -  Заяц: (аудиозапись)

Спасибо вам, друзья.

Вот вам жёлуди от меня.

Белочке отдайте,

Привет передайте.

Воспитатель кладёт жёлудь в корзину

-Ребята, мы выполнили все задания друзей,  собрали угощение для Белочки. Теперь отправляемся к ней в гости.

Слайд 9-Белка:     (аудиозапись) 

«Видеть вас, ребята, рада.

                  Но грустят мои бельчата-

                  Нет совсем у них  друзей,

                  Помогите, поскорей!

- Поможем найти друзей для нашихбельчат.

Выполняют задание.

Слушают зайца.

Научаться подбирать предметы одинаковой длины  способом приложения.

Аппликация «Бельчата в лесу» (коллективная работа)

Развивать творческую активность, воображение, аккуратность при выполнении аппликации, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг к другу.

-Ребята,посмотрите, какой лес у нас.

-Предлагаю поселить в нашем лесу бельчат. (Звучит музыка)

Дети берут по одному бельчонку, наносят клей и наклеивают в осенний лес.

Развивается творческая активность, воображение, аккуратность при выполнении аппликации, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг другу.

Рефлексия

Заключительный

Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД.

А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте скажем наши волшебные слова

Ножкой топнем, в ладоши    хлопнем.

Вокруг себя повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем. Скажем «У!»

 И окажемся в саду.

«Кому помогли?»

«Встрече с каким животным вы были     наиболее рады?»

«Что было для вас трудным?»

«А что больше всего понравилось?»

-Спасибо за путешествие!

Дети говорят волшебные слова.

Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД.