Программа "Почемучка"
рабочая программа (старшая группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Цель программы – определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей с целью повышения эффективности подготовки к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pochemuchka.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

   

 

Программа
по развитию познавательной активности дошкольников

 «Почемучка»

(на основе методических рекомендаций У.В.Ульенковой)

Автор – составитель:

                                                                                            педагог – психолог

                                                                                          Ковальчук Ю.К.

                                                             

                             

г. Нижневартовск

Название:

«Почемучка»

Автор-составитель:

Ковальчук Ю.К.- педагог-психолог первой квалификационной категории

Основание для разработки

Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.
  • ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1. 2.3
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н
  • «Концепция дошкольного воспитания»

Сроки реализации программы:

2020 - 2021 гг.

Учреждение:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Юридический адрес:

г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова 5-а

Учредитель программы:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Вид программы:

Компилятивная, основанная на методических рекомендациях У.В.Ульенковой

Цель программы:

Определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей с целью повышения эффективности подготовки к школьному обучению

Задачи программы:

- Раскрытие психологической сущности развития познавательной активности и познавательных интересов в дошкольном возрасте.

 - Разработка модели выявления и формирования познавательной активности у ребенка старшего дошкольного возраста.

 - Выявить психолого-педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 -  Применение комплекса условий, позитивно влияющих на развитие познавательной активности ребенка – дошкольника.

 - Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по развитию познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

           Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

         В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.

       А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

         Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

        Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

        Считаю, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • Личность педагога,
  • Характер его взаимоотношений с ребенком,
  • Закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, творчества, собственных решений.

       Необходимость углубленной работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет), которая проявляется в познавательной деятельности, была обусловлена следующими положениями:

  •    Дошкольники проявляют себя, но зачастую их познавательные способности развиваются хаотично;
  •   У детей старшего дошкольного возраста зачастую познавательная мотивация либо отсутствует, либо развита недостаточно; преобладает игровая мотивация.
  •    Недостаточный уровень познавательной мотивации приводит к тому, что материал, предлагаемый детям на занятиях практически не усваивается.
  •    Зачастую активность детей подавляется в угоду дисциплине.

        Дошкольный возраст -  это период проявления наиболее выраженных процессов адаптации биологических механизмов человека к социальным нормам общества. И неслучайно, человек проходит длительный период детства, учась овладевать своими инстинктами, поэтому, именно в дошкольном возрасте важно помочь ребенку приобрести индивидуальный опыт самовыражения, самореализации, самоутверждения в русле социальных ценностей, а также создавать условия для развития познавательной активности ребенка-дошкольника.

     Реализация принципа «внешнее через внутреннее» (Рубинштейн С.Л.) помогает найти верный ориентир в понимании того, что внешние требования (цели, задачи), предъявляемые ребенку другими людьми, всегда преломляются системой внутренних условий личности и только на этой основе превращаются в ее собственные руководства к действию, т.е. трансформируются в самоценную активность. В этом плане «самоценная активность» понимается как осуществление деятельности по причине осознания ее собственной ценности, а сама активность выступает как фактор ускоренного развития личности и источник ее преобразования во взаимосвязи с окружающим миром.

     Цель программы – определение и обоснование комплекса психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей с целью повышения эффективности подготовки к школьному обучению

Задачи: 

  • Раскрытие психологической сущности развития познавательной активности и познавательных интересов в дошкольном возрасте.
  • Разработка модели выявления и формирования познавательной активности у ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Выявить психолого-педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  • Применение комплекса условий, позитивно влияющих на развитие познавательной активности ребенка – дошкольника.
  • Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по развитию познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста.

   Основные направления реализации программы: 

  • Психолого - педагогическая диагностика.
  • Профилактическая работа.
  • Просветительская деятельность.

Условия развития   познавательной активности ребенка – дошкольника:

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

     Сравнительный анализ по созданию благоприятной среды для развития познавательной активности по дошкольным группам показал, что она отвечает возрастным особенностям детей, на основе методологических принципов. Но особое внимание необходимо обратить на педагогическую компетентность воспитателей.      Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка, его интересы и возможности познания мира.

Методологические принципы:

  • Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  • Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
  • Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
  • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
  • Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Предполагаемые результаты:

 - Каждый ребенок сможет проявить свои познавательные интересы в полном объеме.

 - У 50% старших дошкольников познавательные интересы будут выше среднего уровня.

 - Преобладающим видом мотивации у выпускников будет мотивация учения.

 - Дети научатся задавать вопросы познавательного содержания.

 - Уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению составит 96%.

       Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников (и не только их) строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение.
И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем, обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.
При репродуктивном обучении ребенок овладевает определенным набором алгоритмов (схем) решения тех или иных задач, и при столкновении с новой, нестандартной задачей он оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Более того, любые знания со временем устаревают. И если вновь не обучить нашего, уже выросшего, ребенка, он окажется несостоятельным как в профессиональном, так и в личностном плане.
При продуктивном же обучении, сталкиваясь с новой проблемой, человек может использовать свои умения по поиску решения. Соответственно, появление новой проблемы становится для него не тупиком, а способом продолжить свое образование. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом. Таким образом, одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками»: они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!

   При проведении развивающих занятий необходимо ставить перед детьми проблему, которую они могут сами решить, используя свой прошлый опыт, наблюдая за теми или иными явлениями и событиями. Следует так ставить вопрос, чтобы дети могли высказать свое мнение, а не просто повторить ранее услышанное. Это вопросы типа: «А что, если?..», «Почему?» И не забывайте чаще повторять детям: «Как ты думаешь?», «Предложи свой вариант...» и т.д.

Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, тяжелые нарушения речи).

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с ОВЗ отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Особенности познавательной активности старших дошкольников, влияющие на качество подготовки к школьному обучению (по результатам диагностики)

  • Яркая эмоциональная насыщенность. Дошкольников привлекают игры и упражнения в которых они наиболее успешны, обладающие повышенной эмоциональностью и несложностью выполнения.
  • Нестандартность и нерегламентированность. При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам. Подобная свобода, нерегламентированность деятельности дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Сверстник создает условия для индивидуальных, свободных познавательных проявлений ребенка.
  • Преобладание инициативных действий над ответными.  Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Формирование и проявление этих компонентов происходит в различных формах самоценной активности, в частности, в таких, как:

  1. Положительная волевая устремленность;
  2. Познавательная устремленность;
  3. Социальноморальная устремленность;

       В  совместной работе с педагогиями и родителями (законными представителями) учитывался тот факт, что развитие познавательной активности каждого ребенка с раннего детства обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов:

Физическое здоровье.

Ребенку необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически здоровым, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

Учет в воспитательно - образовательной работе индивидуальных особенностей развития детей.

 Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на индивидуальные особенности детей, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.  

Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности.

Переживание ребенком успеха в деятельности

Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения, и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного познавательного поведения.

Оценивание деятельности ребенка взрослыми.

На уровень познавательной активности каждого ребенка влияет то, каким образом руководит и направляет ее взрослый (родитель, педагог).                     

        Система работа с детьми основывалась на основных этапах индивидуального и системного сопровождения, которые будут описаны ниже.

     Необходимым условием эффективности данной работы было активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализовывалась в следующих направлениях:

  • Педагог-психолог – педагоги.
  • Педагог – психолог – дети.
  • Педагог-психолог – родители.

Схема проведения развивающих занятий описана в основной программе.

Первый блок программы

Взаимодействие с педагогами по развитию познавательной активности ребенка - дошкольника

Цель взаимодействия: разработать систему мероприятий по развитию познавательной активности у старших дошкольников.

Задачи взаимодействия:

  • Определить уровень осведомленности педагогов о познавательной активности дошкольников.
  • Получить первичную информацию об уровне познавательных интересов дошкольников.
  • Обучить педагогов адекватным способам развития познавательной активности.
  • Помочь создать условия, способствующие развитию познавательной активности.
  • Проводить просветительскую работу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Реализация основных этапов программы.

1 этап - диагностический

Цель: осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей.

Задачи:

 - выявить специфику образовательной работы по развитию познавательной активности ребенка – дошкольника

Методы:

  -  анкетирование;

  -  наблюдение за педагогической деятельностью педагогов;

  -  анализ документации;

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Разработать опросник для самоконтроля педагогов по теме «Уровень познавательной активности дошкольника»

Педагог-психолог

2.

Провести наблюдение за руководством педагогов познавательной деятельностью детей

Педагог-психолог

3.

Провести анализ образовательных планов педагогов на предмет наличия элементов стимулирования познавательной активности ребенка

Педагог-психолог

2. Поисковый этап.

Цель – сбор информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Консультация для педагогов - ознакомление с результатами обследования познавательных процессов детей

Педагог-психолог, воспитатели

2.

Провести круглый стол – «Особенности развития познавательной активности старших дошкольников

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

Наблюдение за действиями педагогов по организации познавательной деятельности в группе

Педагог-психолог

3. Консультативно-проективный этап.

Цель – выбор методов сопровождения, прогнозирование эффективности работы, планирование работы, отработка схемы взаимодействия.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Анкетирование педагогов с целью разработки индивидуальных маршрутов старших дошкольников

Педагог-психолог, воспитатели

2.

Подготовить консультацию «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурно – досуговой деятельности»

Педагог-психолог

3.

Подготовить рекомендации для педагогов «Принципы проведения коррекционно – развивающей работы по развитию познавательной активности дошкольника»

Педагог-психолог

4.

Подготовить рекомендации для педагогов «Развитие познавательной активности в процессе дошкольного воспитания»

Педагог-психолог,

Воспитатели

5.

Провести круглый стол «Основные методы и формы развития познавательной активности ребенка старших дошкольников

Педагог-психолог

4. Деятельностный этап.

Цель – обеспечение достижения желаемого результата. Координация деятельности все участников сопровождения.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Разработать план взаимодействия между специалистами по развитию познавательной активности ребенка - дошкольника

Педагоги

2.

Подготовка консультации «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Педагог-психолог

3.

Реализация комплекса психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

Педагоги

4.

Подготовить консультацию «Развитие познавательной активности через составление и разгадывание загадок»

Педагог-психолог

5.

Составить рекомендации «Как создать ситуацию успеха»

Педагог-психолог

6.

Подобрать игры для развития умения задавать вопросы.

Педагог-психолог

 

5. Рефлексивный этап.

Цель – анализ результатов деятельности.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Анкетирование педагогов

Педагог-психолог

2.

Оценка уровня познавательной активности каждого ребенка

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

 Проанализировать основные изменения, которые были выявлены в процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности: игровой, подвижной игре, играх – соревнованиях, трудовой деятельности (уровень проявления активности)

Педагог-психолог,

Воспитатели

Второй блок

Работа педагога-психолога по развитию познавательной активности

       При выборе форм и методов моего взаимодействия с детьми особое значение придавалось учету внутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию активности.

Формы работы с детьми  

  • Развивающие групповые занятия.
  • Индивидуальная работа.
  • Проектная деятельность

Технологии, используемые в работе с детьми:

  • Элементы сказкотерапии.
  • Подвижные игры.
  • Игры – драматизации.
  • Развивающие игры
  • Беседы
  • Наблюдения

     Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на коррекцию уровня познавательного развития, активности и интересов.

      Первый этап – диагностический.

Цель -  выявление уровня развития познавательной активности.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Оценка вопросительных проявлений (Т.А.Серебрякова)

Воспитатели

Сентябрь, апрель

2.

Методики проявления детской наблюдательности (Д.Б.Годовикова,П.Торренс)

Педагог - психолог

Сентябрь, апрель

3.

Определение доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно – потребностной сфере ребенка (Н.И.Гуткина)

Педагог - психолог

Сентябрь, апрель

3.

Наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Педагог-психолог,

Воспитатели

В течение года

Второй этап - анализ полученной информации, проектирование системы работы.

    Для работы по сопровождению детей данных групп были разработаны планы с конкретизацией задач для дошкольников с разным уровнем познавательной активности.

Третий этап – Деятельностный этап.

Цель – реализация комплекса психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

 Организация гибкого средового подхода, ориентированного на развитие мира связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное и коммуникативное обеспечение развивающей и организующей среды.

Педагог-психолог

2.

Использование различных познавательных игр

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

Использование метода составления и разгадывания загадок для развития познавательной активности ребенка

Педагог-психолог,

Воспитатели

4.

Использование коллективных форм деятельности: «Конкурс талантов», выставки, праздники, развлечения.

Педагог-психолог,

Воспитатели

5.

Использование трудовой и игровой, продуктивной деятельности, тренинги по развитию познавательной активности на основе повторения показанного образца (на развивающих занятиях).

Педагог-психолог,

Воспитатели

6.

Использование упражнений на развитие поисковой деятельности (поощрение стремления к поиску нового, к исследованиям).

Педагог-психолог,

Воспитатели

Четвертый этап – рефлексивный.

Третий блок программы

Работа педагога-психолога с родителями по развитию познавательной активности ребенка – дошкольника.

Цель взаимодействия: разработать систему сопровождения ребенка с различной степенью познавательной активности.

Задачи взаимодействия:

1.Пропаганда знаний об особенностях формирования познавательной активности ребенка в семье.

2.Выработка единых подходов к развитию познавательной активности детей.

На всех этапах учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

1. Диагностический этап

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

 Провести анкетирование – выявление уровня информированности родителей о проблемах развития познавательной активности

Педагог-психолог

2.

Провести индивидуальные беседы и консультаций по вопросам детского развития познавательной активности

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

Провести анкетирование родителей старших и подготовительных групп по вопросам проявления познавательной активности ребенка в семье.

Педагог-психолог,

Воспитатели

2.Поисковый этап

На данном этапе планируется анализ полученных данных, и планирование форм работы с родителями, которые будут наиболее эффективными.

3.Консультативный этап

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Провести индивидуальные консультации с родителями детей, проявляющих различный уровень познавательной активности

Педагог-психолог

2.

Разработать рекомендации по развитию познавательной активности в семье.

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

Подготовить консультации для самостоятельного ознакомления «Уверенность в себе – путь к развитию».

Педагог-психолог,

Воспитатели

4.Деятельностный этап

№ п.п.

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Индивидуальные консультации

Педагог-психолог

2.

Открытые занятия

Педагог-психолог,

Воспитатели

3.

Развлечение и праздники

Педагог-психолог,

Воспитатели

4.

Конкурсы, ярмарки, выставки.

Педагог-психолог,

Воспитатели

5.

Родительское собрание с элементами тренинга.

Педагог-психолог,

Воспитатели

     5.Рефлексия

 

План развития познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста

Возможные проблемы:

  • Преобладание игровой мотивации
  • Особенности внутреннего мира ребенка (впечатлительность, тревожность, эмоциональная чувствительность).

Задачи сопровождения:

  • Развивать познавательные интересы.
  • Развивать умение самостоятельно находить ответ на вопрос.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Учить отвечать и формулировать вопросы.

Формы работы и направления деятельности

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Узкие специалисты

Развивающие занятия

Организация познавательной деятельности (поисковой, экспериментальной) в небольших по составу группах или индивидуально.

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка.

Развитие познавательной и активности и интересов на занятии

Индивидуальная работа

Поощрение незначительных успехов – создание ситуаций успеха.

Повышение самооценки

Развитие познавательной и активности и интересов на занятии

Игровые упражнения, направленные на развитие познавательных интересов

Познавательные и развивающие игры, экспериментирование, поисковые вопросы

Обучение способам нахождения самостоятельного ответа на вопросы

Игровые упражнения, направленные на развитие познавательных интересов

Моделирование ситуаций с целью развития познавательной активности

Индивидуальные беседы с целью определения индивидуальных познавательных интересов

Чтение и анализ художественной литературы, познавательных книг, просмотр документальных фильмов

Обогащение предметной среды познавательными играми

Создание игровых и поисковых ситуаций в самостоятельной деятельности

Разыгрывание ситуаций.

Систематизация материалов для повышения познавательной активности ребенка на занятии

Календарно – тематический план

(с учетом развития познавательной активности ребенка – дошкольника)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Цель психологического занятия

Познавательно – поисковый элемент занятия

1-2

Обследование

3

Сад - огород

Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Совершенствование внимания. Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правилам, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

- Поисковые вопросы: «Что нам осень принесла?», «Почему полезно есть овощи?», «Где живут витамины?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

- Поисковые вопросы: «Что нам осень принесла?», «Почему полезно есть фрукты?», «Где живут витамины?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

4

Хлеб – всему голова

 Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания, памяти, мышления. Повышения уровня общей осведомленности. Регулирование поведения. Снятие психического напряжения.

Этюды: «Вкусная булочка», «Я не знаю» И. «Пишущая машинка», И. «Четыре стихии», И. «Пожалуйста!», И. «Запрещенное движение», И. «Не пропусти хлебобулочное изделие»,  Графический диктант «Торт»

5

Лес наше богатство.

Деревья

Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения. Снятие психического напряжения.

- Поисковые вопросы: «Для чего  дереву листья? (корни, ствол).

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

6

Грибы - ягоды

Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмоциональной сферы. Совершенствование внимания, быстрота реакции. Создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения. Снятие психического напряжения.

Этюды: «Не покажу!», «Я не знаю», «Чудесный лес» И. «Четвертый лишний», И. «Пожалуйста!», И. «Запрещенное движение», И. «Не пропусти название ягоды», И. «Найди два одинаковых гриба», Раскрась мухомор  

7

Перелетные птицы

Обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Достижение психофизического покоя, релаксации.

- Поисковые вопросы: «Почему птицы улетают на юг»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

8

Родной край

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения. Снятие психического напряжения.

Этюды: «Не покажу!», «Я не знаю», «Чудесный лес», И. «Пишущая машинка», И. «Четыре стихии», И. «Пожалуйста!», И. «Запрещенное движение», И. «Найди ошибки», И. «Найди два одинаковых», Раскрась кленовый лист, Графический диктант.

 

9

Страна, в которой мы живем

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения. Снятие психического напряжения.

Этюды: «Гордый мальчик», «Я люблю Россию», «Чудесный лес», И. «Пишущая машинка», И. «Четыре стихии», И. «Пожалуйста!», И. «Запрещенное движение», И. «Чем отличаются…», И. «Найди два одинаковых флага», Раскрась флаг.

10

Одежда, обувь, головные уборы

Развитие выразительной моторики, способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции. Снятие психического напряжения.

- Поисковые вопросы: «Откуда пришла одежда?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…», «Что сделать, если…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

11

Нас много, но мы все разные

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения. Снятие психического напряжения.

Этюды: «Не покажу!», «Я умею». И. «Хвастунишки», И. «Что изменилось», И. «Пожалуйста!», И. «Запрещенное движение», И. «Поменяйтесь местами».

12

Части тела

Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе.  Снятие психического напряжения.

 - Поисковые вопросы: «Для чего человеку руки? (Другие части тела).

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

13

Дом, его части

Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей. Развитие познавательной сферы детей. Снижение психического напряжения.

- Поисковые вопросы: «Из чего дом крепче всего?» (По сказке «Три поросенка»)

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

 - Упр. «Строим дом»

14

Квартира, мебель

Коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Развитие познавательных способностей, творчества. Закрепление приемов саморасслабления.

- Поисковые вопросы: «Откуда появилась мебель?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

 - Упр. «Обставляем квартиру»

15

Зима, зимние забавы

Развитие, коррекция эмоциональной сферы детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

- Поисковые вопросы: «Почему идет снег?», «Что такое снежинки?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

16

Зимующие птицы

Развитие, коррекция эмоциональной сферы детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

- Поисковые вопросы: «Почему птицы остаются зимовать?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

 - Психотерапевтические сказки и этюды

17

Новый год

Коррекция, развитие эмоциональной сферы детей. Развитие памяти ощущений. Обучение приемам саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.

- Поисковые вопросы: «Почему человек наряжает елки?», «Где живет Деде мороз?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

18

Народные праздники

Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению их самооценки. Развитие и коррекция эмоциональной, познавательной сферы детей. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Этюды: «Провинившийся», «Стыдно», И. «Я волшебник», «Что я знаю про зиму», «Поменяйся местами (зимние забавы)», «Запомни картинку», «Построим горку», «Рисуем узоры», «Что сначала, что потом», «Что лишнее».  Аутотренинг «Волшебный сон».

19

Дикие и домашние животные

Закрепление понятия «эмоции». Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения.

- Поисковые вопросы: «Какую пользу приносят человеку домашние животные?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

-Рассматривание презентации «Озвученные животные»

20

Домашние птицы

Коррекция и развитие познавательной сферы детей. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

- Поисковые вопросы: «Какую пользу приносят человеку домашние птицы?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

-Рассматривание презентации «Озвученные животные»

21

Дикие животные жарких стран и севера

Коррекция и развитие познавательной сферы детей. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

- Поисковые вопросы: «Чем хищники отличаются от травоядных»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

-Рассматривание презентации «Озвученные животные»

22

Транспорт

Коррекция и развитие познавательной сферы детей. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

- Поисковые вопросы: «Что люди делали, когда не было транспорта»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

 -Психотерапевтические упражнения «Автомойка», «Такси»

23

Профессии

Коррекция, развитие эмоциональной сферы детей. Совершенствование памяти. Обучение приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями.

- Поисковые вопросы: «Для чего человек работает?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Упр. «Изобрази профессию».

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

Упр. «Давай поговорим»

24

День защитника отечества

Закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений. Развитие творчества. Снятие психомышечного  напряжения.

- Поисковые вопросы: «Кто такие защитники Отечества?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

25

Весна

Коррекция, развитие эмоциональной сферы детей. Развитие памяти ощущений. Саморасслабления для сброса напряжения.

- Поисковые вопросы: «Что такое сосульки?», «Почему растаял снеговик?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

26

Мамин праздник

Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Развитие и коррекция познавательной сферы детей. Снятие психомышечного напряжения.

- Поисковые вопросы: «Почему я люблю свою мамочку?», «Что такое мамины заботы?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Угадай, что я делаю? (действия, которые выполняет мама).

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

27

Город

Коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Развитие познавательных способностей. Закрепление приемов релаксации.

- Поисковые вопросы: «Чем город отличается от деревни»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

28

Посуда

Нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя.

- Поисковые вопросы: «Откуда появилась посуда?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

- Упр. «Превращалки»

29

Продукты питания

Обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Достижение психофизического покоя, релаксации.

- Поисковые вопросы: «Какую пользу приносят человеку продукты питания?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

- Упр. «Что из чего»

30

Инструменты, электроприборы

Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности. Успокоение, организация гиперактивных детей. Обучение приемам саморасслабления.

- Поисковые вопросы: «Для чего человеку инструменты?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

 - Решение и составление загадок.

 - Рассматривание картинки – кто задаст больше вопросов (почему, зачем, для чего).

31

Космос

Развитие и коррекция познавательной сферы детей. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

Этюд «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», игра «Мои фантазии», упражнение «Найди свою звезду», «На что похоже», «Логические концовки», релаксация «Космос».

32

День земли

Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний. Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности. Успокоение, организация гиперактивных детей. Обучение приемам саморасслабления.

Этюды: «Удивление», «Любопытный», «Раздумье», И. «Запомни порядок», И. «Кто что сделал», И. «Художник», И. «Кто за кем?», И. «Мимика в рисунках»,  «Четвертый лишний»,«Что пропало?»,  «У кого что в руках», «Найди садовые инструменты», «Чей это музыкальный инструмент», «Выложи из палочек»,

33

Цветы

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Развитие и коррекция познавательной сферы детей. Снятие психомышечного напряжения.

Этюды «Цветок», И. «Собери цветок», И. «Назови как можно больше отличий», Упр. «Свободный танец», И. «Придумай сказку», И. «Запрещенный цветок», И. «Садовник», «найди одинаковые цветы», «Найди цветы из букета», «Найди на поляне ромашку», «Игры с палочками (сложи букет)», «Заштрихуй цветы как на образце», «Какой цветок, из какой вазы».  

34

Праздник победы

Закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений. Развитие творчества. Снятие психомышечного напряжения.

- Поисковые вопросы: «Что такое мир?»

 - Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если бы…»

35

До свидания, детский сад

Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга. Тренаж эмоционально-волевой сферы детей. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.

Этюды: «Встреча с другом», «Любопытный», «Раздумье», И. «Запомни свою позу», И. «Чей голос?», И. «Слушай и исполняй», И. «Вот так позы», И. «Слушай команду», И. «Смотри на руки», И. «Перекличка путанка», «Поменяйтесь местами» И. «Логические таблицы», «Умный квадрат», Пазлы «Сложим вместе детский сад».

36

обследование

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Наименование

Количество

1

Дидактические игры:

2

Свойства

1шт.

3

Обобщение

1шт

4

Наблюдательность

1шт

5

Твой дом

1шт

6

Справа-слева, сверху-снизу

1шт.

7

Маленький дизайнер

1шт.

8

Пройди по тропинке

1шт

9

Готов ли ты к школе: окружающий мир (предметы)

10

Готов ли ты к школе: мышление

1шт

11

Готов ли ты к школе: развитие речи

1 шт

12

Готов ли ты к школе: обучение грамоте

1 шт

13

Готов ли ты к школе: внимание

1 шт

14

Зоопарк настроений

1 шт

15

Животные и их детеныши

1 шт

16

Как сделать? Что взять с собой?

1 шт

                       

Игрушки:

1

Кукла

1 шт

2

Пупс

1шт

3

Игрушки деревянные (вкладыши)

3/2 шт

4

Пирамиды счет

2 шт

5

Заяц (сенсорная игрушка)

1 шт

6

Пирамидка

2 шт

7

Овощи, фрукты (на липучке)

2 шт

8

Мозаика для малышей

1 шт

9

Пазлы «Винни-пух и его друзья)

1 шт

10

Металлическая коробка с мелкими игрушками

1 шт

11

Конструктор «Домики для гномиков»

1 шт

12

Вкладыши-насекомые на магните

1 шт

13

Цепочка геометрическая

1 шт

14

Матрешка 5-составная

1 шт

15

Коробка форм

1 шт

16

Деревянные кубики «Городище»

 1 шт

17

Логические дроби

1 шт

18

Книжки «Одеваюсь сам(а)»

2 шт

19

Гномики в домике

1 шт

20

Машинки маленькие

4 шт

21

Машинка средняя

1 шт

22

Домино «Отличник»

1 шт

23

Занимательная коробка

1шт.

24

Юла Домик в деревне

1 шт.

25

Шнуровка в чемоданчике Веселые картинки

1 шт.

26

Сборные бусины в банке

1 шт.

27

Репка набор резиновых игрушек

1 шт.

28

Пирамидка средняя Животные ассорти

1 шт.

29

Животные ассорти

1 шт.

30

Пирамидка малая

1 шт.

31

Пирамидка 5 деталей

1 шт.

32

Пальчиковый театр (животные)

1шт.

33

Неваляшка малая Бурый медведь Потапыч

1 шт.

34

Неваляшка Аленушка малая в коробке

1 шт.

35

Набор кукол 6 шт.

1 шт.

36

Мозаика Собака мягкая

1 шт.

37

Мозаика Самолет мягкая

1 шт.

38

Мозаика Машина мягкая  

2 шт.

39

Мозаика магнитная Пифагорики №1 3+

1 шт.

40

Мозаика Бабочка мягкая

1 шт.

41

Медвежонок Миша в деревянной коробочке

1шт.

42

Матрешка семья

1 шт.

43

Магнитные формы58 деталей + 24 карточки.

1 шт.

44

Логический куб

1 шт.

45

Логический круг (сортер) 7 деталей

1 шт.

46

Логическая чудо – пирамидка

1 шт.

47

Логическая игра Машина Логика Маша и медведь

1 шт.

48

Логическая игра «Грузовички»

1 шт.

49

Лабиринт магнитный

1 шт.

50

Лабиринт №3 (дерево)

1шт.

51

Курочка Ряба и золотое яичко. Набор резиновых игрушек

1 шт.

52

Кукольный дом (деревянный)

1 шт.

53

Кукольный театр «Жили- были» 7 персонажей со шторкой в коробке

1 шт.

54

Конструктор деревянный «Цветной городок»

1 шт.

55

Колобок (набор резиновых игрушек)

1 шт.

56

Изучаем цвета и формы в деревянной коробке

1 шт.

57

Игровой коврик (машинки и дорожные знаки)

1 шт.

588

Занимательная пирамидка «Репка»

1 шт.

Канцелярские товары

Наименование

Количество

1

Пластилин

4 шт

2

Краски акварельные

2 шт

3

Баночки для воды

2 шт

4

Кисти Пони-6 толстые

6 шт

5

Цветные карандаши 12 цветов

10 шт

6

Цветные карандаши 24 цвета

1 шт

7

Альбом для рисования 40л

4 шт

8

Цветная бумага 16л

7 шт

9

Цветной картон

3 шт

10

Клей карандаш

2 шт

11

Клей ПВА-м

1 шт

12

Ножницы большие

1 шт

13

Ножницы детские

3 шт

14

Мелки восковые

3 шт

15

Карандаши простые adel

6 шт

16

Точилка для карандашей ручная

1 шт

17

Степлер большой

1 шт

18

Дырокол

1 шт

19

Скотч

1 шт

Наименование критерия

Условия

1.

Наличие специального оборудованного помещения

Сенсорная комната, корпус №2, корпус №1

2.

Наличие программно – методического обеспечения- методические рекомендации, научно – методическая литература, конспекты занятий, библиотека релаксационной музыки

Находятся в специально оборудованном шкафу, имеется медиатека релаксационной музыки

3.

Создание условий для:

1.Снижения нервно – психического напряжения:

 - тактильная панель№1 «Фибероптическая»

 - тактильная панель№7 «Развивающая»

- мягкие модули – пуфы,, подушки, маты

Панели расположены на стенах, прочно закреплены, соответствуют нормам САНПиН и безопасности, имеют сертификаты соответствия

4.

Стабилизация центральной нервной системы:

-фиброоптический модуль «Солнышко»

- фиброоптический занавес на подвижном карнизе

-интерактивное панно «Тоннель света»

- интерактивное панно «Лунная ночь»

-панель интерактивная «Сенсор 30»

- LED – панель 60

Оборудования рационально расположено, прочно закреплены, соответствуют нормам САНПиН и безопасности, имеют сертификаты соответствия

Развития эмоциональной сферы ребенка:

-прибор интерактивный световой «Бабочка»

-система управления сенсорной комнатой

- проектор «Водная гладь»

- проектор «Лазурь»

-Светодиодное деревце «Сакура»

-Настольный проектор «Южная ночь»

 - кинетический песок

 -комплекс «Интерактивная песочница – умный стол»

 - Интерактивный пол (тумба)

 - нтерактивный комплект (доска)

 - световая анимационная стена

 - интерактивный звуковой фонтан

Оборудования рационально расположено, прочно закреплены, соответствуют нормам САНПиН и безопасности, имеют сертификаты соответствия

Активизация развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания – игры на классификацию и обобщение, мозаика, объемные и плоскостные вкладыши, шнуровки, дидактическая черепаха

Оборудование расположено на стеллаже, доступно для самостоятельный игр детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М., 1991.
  2. Выгодская Н.Г., Пеллингер Е.П., Успенская Л.П. Устранения эмоциональных проблем у дошкольников в игре. М., 1984.
  3. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности. Оздоровление детей в организованных коллективах. СПб., 1995.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  6. Сербина Е.В. Развивающие игры для малышей. М., 1990.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
  8. Шипицина Л.М. Основы коммуникации. СПб., 1995.
  9. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  10. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  11. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  12. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

МАДОУ ДС №4 «Сказка» Программа «Почемучка»