Программа профессионального самообразования на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через фольклор»
материал

Шамина Светлана Владимировна

Программа по саомобразованию музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-21.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Программа профессионального самообразования на тему:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через фольклор»

        

Музыкальный руководитель

Шамина Светлана Владимировна

Образование: средне-специальное. Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», воспитатель детей дошкольного возраста, педагог-организатор студии (кружка) ритмики и хореографии, 2012 г.

Квалификационная категория – высшая

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».

Тема разделена по направлениям:

  1. 2017 – 2018 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность».
  2. 2018 – 2019 «Вокальное творчество».
  3. 2019 – 2021  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через фольклор».

Цель программы: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков у детей дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;
  • развивать музыкально-эстетическое восприятие;
  • развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки,  языка музыки);
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
  • изучить мониторинги по данной теме;
  • подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для музыкальных занятий и организации самостоятельной деятельности детей;
  • развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  • укрепление физического и психического здоровья.

Программа рассчитана на 4 года (сентябрь 2017 г. - май 2021 г.)

 

Предполагаемые результаты:

  • консультации для воспитателей по теме самообразования;
  • консультации для родителей по теме самообразования;
  • разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
  • обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по развитию детского творчества.

 

Способ демонстрации результата проделанной работы

Выступление на детских утренниках, презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, публикация материалов программы на сайтах педагогических сообществ.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне детского сада.

Введение

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.

Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.

По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.

По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».

Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.

Понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов, побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому, источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика, механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст - это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

Образовательные технологии

В программе используется система деятельности педагога и воспитанников в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов:

•        структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач:  от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот;

•        игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используются  занимательные, театрализованные, ролевые, коммуникативные, речевые, музыкальные  игры.

Процесс обучения осуществляется различными методами и приемами.  Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач. В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

•        наглядные;

•        практические;

•        словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.  Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них. В целом обучение характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей. Свои эмоциональные впечатления от прослушанных и исполняемых на занятии произведений ребенок может выразить в рисунке, выполненном по желанию дома. Система заданий, которые входят в программу позволяют:

•        поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке прививать навыки игры на музыкальных инструментах;

•        знакомить с произведениями детской классической музыки на практике;

•        овладевать простейшими элементами музыкального языка;

•        формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления;

•        развивать навыки общения и сотрудничества;

•        участвовать в театральных постановках;

•        выступать на концертах;

•        участвовать в конкурсах, фестивалях.

В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля:

•        входной;

•        текущий;

•        итоговый.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  • Систематически изучать журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя»
  • Повышать квалификацию на курсах для музыкальных руководителей.

2017- 2021

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические

  • совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;
  • провести мониторинг, целью которого является - определить особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
  • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
  • знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
  • изучить подобранную методическую литературу;
  • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
  • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
  • принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города;
  • изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей через Интернет;
  • периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;
  • создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий;
  • проводить открытые занятия для коллег по работе;
  • курсы повышения квалификации по программе «Истоки»;
  • составить программу музыкально-фольклорного кружка для детей старшего дошкольного возраста «Синичка»;
  • приобретение методической литературы из серии «Ладушки»: «Как у наших у ворот», «Я живу в России», «Наш веселый оркестр», «Ансамбль ложкарей».

2017-2018 г.

 

 

 

 

регулярно

2017 г.

регулярно

регулярно

регулярно

Регулярно

регулярно

2019г.

Владение новыми методиками музыкального преподавания

Информационно технологические технологии

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  • Обзор в Интернете информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии.
  • Продолжить общение с коллегами через электронную почту.
  • Участие в вебинарах, онлайн-семинарах.

регулярно

регулярно

 

Повышение интереса воспитанников к ОД «Музыка»

Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
  • Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017-2018

  • Изучение литературы
  • Изучение Интернет-ресурсов по данной теме.

 

Повышение профессионализма

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

2017-2018

Выступление на заседании городского  МО музыкальных руководителей.

Практический

  • Внедрение опыта работы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

2018-2021

  • Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Детское творчество»

  • Открытые занятия на муниципальном уровне.
  • Участие в конкурсах, конференциях. 

Распространение своего опыта работы

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.

2019-2021

  • Выступление на заседании районного МО музыкальных руководителей города.
  • Участие и результаты на конкурсах, конференциях.
  • Консультативная помощь педагогам и родителям. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2019-2021

Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ

Отзывы других педагогов и родителей.

Список литературы

1.        Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

2.        Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.

3.        «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.

4.        «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.

5.        Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)

6.        Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994

7.        Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

8.        Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990

9.        Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10.        Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

6. Дмитриева В.Г. «Сто потешек и считалок». Москва : Изд-во АСТ, 2018. - 47 с.

11. Каплунова И. «Ансамбль ложкарей» Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов СПб.: Невская нота, Санкт-Петербург, 2015, 64с.

12.Каплунова И. «Наш веселый оркестр» 1 часть. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов СПб.: ООО «Лансье», Санкт-Петербург, 2018, 90с.

13. Каплунова И. «Наш веселый оркестр» 2 часть. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов СПб.: ООО «Лансье», Санкт-Петербург, 2018, 160с.

14.        Каплунова И., Новоскольцева И.. «Как у наших у ворот» Русские народные песни в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2016. – 80с. (серия «Ладушки»)

15. Каплунова И., Новоскольцева И.. «Мы играем, рисуем, поем» Комплексные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2017. – 88с. (серия «Ладушки»)

16.        Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М. Сфера, 2006. – 320с.

17. Князева О., Маханева М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие. – М. Детство-Пресс, 2020. – 304с.

18. Мерзлякова С. «Гармошечка-говорушечка» Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села.М.: Музыка, 1981. – 40с.

19. Народное искусство детям /Под ред. Т.С.Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 224с.

20.Науменко Г.М. «Русские народные детские игры с напевами». Сборник фольклорных материалов. Запись, фотографии, нотация, составление Г.М. Науменко. М., 2003 — 544 с.