консультация для педагогов«Развитие выразительности речи в процессе совместной деятельности взрослого и детей»
материал

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit_vyraz_rechi_d_ped.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие выразительности речи в процессе
совместной деятельности взрослого и детей»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п .Мулловка»

Воспитатель Колесникова И.Ю.

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Процесс развития выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных взаимоотношений, которую он познает в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит, и к тем, для кого он говорит; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить  выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчеркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи).
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе).
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
  5. Изменения громкости голоса. 6.Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

.    По мнению Стародубовой Н. А., «выразительность — это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка».    Настоящее овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период  активного усвоения ребенком разговорного языка. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 Упражнения.

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

5. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов).

6. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"

Раскрывается значение развитой связной монологической речи для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"

В дошкольных образовательных учрежде­ниях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить  как элемент занятий в...

Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста"

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр....

Консультация для воспитателей «Лэпбук - один из видов совместной деятельности взрослого и детей»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – это  портфолио или коллекция малень...

Консультация для педагогов Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью...

Консультация: Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей»

2 Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдн...