Познавательно-исследовательский проект "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Половая Анастасия Ивановна

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В моей группе дети разного возраста: от 5 до 7 лет. Разрабатывая этот проект, я учитывала разный возраст детей, ставила разные задачи.    В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polovaya_a.i._vozduh.docx146.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

детский сад №7 «Светлячок» им. П.С. Гапоненко

D:\Users7\Polovoi\Desktop\s1200.jpg

Познавательно – исследовательский  проект

в разновозрастной группе

«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

                                                                         

                                                                          Подготовила:

                                                                                  Воспитатель

                                                                                  Половая А.И.

г.Черепаново 2020г.

Проект   «Воздух – невидимка»

Девиз проекта:  Все интересно - что неизвестно!

Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В моей группе дети разного возраста: от 5 до 7 лет. Разрабатывая этот проект, я учитывала разный возраст детей, ставила разные задачи.    В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.          

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности, учитывая возраст детей.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить  детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;

Развивающие:

  • создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
  • развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
  • формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём (подготовительная группа);

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе; 
  • учить оказывать помощь детям младше себя, заботиться об их безопасности во время проведения опытов и экспериментов;

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие у детей речевой активности, наблюдательности, умение делать выводы, прогнозировать результаты;

Художественно-эстетическое развитие:

  • совершенствовать навыки работы с бумагой, клеем;

Физическое развитие:

  • формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Ожидаемый результат: 

  • дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
  • научатся самостоятельно ставить задачу (подготовительная группа);
  • придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату (подготовительная группа);
  • воспитание бережного отношения к воздуху, взаимопомощи в разновозрастной группе.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп,  воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-7 лет

Тип проекта: исследовательский, опытно-экспериментальный, краткосрочный (с 17.08 – 03.09).

Предмет исследования:  воздух.

Содержание работы над проектом по этапам:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проектирования.

Основной этап. 

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный  этап.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Планирование и организация деятельности:

1-й этап – подготовительный.

п/п

Содержание   деятельности

Ответственный

Сроки выполнения

1

Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями.

Воспитатель

1-й день

2

Составление плана работы по реализации проекта «Воздух - невидимка».

Воспитатель родители

1-й день

3

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, изготовление буклетов.

Воспитатель

2-й день

4.

Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий.

Воспитатель

2-й день

2-й этап – основной

п/п

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки выполнения

1

Беседа на тему: «Что такое воздух?», «Как услышать воздух?». Чтение стихотворения  

С. Маршака    «Мыльные пузыри». Опыты: «Мыльные пузыри»,   «Поиск воздуха», «Почувствуй  воздух».

Воспитатель

3-й день

2

Беседа на тему: «Нос — орган дыхания и обоняния». Изготовление веера (ветерка) из бумаги. Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо». Опыт: «Загадочные пузыри».

Воспитатель

4-й день

3

Наблюдение  за  ветром.  П/и «пузырь». Опыт «Как работает воздух?», «Упрямый воздух». Аппликация на тему: «Воздушный шар».

Воспитатель

5-й день

4

Консультация для родителей: «Экспериментируем  дома».

Чтение сказки  Ирис Ревю «Добрый воздух». Игровое упражнение:  «Надуваем шарик». Раскраски «Тучка» .

Воспитатель

6-й день

5

Беседа на тему: «Роль воздуха в жизни человека, животных, растений». Рисованию  с использованием  нетрадиционной  техники (рисование  способом  выдувания) «Осенне дерево».

Воспитатель

7-й день

6

Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено». Опыт «Плавающие предметы». Просмотр презентации «Воздух».

Воспитатель

8-й день

7

Беседа: «Как работают вещи благодаря воздуху» просмотр презентации: «Воздушный транспорт».  НОД по худ. эст. развитию (конструирование): «Вертушка». Опыт «Буря в стакане», «Ветер - это движение воздуха».

Воспитатель

9-й день

8

Опыт «Воздух имеет вес».

Просмотр мультфильма «Формула ума». Игровое упражнение «Гонки гусениц».

Воспитатель

10-й день

9

Беседа «Охрана воздуха». Загадки о воздушном транспорте. НОД по художест. эстетическому развитию (конструирование) «Воздушный змей».

Воспитатель

11-й день

3-й этап – заключительный

п/п

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки выполнения

1

Выставка фотографий «Экспериментируем дома».

Воспитатель, родители,

дети

12-й день

2

Коллективная работа: «Давайте будем беречь планету»

Воспитатель, родители

12-й день

3

Обработка и оформление материалов проекта.

Воспитатель

13-й день

4

Анализ результативности. Оформление презентации  «».

Воспитатель

14-й день

Итог проекта  «Воздух – невидимка».

В разновозрастной группе реализовался  проект «Воздух - невидимка»,  который  длился 2 недели. Учитывая возраст детей от 5 до 7 лет, мы сделали такой вывод: после проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети подготовительной группы научились самостоятельно проводить опыты и эксперименты, показывали детям старшей группы. Заботились о безопасности и здоровье детей меньшего возраста, объясняли правила поведения во время опытов и экспериментов. Также дети 7 лет научились после проведения опыта или эксперимента  объяснять и делать вывод.

Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым, ветер – это движение  воздуха». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного,  у  них повысился  уровень развития познавательных процессов, мелкой моторики, творческих способностей.

Продуктом нашего проекта является презентация по теме «Воздух».

В перспективе и дальше работать по теме экспериментирование и разработать детские проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....