Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника
материал (младшая группа)

Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx6.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольника

«Игра- это искра,  зажигающая огонёк

                                                                                     пытливости и любознательности».

                                                                                                             В.А. Сухомлинский.

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Игра дошкольников:

побуждает детей к общению друг с другом;

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

способствует совершенствованию разговорной речи;

способствует обогащению словаря;

оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

           Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид

 деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.           Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия

для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй  речи и т.д.Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

         Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Можно использовать в работе следующие виды игр:

  Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.( на занятиях)Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.( по картотеке)

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

   Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...

Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"

quot;Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания!Н.К. Крупская...