Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
статья

Кочубей Оксана Сергеевна

В  статье рассматриваются способы организации детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Кочубей Оксана Сергеевна

«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»

Аннотация: в статье рассматриваются способы организации детского экспериментирования как средства развития исследовательской активности. Результатом познавательно‐исследовательской деятельности дошкольников является овладение умением анализировать и систематизировать информацию, самостоятельно приобретать знания, тесно общаться со сверстниками, родителями, педагогами.

 Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность детей, детское экспериментирование, познавательная активность детей, поисковая активность детей.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

 (Китайская пословица)

Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии познавательной деятельности ребенка, процессе усвоения знаний, навыков и поиска знаний, приобретении знаний самостоятельно или со взрослым под его тактическим руководством. Одним из наиболее эффективных способов понять законы и явления мира является эксперимент.

Целью воспитательной работы является развитие познавательной активности у дошкольников путем экспериментов с предметами и явлениями из окружающей действительности.

Для формирования исходных предпосылок для экспериментальной исследовательской деятельности были решены следующие задачи:

- расширить представления детей о физических свойствах мира;

- научить детей выполнять базовый и доступный опыт, искать ответы на вопросы и делать простые выводы, анализируя результаты экспериментальной деятельности;

- вызвать интерес к познанию мира;

- вовлекать родителей в процесс воспитания и развития своих детей.

Ожидаемые результаты для детей дошкольного возраста:

- идеи для различных аспектов исследуемого объекта, его связи с другими объектами и окружающей средой;

- умение ставить цели, выбирать необходимый материал, планировать свою деятельность с материалом, с акцентом на результат;

- познавательная деятельность детей, любознательность.

Многие отечественные педагоги в своих работах указывают на необходимость вовлечения детей в осмысленную деятельность, в ходе которой они могут обнаружить новые свойства предметов, сходства и различия, а также о возможность приобретения знаний самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усоваи др.).

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависят друг от друга. Для меня очень важно научить ребенка находить неизвестные свойства в знакомых предметах, и, наоборот, в незнакомых предметах   искать знакомые и понятные. Процесс познания - это творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить у ребенка интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые условия для этого.

На первом этапе я провела диагностику, чтобы определить уровень когнитивной активности у детей младшей группы.

На втором этапе разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана этой возрастной группы, в котором затрагиваются все виды детской деятельности (игра, прогулка, непосредственно- образовательная деятельность). Следуя тематическому плану, был разработан цикл совместно организованных мероприятий «Любопытные дети» и серия экспериментов и экспериментальных игр. Основным условием развития познавательной деятельности является насыщенная среда и возможность практической деятельности.

Планируя учебный процесс, я создаю условия для развития познавательной деятельности:

  1. В процессе совместной игровой деятельности я моделирую проблемные ситуации, намечала метод ее решения. Детям предстояло найти пути ее решения, решить самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого. Организуя игры, я призываю детей изучать, сравнивать и устанавливать отношения и зависимости.

Кроме того, когда дети приобретают уже исследовательские навыки, я предлагаю им только одну проблему, и они могут справиться с ее решением самостоятельно или в группе со сверстниками. И на высоком уровне дети могут самостоятельно представлять проблему и искать пути ее решения.

2. Я придаю большое значение наблюдениям во время прогулки, что развивает у детей интерес к происходящему, но также побуждает их делать выводы о некоторых явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

3. Использование элементарных экспериментов и исследований в работе с детьми дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей по формированию целостного образа мира действительно более интересной и разнообразной.

Конечно, стимулом для начала экспериментов с детьми могут быть любопытство, интерес, а также методы и приемы организации деятельности правильно подобранные воспитателем, которые могут повысить исследовательскую активность детей.

Для детей значимо, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому привлекала их к активному участию в реализации. Для родителей были организованны тематические выставки «Как стать исследователем», «Почему так бывает», оформляла папки – передвижки.

  Я считаю, что положительные результаты могут быть достигнуты благодаря: взаимосвязанным и последовательным этапам и комплексному использованию современных и эффективных технологий, форм, методов и методик обучения.

Проведенная работа по развитию познавательной активности детей с помощью экспериментов позволяет сделать следующие выводы:

1. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим ребятам самим получать информацию об изучаемых предметах или явлениях, анализировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и воспитателями.

2. Работа в этом направлении представляется нам актуальной в свете введения образовательного стандарта федерального стандарта для дошкольного образования и обновления системы образования.

3. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, повышает интерес, активизирует познавательные способности.

Таким образом, систематически организованная работа позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  3. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.            

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Кочубей О.С., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа.    Тема: «Развити...

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).

Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войт...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".

Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование"

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как...