Картотека экологических игр
методическая разработка

Занемонская Виктория Робертовна

Картотека экологических игр для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry._ekologiya.docx828.73 КБ

Предварительный просмотр:


        Картотека игр для младшей группы

Игры с природным материалом

«Волшебные фигуры» 

Цель: Уточнение представлений о геометрических фигурах

Оборудование: Песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш.

Ход игры: Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.

«Дорисуй» 

Цель: Развитие воображения и фантазии.

Оборудование: Лист бумаги, природный материал.

Ход игры: В игре можно использовать разные варианты, так например: на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.

«Куличики» 

Цель: Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Оборудование: Песочница или контейнер с песком, формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры: Педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.д. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек. Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики. Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.п. С помощью педагогов дети делают вывод, что из круглой формочки получился круг, из квадратной – квадратный, из треугольной – треугольный и т.п. Можно предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые получились куличики.

«Построим забор»

Цели: Уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур и формах предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании. Развитие логического мышления.

Оборудование: Песочница, формочки разных цветов по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры: Педагог собирает детей возле песочницы и показывает им уже знакомые формочки. По предложению педагога дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы (круглая, квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п. Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не рассыпались. Дети строят забор все вместе, а оптом украшают его природным материалом.

«Необычная рыбалка»

Цель: Развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).

Оборудование: Надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный).

Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Словесные игры

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

«Какое что бывает?» 

Ход игры: Ведущий спрашивает, что бывает высоким, а дети отвечают: дерево, дом, столб, человек, небо и т. д. Здесь же можно спросить (проведя сравнение): что выше - дом или дерево, слон или человек, машина или велосипед? Эту игру можно проводить с самыми различными словами, например: что бывает широким (дорога, лента, река, доска и т. д.) или что бывает красным, зеленым, круглым, квадратным и т. д.

 «Доскажи словечко» 

Ход игры: Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово. Например:

  • Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, голой ручкой не возьмешь, а зовется это... (Еж)
  • Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверушка, щелкает орешки мелко, ну, конечно, это... (Белка)
  • Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а проснувшись, стал реветь, это зверь лесной... (Медведь)
  • Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится что есть духу, хвост короче уха, живо угадай-ка, кто же это? ... (Зайка)
  • Эта рыжая плутовка и коварна и хитра: быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора, а зовут ее... (Лиса)

«Цветочный магазин»

Цель: Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: Можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры: Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.  

Творческие игры

Сюжетно-ролевая игра «Ежиха» 

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал: Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.

Игровые роли: Ежиха, ежата.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?»

Строительно-конструктивная игра «Сад с клумбой» 

Цель: Учить делать насыпи из песка круглые и длинные, выравнивать края, украшать постройки деревьями, цветами.

Материал: Лопатки, дощечки, цветная бумага, веточки, листья, шишки.

Ход игры: Поговорить с детьми о том, где они видели клумбы, газоны (длинные, ровные), какие бывают клумбы (круглые, четырехугольные, треугольные, ровные и др.) Предложить детям построить в песочном дворике сад. Показ приемов выполнения работы.

Сюжетно-ролевая игра «Воробьиха»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Игровой материал: Предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре: Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.

Игровые роли: Воробьиха, воробьята.

Ход игры: Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел». После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».

Сюжетно-ролевая игра «Ветер и листочки»

Цели: Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал: Листики.

Подготовка к игр: Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Игровые роли: Листочки, ветер.

Ход игры: Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.

После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и… успокоились».

Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».

После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».

Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.

Строительно-конструктивная игра «Город, где мы живем» 

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Стимулирующий материал: Две песочницы, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Картотека игр для старшей группы

Игры с природным материалом

 «Найди домик семечка» 

Цели: Закрепление знаний о продуктах (крупа, бобовые); учить детей различать крупы по внешнему виду; развитие мелкой моторики, умения захватывать мелкие предметы, складывать их.

Оборудование: Коробочки, на дне которых – рисунок растения, мешочек с семенами, блюдце, крышки с первой букой названия растения.

Ход игры: Ребенок заглядывает в коробочку и называет растение, высыпает из мешочка семена на блюдце и находит соответствующее этому растению. Потом, по первой букве названия находит крышечку и закрывает коробочку.

Игра с песком «Что спряталось в песке?» 

Цели: Развитие мелкой моторики, навыков абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки), знакомство с предметами окружающего мира. 

Оборудование: Разнообразные предметы, контейнер с песком.

Ход игры: Ребенок опускает руку в контейнер с песком, в котором спрятаны предметы, и ищет предмет. Когда ребенок отыскал предмет, он должен его назвать, не доставая из песка.

«Кто, чем питается?»

Цели: Расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрительную память. Учить детей дифференцировать предметы по группах, определять взаимосвязи между растениями.

Оборудование: «Волшебный» мешочек с собранными семенами и плодами растений. Карточки – лото разделены пополам, где слева нарисовано (наклеено) животное или птица.

Ход игры: Ребенок раскладывает карточки – лото, опускает руку в «волшебный» мешочек и наощупь выбирает плод или семена. Отгадывает его название и кладет тому животному или птице, кто ими питается.

«Азбука настроения»

Цель: Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, фишки на каждого ребенка, серия картинок «цепочка настроения».

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

«Веселые соревнования»

Цель: Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры: Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли  красиво рисовать, лепить, мастерить,  их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

Словесные игры

 «Цепочка» 

Ход игры: Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд...

И т. д.

 «Угадай-ка, что за овощ» 

Ход игры: Воспитатель загадывает ребенку овощ, ребенок должен описать его, не называя. Остальные по описанию должны угадать, что ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я расту под землей, я красного цвета и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

«Назови, одним словом»

Цель: Развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы) Астру, мак и розу? (цветы) Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты. В дальнейшем ведущими становятся сами дети.

«Я знаю пять названий»

Цель: Закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

Ход игры: Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему. Воспитатель: я знаю пять названий фруктов (деревьев, овощей, цветов и т.д.). Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград - киви. И так далее.

«Что это за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Предварительная работа: Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Ход игры: Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля: Есть у меня птица вот такая, вот такая! — показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят: Летит, летит птица, К нам летит! Водящий: Крылья у птицы вот такие, вот такие! — и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы. Все играющие: Летит, летит птица, К нам летит! Водящий: Клюв у этой птицы вот такой, вот такой! Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом: Что это за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица? На вопрос отвечают не все дети хором, а кто-нибудь один — на кого укажет водящий. Если ребенок ответит правильно, дети говорят: Вот какая птица к нам прилетала! Вот какая птица к нам прилетела! Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание той птицы, которую он загадал. Если ответ ребенка был неправильным, водящий говорит ему: Не такая птица к нам прилетела! Не такая птица к нам прилетела! Потом он обращается к другому играющему и повторяет свой вопрос: Что за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица? Названный водящим может отгадывать только один раз. Новый водящий описывает какую-нибудь другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся. Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова: Есть у меня зверь Вот такой, вот такой! Все приговаривают слова: Бежит, бежит, зверь, К нам бежит! И т. д.

Творческие игры

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи» 

Цели: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

Оборудование: Наборы для лаборатории; микроскопы; увеличительные стекла;

различные насекомые (пласт.); природные материалы; стаканчики, пробирки.

Примерные игровые действия: Выбор объекта исследований; создание лаборатории;

проведение опытной работы; фотографирование, съемки промежуточных результатов;

занесение результатов исследований в журнал; научный совет; подведение итогов исследований.

Строительно-конструктивная игра «Зоопарк» 

Цель: Учить детей делать из песка клетки-перегородки для животных, правильно проводить планировку.

Материал: лопатки, доски, деревья, цветная бумага, фигурки животных.

Ход игры: Беседа о том, как дети были в зоопарке, рассматриваем книги о животных, объясняю, как можно сделать клетки, расположить их, как украсить зоопарк.

Строительно-конструктивная игра « Как попасть в парк?»

Цель: Учить детей планировать свою деятельность, закреплять умения замещать предметы деталями конструктора.

Материал: Цветная бумага, конструктор, доски.

Ход игры: Педагог объединяет столы, раскладывает на них из цветной бумаги реку замкнутую кольцом, в центре вместе с детьми строят парк (деревья, качели скамейки). Обыгрывают любимыми игрушками. Затем педагог спрашивает: - Как попасть в этот парк? Дети догадываются, что нужен мост и строят его.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Примерные игровые действия: Выбор объекта, работа с картами, планами местности;

изучение экологических паспортов; изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений.

Оборудование: Планы, карты, схемы местности; «Красная книга»; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цели: Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Примерные игровые действия: Приобретение билетов в зоопарк; изучение плана зоопарка, выбор маршрута; площадка молодняка, работа проводников с молодняком;

экскурсия по зоопарку,  наблюдение кормления животных,  уборки вольеров; площадка отдыха.

Оборудование: Билеты; схема зоопарка; указатели; строительный материал; элементы костюмов животных; набор игрушек-животных.

Картотека игр для средней группы

Игры с природным материалом

«Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».

Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.

Второй вариант.

Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

Третий вариант.

Игра оборудуется и проводится так же, как и в пер вых двух вариантах. Здесь решается задача —закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы раз ной окраски в соответствии с окраской предмета.

«Чудесный мешочек»

Первый вариант.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, за тем более похожие. Небольшой мешочек (непрозраный).

Дидактическая задача. Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые   можно   воспринять   на   ощупь:   форму,   ее  детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.

«Найди такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений  (без зрительного контроля).

«Чего не стало»

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти  (без зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.

«Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.

Ход игр ы . Во время прогул и воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Словесные игры

«Продолжи  предложение»

Цель: Выявить умение детей строить сложное предложение по предложенной схеме, чтобы не нарушился смысл предложения.

Описание: Скоро  прейдет зима – значит… Наступает Новый год, будет… Мы обрадовались когда…

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Цели: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем. Тот из вас, кого вы выберем водящим, выйдет из комнаты. А мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». А мы ему в ответ: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. – «Дрова пилите». – «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали» - спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать (умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино…)

(Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов).

«Так бывает или нет?»

Цели: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы:

Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

«Кто где живет?»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом

Зимой в берлоге мишка … спит,

Под крышей воробей … сидит,

Лисица рыжая в … норе,

А Жучка - в теплой … конуре.

В логове лежит … волчица,

Под кустом дрожит … зайчиха,

Белка спряталась в … дупле,

Ежик спит в сухой … траве.

«У кого что есть»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Длинный хобот у … слона,

Есть иголки у … ежа,

Хвост пушистый у … лисы,

Жало жжется у … осы.

Уши длинные у … зайки,

Крылья сильные у … чайки,

У верблюда два … горба,

Гребешок у … петушка,

Пятачок у … поросенка,

Ручки-ножки у … ребенка

Творческие игры

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»

Цели: Формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием; закреплять знание о морских путешествиях, животном мире теплых морей; развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь; формировать положительное взаимодействие между детьми в процессе игры; воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота.

Предварительная работа: Чтение детской художественной литературы о моряках и морских путешествиях; беседы с детьми по организации и проведению сюжетно–ролевой игры, изготовление атрибутов.

Оборудование: модули для постройки корабля; тельняшки, морские воротники, бескозырки, капитанская фуражка; медицинский халат и пилотка с крестиком для врача; поварской колпак и фартук для повара; спасательный круг, якорь, штурвал, акваланги, водолазная маска, бинокли, подзорная труба, палубная швабра, ведро; сеть, картинки животных жарких стран, набор морских животных, игрушка–дельфин, муляжи фруктов.

«Зоопарк»

Цели: Закреплять знания детей о представителях зоопарка; формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом; формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых; развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;  учить сообща выполнять задуманное; воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: Беседы о зоопарке, подвижные игры,  просмотр презентаций о животных разных стран, пальчиковые и речевые игры о животных, загадывание загадок о животных, чтение произведений В. Чаплиной, Г.Скребицкого, В.Бианкио животных, продуктивная деятельность (рисование, лепка, раскрашивание представителей животного мира).

Материал: Для строительства: детские стулья с эмблемами животных; для зоопарка: маски животных, запрещающие знаки в зоопарке, оборудование для игры «Ветлечебница», касса, билеты, оборудование для игры «Магазин», метла, фартук, посуда, бейджики.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Цель: Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде.

Программное содержание: Формировать элементарные представление о безопасном поведении на воде; закрепить знания о способах оказания помощи утопающему, закрепить знания детей о животных , которые живут в жарких странах; воспитывать умение вести себя правильно в чрезвычайной ситуации.

Оборудование: Строительный набор с крупными деталями, штурвал, канат, якорь, спасательные круги, бескозырки, коврики, фуражка для капитана, матросские воротники, буйки, знак «купаться разрешено» красный спасательный жилет, картинки животных жарких стран, пальмы, игрушки, головные уборы для пассажиров.

«Ветеринарная лечебница»

Цели: Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение лит. произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Картотека игр для подготовительной группы

Игры с природным материалом

«Найди пару» 

Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару красим в один цвет, в итоге должно получиться 12 разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один какой-нибудь нейтральный цвет.

Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол, а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».

«Дорисуй»

Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в этой игре можно использовать разные варианты, так например: на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.

«Отгадай, от какого дерева эти семена»

Цели: Знакомить детей с семенами – крылатками. Развивать умение соотносить лист дерева с его семенем. Закреплять знания о названиях деревьев. Воспитывать любовь к природе. Развивать мышление, память.

Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.

Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.

«Чудо-дерево»

Цель:  Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Материал: Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.

Правила игры: Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.

«Вершки – корешки»

Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

Словесные игры

«Цепочка слов»

Ход игры: Первый ребёнок называет объект. Второй - его свойство. Третий - объект с названным свойством. Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например: Морковь.

Морковь сладкая.

Сладким бывает сахар.

Сахар белый.

Белым бывает снег и т.д.

«Назови одним словом»

Ход игры: Воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).

«Рыбы - птицы – звери»

Материал: Мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

«Летает, плавает, бегает»

Материал: Мяч.

Ход игры: Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка"

«Я еду в деревню»

Материал: Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ход игры: Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Творческие игры

«Жатва»

Материал: Строительный набор (для постройки комбайна, машин, рули, детские гаечные ключи, отвёртки.

Ход игры: Подошло время уборки урожая, (дети построили комбайны) – для уборки урожая с полей, машины увозят урожай (зерно) в зернохранилище. А в поле сломался комбайн, его ремонтируют рабочие, и он продолжает уборочные работы, из зернохранилища зерно увозят на завод, из него мелют муку, пекут хлеб и, машины развозят его по магазинам.

«Животноводы»

Материал: Игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загонов, пастбища, строительный набор для постройки фермы, разные ёмкости для молока (игрушечные бидоны или баночки, условные мерки (чашки, бокалы, ложки, инвентарь для уборки (ведёрки, метёлки, щётки, тряпки, косынки, фартучки.

Ход игры: Строится ферма, транспортёр для подачи корма, строят также ветлечебницу- доярки выпускают коров, телят, пастухи их пасут. Во время дойки доярки идут доить коров на пастбище. Затем на машинах молоко отвозят в детский сад, магазин. На ферме заболела корова – ей вызывают ветврача, врач приходит, осматривает её, выписывает ей лекарство, её отвозят в отдельное стойло; вечером на ферме уборка помещения.

«Зоопарк»

Материал: Игрушечные животные, строительный материал, инвентарь (ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки) Из фанеры, картона, вырезают невысокие природного материала (желудей, веточек, цветной бумаги и пластилина готовят корм для животных, фартучки, нарукавники, косынки, береты.

Ход игры: Роль проводника, рабочие зоопарка, директор, врач, работники кухни.

Началось строительство зоопарка. Директор даёт указания проводнику, каких привезти в зоопарк животных. Проводники едут за животными и привозят их в зоопарк, там их осматривает врач и рабочие размещают их по клеткам. На кухне животным готовят пищу, кормят их, чистят клетки. Дети из д/с приходят на экскурсию в зоопарк, воспитатель рассказывает им о животных, которые находятся в клетке.

«Путешествие в дальние страны»

Материал: Рация, наушники, шлемы для водоёмов, строительный набор, картинки с изображением животных, билеты.

Ход игры: Организуется путешествие в дальние страны, строится корабль. Мама с дочками покупают билеты на корабль. На корабле ходят в буфет, в библиотеку, вовремя путешествия корабль получает пробоину, командир отдаёт приказ исправить аварийную ситуацию, водолазы спускаются на дно, исправляют неполадки, путешествие продолжается. Дети приплыли на север, там знакомятся с климатом, с животными. Затем плывут дальше и продолжают знакомиться с другими странами.

«Зоолечебница»

Материал: игрушки животных, грелки, градусники, шприцы, рецепты.

Роли: Ветврач, медсестра, посетители с животными, регистратор

Ход игры: Заболела собака (кошка, её приносят в ветлечебницу, записывают в регистратуре. Врач осматривает животных, медсестра ставит уколы, градусник, поит лекарством.

На ферме заболела корова, ветврача вызывают на ферму. Он осматривает животное, говорит, как надо его лечить, как ухаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических сказок.

Картотека экологических сказок....

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста

Знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, общение....

Картотека экологических игр

Подборка экологических игр направлена на обогащение активного словаря детей всех возрастных групп, привитие экологической культуры....

картотека экологические физкультминутки

картотека экологические физкультминутки...

Картотека экологических игр.

Картотека экологических игр  «Что было бы, если из леса исчезли…»Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....