Рабочая программа кружка для второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhlk_matemat_shkatulka_1.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………2

2. Цели и задачи программы …………………………………………  2

3. Педагогические технологии………………………………………….. 3

4. Возрастные особенности …………………………………………….. 4

5. Организация занятий кружка ……………………………………….. 7

6. Материал ……………………………………………………………... 7

7. Содержание работы программы …………………………………….7

8. Перспективный план работы кружка «Математическая шкатулка» на    2017 – 2018 учебный год ……………………………………………….10

9. Результаты кружковой деятельности………………………………..14

10. Система мониторинга……………………………………………….15

11. Работа с родителями…………………………………………………17

12. Список используемой литературы………………………………….18

Пояснительная записка.

     Рабочая программа курса кружка «Математическая шкатулка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей  3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:

-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

      Дополнительная  общеобразовательная  программа  «Математическая шкатулка» опирается  на  федеральный  Закон  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»№273-ФЗ от 29.12.2012г.  и составлена в соответствии с  Приказом Минобрнауки России  от  29.08.2013г  №  1008  «Об  утверждении  Порядка  организации  и осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным общеобразовательным  программам»,    Письмом  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006г №06-1844  «О  примерных  требованиях  к  программам  дополнительного образования  детей»,    требованиями  ФГОС  дошкольного  образования  (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) ( п. 1,3,4), нормами СанПин 2.4.4.3172-14 (приложение №3)

    В ходе реализации кружка предусматривается совместная деятельность педагога и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

 Цель и задачи программы – формирование элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом возрастных особенностей детей.

Основные задачи программы:

Образовательные:

Формировать инициативность и самостоятельность;

Приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;

Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

Формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения ( плоскостное моделирование);

Формировать простейшие графические умения и навыки.

Развивающие:

Развивать потребность активно мыслить;

Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику;

Развивать  инициативу;

Развивать логическое мышление

Воспитательные:

Умение не мешать товарищам;

Заниматься сообща;

Готовить материалы, необходимые для занятия;

Желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

Умение самостоятельно выполнять задание;

Интерес к занятиям математикой;

Развивать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.                          

Педагогические технологии.

1. Здоровьесберегающие технологиив  настоящее  время  пронизывают  всю систему  обучения  и  воспитания, особенно  в  дошкольном  возрасте.   Динамичные физкультминутки,  музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения  для рук,  для  глаз  применяются  на  всех  занятиях.  Смена  видов  деятельности  так  же  снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона. В  соответствии  с  требованиями  СанПина  кабинет  для  занятий  ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.

2.Личностно-ориентированное  обучение  предполагает  максимальное развитие  индивидуальных  познавательных  способностей  детей,  способствует пробуждению  интереса  детей  к  знаниям.  На  занятии  для  детей  создаётся спокойная,  благоприятная  обстановка,  детям  даются  посильные  задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

3. Игровые  технологии  обладают  средствами,  активизирующими деятельность  детей.  В  3-4  летнем  возрасте  преобладающим  видом  деятельности детей  является  игра.  Именно    игра  помогает  детям  ощутить  себя  в  реальной ситуации.

Именно в игре  развиваются творческие способности личности.  Во все занятия  включены  математические игры.

     В процессе формирования элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитываются: цель, задачи и возрастные особенности детей.

Возрастные особенности развития детей 3-4  лет.

        Трехлетний  ребенок  владеет  основными  жизненно  важными   движениями  (ходьба,  бег,  лазание,  действия  с  предметами).  Возникает  интерес  к  определению  соответствия  движений  образцу.  Дети  испытывают  свои  силы  в  более  сложных  видах  деятельности, но  вместе  с  тем  им  свойственно  неумение  соизмерять  свои  силы  со  своими  возможностями.

     Моторика  выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным  воспроизведением  структуры  движения,  его фаз, направления  и  т.д.  К  4-м  годам  ребенок  может  без  остановки  пройти  по  гимнастической  скамейке,  руки  в  стороны;  ударять мяч  об  пол  и  ловить  его  двумя  руками  (3  раза  подряд);  перекладывать  по  одному  мелкие  предметы  (пуговицы,  горошины  и т.п. – всего  20  шт.)  с  поверхности  стола  в  небольшую  коробку  (правой  рукой).

    Начинает  развиваться  самооценка  при  выполнении  физических  упражнений,  при  этом  дети  ориентируются  в значительной  мере  на  оценку  воспитателя.

     3-4-х летний  ребенок  владеет  элементарными  гигиеническими  навыками  самообслуживания (самостоятельно  и  правильно  моет  руки  с  мылом  после  прогулки,  игр,  туалета;  аккуратно  пользуется  туалетом:  туалетной  бумагой,  не  забывает  спускать  воду  из  бачка  для  слива;  при  приеме  пищи  пользуется  ложкой, салфеткой;  умеет  пользоваться носовым  платком;  может  самостоятельно  устранить  беспорядок  в  одежде,  прическе,  пользуясь  зеркалом,  расческой).

 

Социально-личностное  развитие

     К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная  характеристика ребенка трех лет  - самостоятельность  («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

     Для детей 3х летнего возраста характерна  игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Познавательно-речевое  развитие

            Общение  ребенка  в  этом  возрасте  ситуативно,  инициируется  взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает  свою  половую  принадлежность. Возникает  новая  форма  общения  со  взрослым – общение  на познавательные темы,  которое  сначала  включено  в  совместную  со  взрослым  познавательную  деятельность.

     Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  Овладение  родным  языком  характеризуется  использованием  основных  грамматических  категорий  (согласование,  употребление  их  по  числу, времени  и  т.д.,  хотя  отдельные  ошибки  допускаются)  и  словаря  разговорной  речи.  Возможны  дефекты  звукопроизношения.

     В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  Ребенок  активно использует  по  назначению  некоторые  бытовые  предметы, игрушки, предметы-заместители   и  словесные  обозначения  объектов  в  быту,  игре, общении.  Формируются  качественно  новые  свойства  сенсорных  процессов:  ощущение  и  восприятие.  В  практической  деятельности  ребенок  учитывает  свойства  предметов  и  их  назначение:  знает  название  3-4  цветов  и  2-3  форм;  может  выбрать  из  3-х  предметов  разных  по  величине  «самый  большой».  Рассматривая  новые  предметы (растения,  камни  и  т.п.)  ребенок не  ограничивается  простым  зрительным  ознакомлением,  а  переходит  к  осязательному,  слуховому  и  обонятельному  восприятию.  Важную  роль  начинают  играть  образы  памяти.  Память  и  внимание  ребенка  носит  непроизвольный,  пассивный   характер.  По  просьбе  взрослого  ребенок  может  запомнить  не  менее  2-3 слов  и  5-6  названий  предметов.  К  4-м  годам  способен  запомнить  значительные  отрывки  из  любимых  произведений..  Рассматривая  объекты,  ребенок  выделяет  один,  наиболее  яркий  признак  предмета,  и  ориентируясь  на  него,  оценивает  предмет  в  целом.  Его  интересуют  результаты  действия,  а  сам  процесс  достижения  еще не  умеет  прослеживать.

     Конструктивная   деятельность   в  3-4  года  ограничивается  возведением  несложных  построек  по  образцу   (из  2-3 частей)  и  по  замыслу.  Ребенок  может  заниматься,  не  отрываясь,  увлекательным  для  него  деятельностью  в  течение  5  минут.  

Художественно-эстетическое  развитие

     Ребенок  с  удовольствием  знакомится  с элементарными  средствами  выразительности   (цвет,  звук, форма, движения, жесты),  проявляется  интерес  к  произведениям  народного  и  классического  искусства,  к  литературе  (стихи,  песенки,  потешки),  к  исполнению  и  слушанию  музыкальных произведений.

     Изобразительная  деятельность  ребенка  зависит  от  его  представлений  о  предмете.  В  3-4  года  они  только  начинают  формироваться.  Графические  образы  бедны,  предметны,  схематичны.  У  одних  дошкольников  в  изображении  отсутствуют  детали,  у  других  рисунки  могут  быть  более  детализированы.  Замысел  меняется  по  ходу  изображения.  Дети  уже  могут  использовать  цвет.  Большое  значение для развития  моторики  в  этом  возрасте  имеет  лепка.  Ребенок  может  вылепить  под  руководством  взрослого  простые  предметы.  В  3-4 года  из-за  недостаточного  развития  мелких  мышц  руки,  дети  не  работают  с  ножницами,  апплицируют  из  готовых геометрических  фигур.  Ребенок  способен  выкладывать  и  наклеивать  элементы  декоративного  узора  и  предметного  схематичного  изображения  из  2-4  основных  частей.

     В  музыкально-ритмической  деятельности  ребенок   3-4  лет  испытывает  желание  слушать  музыку и  производить  естественные  движения под  звучащую музыку.  К  4  годам  овладевает элементарными  певческими  навыками  несложных  музыкальных  произведений. Ребенок  хорошо  перевоплощается  в  образ  зайчика,  медведя, лисы,  петушка  и  т.п.  в  движениях,  особенно  под  плясовую  мелодию.  Приобретает  элементарные  навыки  подыгрывания  на  детских  ударных  музыкальных  инструментах  (барабан,  металлофон).  Закладываются  основы  для  развития  музыкально-ритмических и  художественных  способностей.

Организация занятий кружка.

     Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю (вторник) в вечерний отрезок времени (16.00 – 16.15). Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Материал.

•        Учебные пособия.

•        Предметные картинки.

•        Раздаточный и счетный материал.

•        Набор цифр.

•        Геометрические фигуры.

•        Модель часов.

•        Арифметическое домино, лото.

Для проведения занятий используются   наглядные пособия, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические фигуры.

Содержание работы программы.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Учить:

 сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

 устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

 понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;

 понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

 называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей

перечитанной группе предметов;

 согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

 решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа. В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса. Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами. Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

 сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине,толщине;

 выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий). Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Учить:

 различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

 различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе«Ориентировка во времени».

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Учить:

 различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

 обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

 двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую). Поэтому в книге заданий на ориентировку в пространстве не так много, они лишь служат закреплению знаний.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез. В книге есть задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

Перспективный план работы кружка «Математическая шкатулка» на    2016 – 2017 учебный год.

Неделя

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

Адаптация

2

3

Диагностика

4

ОКТЯБРЬ

1

 «Утро. Большой – маленький»

Учить сравнивать знакомые предметы по велечине,употребоять эти слова в речи; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

2

 «Один – много»

Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия информации; сравнивать совокупность предметов, различать, где один, а где много.

3

«Круг»

Познакомить с геометрической фигурой круг; учить обследовать круг осязательно-двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера.

4

«День. Число 1»

Познакомить с частью суток – день, с числом 1. Учить отгадывать загадку, понимать поэтические образцы,лежащие в основе загадки.

НОЯБРЬ

1

«Высокий – низкий, большой – маленький»

Учить сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти слова в речи. Закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине.

2

«Вечер. Один - много»

Познакомить с частью суток – вечер. Продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определяния в речи.

3

«Ночь. Число 1»

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки. Познакомить с частью суток – ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи.

4

«Круг»

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг. Упражнять в рисовании предметов округлой формы.

ДЕКАБРЬ

1

«Слева, справа, на, под»

Учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под.

2

«Число 2. Толстый, тонкий»

Познакомить с числом 2. Учить сравнивать знакомые предметы по величине.

3

«Осень. Число 2»

Продолжать знакомить с числом 2. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки; называть время года – осень.

4

«Треугольник»

Познакомить с геометрической фигурой – треугольник. Учить рисовать треугольник по точкам.

ЯНВАРЬ

2

«Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник»

Познакомить с числом 3. Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Учить сравнивать знакомые предметы по величине; видеть в форме предметов геометрические фигуры.  Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки.

3

«Число 3»

Продолжать знакомить с числом 3. Учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи.

4

«Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький»

Продожать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры. Различать и называть пространственные направления от себя.

ФЕВРАЛЬ

1

«Сравнение чисел

 2 и 3»

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки.

2

«Большой, поменьше, маленький. Логическая задача»

Учить изображать предметы разной величины. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине. Развивать зрительное внимание.

3

«Зима. Число 4.»

Познакомить с числом 4. Учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. Учить различать и называть время года – зима.

4

«Квадрат»

Познакомить с геометрической фигурой квадрат. Учить обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадраты по точкам.

МАРТ

1

«Число 4. Логическая зада.»

Продолжать знакомить с числом 4. Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

2

«Квадрат»

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки.

3

«Сравнение чисел

3 и 4»

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

4

«Прямоугольник»

Учить обследовать форму осязательно –двигательным и зрительным путем. Познакомить с геометрической фигурой – прямоугольник.

АПРЕЛЬ

1

«Весна. Число 5.»

Познакомить с числом 5. Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Учить различать и называть время года – весна.

2

«Большой, поменьше, самый маленький»

Учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

3

«Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача»

Закреплять навыки счета в  пределах пяти; умение различать и называть части суток; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

4

«Сравнение чисел

4 и 5»

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образцы, лежащие в основе загадки. Продолжать учить сравнивать предметы по величине.

МАЙ

1

«Овал»

Познакомить с геометрической фигурой – овал. Учить обследовать овал осязательно – двигательным путем; рисовать овал по точкам.

2

«Времена года. Овал. Слева, справа»

Закреплять умение различать и называть времена года; различать и называть пространственные направления от себя. Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур.

3

Диагностика

4

Результаты кружковой деятельности.

  К концу года ребенок:

  • сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше,меньше);
  • устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
  • понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
  • называет числительные по порядку в пределах пяти;
  • относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
  • называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • понимает, что фигуры могут быть разного размера;
  • видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
  • сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • использует в речи результаты сравнения;
  • правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
  • обозначает словами положение предмета относительно себя;
  • решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий,
  • на анализ и синтез предметов сложной формы.

Интегрируемые образовательные области

    Каждое занятие, предложенное в книге, построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.

«Речевое развитие» включает:

  • овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);
  • формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
  • диалогической речи (ответы на вопросы).

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.    

Система мониторинга.

     При мониторинге результатов усвоения программы выделяются три уровня: начальный (низкий) уровень; продуктивный (средний) уровень; креативный (высокий) уровень. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы (беседа, устный опрос, тестовые задания).

Диагностика по математике детей 4-5 лет:

Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет:

  • мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
  • способен объединять и распределять предметы по группам;
  • свободно оперирует обобщающими понятиями;
  • умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
  • ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
  • может при помощи суждений делать умозаключения;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • у ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний;
  • он наблюдателен, внимателен, усидчив,
  • заинтересован в результатах своей работы;
  • владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень:

  • ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
  • умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями;
  • деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
  • ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них;
  • затрудняется самостоятельно делать умозаключения;
  • ребенок имеет достаточный словарный запас;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
  • умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень:

  • ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация;
  • иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
  • не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями;
  • деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
  • ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них;
  • не способен делать умозаключения;
  • ребенок не имеет достаточного словарного запаса;
  • не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Работа с родителями.

Педагог:

  • в первую очередь знакомит родителей с содержанием Программы кружка «Математическая шкатулка», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса;
  • ориентирует родителей на развитие познавательных интересов, не оставляет без внимания вопросы детей;
  • предлагает им познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа: сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки.

     Сотрудничество педагогов с семьей предполагает изменение модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и родителям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт детского сада, персональная страничка педагога).

     Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов. Все это будет способствовать повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей, решению задач по формированию предпосылок к учебной деятельности.

     Родителей желательно познакомить с книгами дополнительного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказать, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогутребенку лучше усваивать содержание Программы кружка.

Список литературы.

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А.Арапова – Пискарева, 2007 г.
  2. Демонстрационный материал: Математика для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Математика для детей 3-4 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфе¬ра, 2014.
  4. Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 3-4. М.: ТЦ Сфера, 2014

Мониторинг кружковой деятельности «Математическая шкатулка»

для детей второй младшей группы на 2017-2018 учебный год.

Ф.И. ребенка

Умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов

Умение называть числительные по порядку в пределах 5

Умение называть геометрические фигуры

Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах

Умение сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

Умениеразличать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь

Умение различать и правильно называть времена года

Умение различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо

Умение обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу

Умение решать логические задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по рисованию , младшая группа (3-4 года).(1-я часть)

Кружок по изодеятельности в младшей группе «Акварелька» Рабочая программа кружка «Акварелька»  Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной прогр...

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» младшая группа

Цель программыВоспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям....

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО вторая младшая группа срок реализации программы (_1 год__)

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...

Рабочая программа кружка "Логоритмика" в младшей группе

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проб...

Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» младшей группы

В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в ча...