Технология развивающих игр Б. П. Никитина
презентация

Бабкова Татьяна Михайловна

В своей работе с детьми я использую развивающие игры Б. П. Никитина. Борис Павлович и Елена Алексеевна известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvivayushchih_igr_b._p._nikitina.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развивающих игр Бориса Павловича Никитина Бабкова Т. М. ,воспитатель МБДОУ «Детский сад «Медвежонок» Тамбов 2020

Слайд 2

Особенности развивающей технологии Б.П. Никитина 1 . Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью чудо - кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора 2 . Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п. Таким образом происходит знакомство ребенка с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. от простого к сложному. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. 5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности 6. Решение задачи предстает перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей : в виде рисунка; узора ; модели или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора . 7 . Для самых маленьких (1,5-3 года) игра оживляется сказкой или рассказом; узорам, моделям, рисункам, фигурам даются «имена ». 8 . Большинство развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий, придумывать новые развивающие игры более высокого порядка [3].

Слайд 3

Советы Б.П. Никитина по организации игр: ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, образов подражая- обучается в игре; освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно ; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Слайд 4

«Сложи квадрат» «Точечки» « Кирпичики» «Развивающие рамки и вкладыши Монтессори » «Сложи узор » «Дроби» « Уникуб » Игры Б.П.Никитина «Кубики для всех»

Слайд 5

Игра состоит из 16 одинаковых деревянных кубиков, грани которых окрашены по-разному в 4 цвета и две грани окрашены комбинированно Для детей от 1,5 - 2 лет и старше «Сложи узор» Развивает : наглядно-действенное мышление; мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие; способности комбинирования; зрительную память; воображение .

Слайд 6

Этапы освоения игры На начальном этапе детям предлагают узоры в натуральную величину одного - двух цветов, чтобы малыш мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предлагают подумать, на что похож узор, вместе придумывают ему название: дорожка, пила, фонарик, паровозик, елка, цветок и т. д. В своей работе я использую альбом с заданиями для малышей, в котором все задания представлены в игровой форме . На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Задания выполняют в парах, микрогруппах . Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру - зависит от его настроения и возможностей. Игра строится на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха. Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка возможностей. Через некоторое время про игру «забывают», чтобы не было пресыщения. Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку .

Слайд 7

Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с 3 красными, 3 синими и 3 желтыми гранями. Для детей от 4 лет « Уникуб » Развивает: пространственное мышление; мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие; способности комбинирования; зрительную память; воображение.

Слайд 8

Этапы освоения игры На начальном этапе дети учатся складывать все кубики в коробку не зависимо от цвета сторон Второй этап- складывать кубики в коробку рядами. Напр., синий ряд-внизу, посередине-красный, сверху-желтый. На третьем этапе детям предлагают собрать фигуру по схемам .Напр., «Собери поезд» по схеме, обратить внимание ребенка на цвет крыши поезда и цвет вагончиков. Следующий этап - творческий . Дошкольники по - своему собирают разные фигуры

Слайд 9

Игра (1 уровень сложности) состоит из 12 разноцветных квадратов, один из которых целый и служит образцом-ориентиром, а остальные разрезаны разными способами на 2 и 3 части ( с 1,5 до 2 лет ). Игра (2 уровень сложности) 12 разноцветных квадрата разрезаны разными способами на 4 и 5 частей ( с 3 лет ) Развивает: - восприятие формы, цвета - конструкторские навыки; - тактильные ощущения; - воображение; - комбинирование. «Сложи квадрат»

Слайд 10

Этапы освоения игры Главное требование к проведению игры - учет уровня развития ребенка. Начинать надо с заведомо легких и посильных задач . На начальном этапе дети учатся складывать каждый квадрат в отдельности. Маленьким детям предлагают целый черный квадрат (либо рамку по размеру квадрата - машинку). Укладывать на нем детали проще, чем на столе. Можно предложить ребенку нарисованный квадрат в натуральную величину, на котором показано как следует уложить части. На втором этапе детям предлагают выкладывать несколько квадратов с предварительной классификацией деталей. Следующий этап - творческий . Дошкольники по - своему делят квадраты на части, делают зарисовки моделей.

Слайд 11

«Рамки и вкладыши Монтессори » Игра представляет собой набор из 16 квадратных рамок-пластинок . В центре каждой пластины вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета Для детей с 1,5-2 лет и старше Развивает: мелкую моторику глазомер зрительную память концентрацию внимания воображение дает представление о геометрических формах готовит к письму и рисованию

Слайд 12

Этапы освоения игры 1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. С первых встреч с игрой ребенок должен понять задачу – плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения. Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: “сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже”. 2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно – звездочку . 3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, особенно на углах фигуры. Получаются “хвостики”, которые портят сразу вид контура.Чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. 4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как ребенок нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. 5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур .

Слайд 13

«Кубики для всех» В набор входят 7 деревянных блоков различной конфигурации, составленных из 27 кубиков и раскрашенных в 7 основных цветов спектра. Для детей от 4 лет . Развивает: пространственное мышление; наглядно-действенное мышление; умение решать нестандартные задачи; умение комбинировать; внимание и воображение; цветовое восприятие ; умение работать со схемой;

Слайд 14

«Кирпичики» В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков Для детей от 4 лет Развивает: пространственное мышление; наглядно-действенное мышление; аналитико-синтетическое мышление; глазомер; умение соотносить изображение с реальным объектом; чертежные (графические) навыки.

Слайд 15

Этапы освоения игры На начальном этапе детям можно предложить игру «Обезьянки». По подражанию они учатся складывать из кирпичиков простые модели. Затем строят модели по чертежам из альбома сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков (серии А, В). На втором этапе детям объясняют, что такое чертеж и как его строят. «Чертеж - это 3 рисунка одного предмета (постройки), когда смотрят на него с разных сторон». Дети рассматривают кирпичик и его проекции, зарисовывают их на листочке. На третьем этапе идет построение моделей по чертежам серии D. На четвертом - создание собственных моделей с построением чертежа.

Слайд 16

«Матриц а » Игровой набор представляет собой комплект с пронумерованными ячейками и состоящий из 2 кубиков, 12 картонных таблиц с белыми «окнами», на которые раскладываются игровые карточки по определенному правилу, понятному из рисунков на полях таблиц. К каждой таблице прилагается набор из 16 карточек для ее заполнения. Все таблицы разного уровня сложности. Для детей от 5 лет Развивает: пространственное мышление; аналитико-синтетическое мышление; творческие способности (умение решать нестандартные задачи); умение комбинировать; внимание и воображение ;

Слайд 17

1. Никитин Б.П . Интеллектуальные игры. Обнинск: Световид , 2009. 2. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1994. 3. Никитин Б.П . Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Самокат, 2017. 4. http://nikitiny.ru/sait_semyi_nikitinyh_nikitinyru Список использованных источников

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

Знакомство с технологией развивающих игр Никитина

В этой консультации я очень коротко знакомлю родителей с технооогией использования развивающих игр Никитина. Этот материал может быть полезен родителям, а также педагогам....

Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей. Я считаю, что и сегодня это хороший вариант проводить время вместе с...

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

технология развивающих игр Б. П. Никитина

     Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами, старшие помогают младшим, так что и у родителей высвобождается время на ...