Аннотированный список информационных ресурсов для педагогов по взаимодействию с "трудными" родителями
методическая разработка

Материал будет полезен для всего педагогического состава в целях установления качественного взаимодествия с "трудными" родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotirovannyy_spisok.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотированный список информационных ресурсов для педагогов по взаимодействию «трудными» родителями

Кокорина Анфиса Михайловна

__________________________________________________________________

Для подбора статей необходимо было выяснить, каких родителей считают “трудными”?

Педагоги испытывают сложности в налаживании контактов и осуществлении взаимодействия с так называемыми «трудными» родителями (Е.А. Панько). К «трудным» родителям автор относит высокомерных, не воспринимающих воспитателя как авторитетное лицо; безразличных к работе детского сада, пассивных родителей. Они излишне «пекутся» о своем ребенке, переоценивают его. Некоторые родители не понимают значения дошкольного образования в развитии ребенка, не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Есть родители, имеющие индивидуальные характерологические особенности, затрудняющие установление контакта, малообразованные, особенно в вопросах семейных отношений.

Исходя из этого, нами были подобраны статьи про установление контакта с родителями:

  • конфликтными;
  • безразличными;
  • гиперопекающие.

  1. Инсарова Н. “Конфликт «педагог – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Зачастую для педагогов главная сложность профессии заключается отнюдь не в работе с детьми, а взаимодействие с их родителями. В статье “трудные” родители условно разделяются  на 2 категории: конфликтные и равнодушные. Автор выявляет причины деструктивного поведения некоторых родителей, а также приводит примеры конфликтов, возникающих в рамках образовательных отношений и предлагает пути их разрешения.

В статье автор достаточно подробно описывает причины поведения конфликтных родителей и методику работы с ними, но абсолютно не раскрывает особенности взаимодействия с родителями второго типа - “равнодушными”. С такими родителями тоже можно и нужно работать, а для этого необходимо разработать варианты вовлечения их в образовательный процесс.

  1. Маймулина Т. “Как педагогу общаться с конфликтными родителями”

В публикации педагогического блога школы №2083 г.Москва автор приводит конкретные рекомендации для педагогов, целью которых является устранение дисгармонии во взаимодействии с родителями. Подробно автор останавливается на технике “Я-высказывания”, а также приводит алгоритм построения “Я-высказывания”. Недостатком статьи может являться отсутствие данных о практическом применении данной техники, предполагаемых рисках. Также, автор не ссылается на источник анализируемых им техник и рекомендаций, не приводится список использованной литературы.

  1. Глупак Н. В. “Инновации в практиках взаимодействия дошкольного учреждения с семьей”

Возрастающий интерес к направлению качественного взаимодействия ДОО и семьи имеет ряд причин, рассмотренных в статье. Анализ методических наработок и исследований выводит автора на ряд преимуществ вовлечения родителей в совместные проекты триады “дети-родитель-педагог”. Данная статья будет полезна педагогическому составу в анализе причин родительской линии поведения для выхода на качественное взаимодействие с ними. Однако, автор не анализирует понятия “проект” и “совместный проект”, поэтому остается не раскрытым идея использования “совместных проектов”, как способа гармонизации социального пространства детей. Не приводится опыт использования “совместных проектов”, не рассматриваются недостатки и достоинства данной формы взаимодействия, по сравнению с другими.

  1. Пульникова Н. П. “Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития , воспитания и обучения детей дошкольного возраста”

В статье приводится анализ существующих проблем во взаимодействии семьи и педагогов. Автор отмечает, что на сегодняшний день нет четкого плана работы с “трудными” родителями, но есть разнообразные формы и методы, позволяющие вовлечь их в образовательный процесс, а также наладить позитивный контакт. В статье приводятся варианты организации взаимодействия, которые подойдут для разных типов родителей.

На наш взгляд, в статье не хватает практических рекомендаций по организации мероприятий, которые, в свою очередь, помогли бы понять алгоритм действий педагога при подготовке встречи с родителями.

  1. Дремина И. Е.  “Психологическое консультирование “трудных” родителей в учреждениях образования”

В статье рассмотрены способы установления контакта с “трудными” или немотивированными родителями и привлечения их к совместной работе. Автор рассматривает механизмы психологической защиты, позволяющие понять позицию родителей. Рассматривается тактика “двойного прогнозирования”, которая позволяет разъяснить последствия игнорирования рекомендаций педагогического коллектива. Также, автор приводит несколько вариантов мотивации родителей педагогом-психологом на совместную работу. Недостатком статьи является явная направленность на работу психолога или педагога-психолога, упоминаются конкретные психологические методики, недоступные педагогу без психологического образования.

  1. Духанина Л. Н.  “Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов”

Одним из вызовов современному дошкольному образованию является новая категория родителей - образованные семьи с высоким ожиданием относительно образования своих детей. Критичность, выражаемая такими родителями, проявляется в оценке деятельности педагога - как к оказанию услуги. Такая позиция семьи предъявляет для педагога новые требования и вызовы. Автор статьи предлагает ряд педагогических рекомендаций к форматам взаимодействия с родителями, для реализации эффективной совместной работы.

Однако, рекомендации имеют общий характер, никак не специализируясь на конкретно выделенной категории родителей и  не имеют практического обоснования.

  1. Семенченко Л. К. “Практический семинар для воспитателей "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"

Статья посвящена проблеме взаимодействия педагога с родителями в конфликтных ситуациях. Автор приводит теоретическое обоснование конфликтов в системе “педагог - родитель”, причины их возникновения, описывает стадии конфликта и различные стратегии, используемые для выхода из них.  Также в статье приводятся примеры  типичных ситуаций из практики общения педагогов с родителями, с комментариями психолога.

Недостатком статьи можно считать недостаточную теоретическую обоснованность причин возникновения конфликтов. Для оптимального раскрытия темы можно было бы добавить личностные факторы педагогов и родителей, влияющие на возникновение различных конфликтных ситуаций.

 

  1. Першина Л. В. Тренинг для педагогов и родителей “Самый трудный родитель, самый приятный родитель”.

Методическая разработка направлена на повышение коммуникативной компетентности с трудными родителями. Многие предложенные методики построены на выявление запроса конкретных трудностей во взаимодействии и отработке негатива к родителям. Не указаны источники использованных методик.

  1. Волынская В. И. Семинар-тренинг “Трудные” родители. Работа с родителями дошкольника”

Семинар поможет освоить приемы и навыки, необходимые для установления доверия и сотрудничества между родителями и психолого-педагогическим составом, преодоления затруднений в общении и разрешения конфликтных ситуаций с родителями. Остается не раскрытой информация о специалистах, разработавших семинар-тренинг, нет возможности оценить их работы в профессиональном сообществе. Также, не предоставляется список литературы, использованной при разработке семинара-тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотированный каталог интернет - ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Показано более 150 Интернет-ресурсов, в том числе ...

Аннотированный список сайтов

Аннотированный список сайтов для дошкольных работников...

Аннотированный список сайтов по психологии

В помощь психологам и педагогом: сайты, на которые можно обратиться по определенным вопросам....

АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

аННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Информационные ресурсы во взаимодействии с родителями при подготовке детей к школе

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу....

Мастер- класс для педагогов «Транслирование опыта развития математической грамотности детей дошкольного возраста через активное внедрение информационных ресурсов в условиях новой парадигмы образовании».

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы, требующие от образ...