Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста "Маленькие чистюли"
проект (младшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_chistyuli.docx314.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Рябинка"

Проект

по формированию культурно-гигиенических навыков во   второй группе раннего возраста

      "Маленькие чистюли"

https://pyltsynan-shat-dou20.edumsko.ru/uploads/15600/15522/section/401943/konsul_tacii/.thumbs/8f4b16be7b484f808269eb475fa8910a.jpg?1520168088

                                                                     Подготовили:

                                                                                             воспитатели группы №2

                                      Шевякова Л.А.

                                         Иванова Н.В.

       г. Гагарин 2018 г.

Актуальность проекта

        Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормальными человеческими отношениями. Известно, что самые прочные привычки, как полезные так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки и умения, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиенические навыки это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.         В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

• учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

• формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок;

• формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком);

• учить правильно вести себя во время еды (держать ложку, не крошить хлеб, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом);

• обучать детей порядку одевания и раздевания. При помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;

• формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный, 1 месяц (с 22 октября по 16 ноября).

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

 Методы: игровые, словесные, наглядные, практические.

Формы: ООД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, беседы, рассказывание, решение проблемных ситуаций, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, объяснение, рассматривание иллюстраций, игровые ситуации.

Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость проекта: создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты для детей:

• аккуратно самостоятельно едят, правильно держат ложку;

• проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых);

• пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком);

•  самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания;

• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, мытья рук, умывания;

• самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваются и раздеваются;

• эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

Ожидаемые результаты для родителей:

• повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

• получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

• укрепление связей между семьей и детским садом.

Ожидаемые результаты для воспитателей:

• единство требований со стороны персонала группы и родителей;

• укрепление связи с родителями.

Подготовительный этап:

1. Составление плана совместной работы с детьми, с родителями: подбор материала и оборудования для занятий, бесед.

2. Подбор методического и дидактического материала.

3.Подбор художественной литературы.

4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

5. Изготовление алгоритма одевания в группе, одевания в осенний период, алгоритма мытья рук.

Основной этап:

Мероприятие

Участники

Примечание

Консультация для родителей «Личная гигиена ребенка: прививаем с раннего возраста»

Воспитатели, родители

Приложение 1

Консультация для родителей «Каким должен быть гардероб ребенка в детском саду»

Воспитатели, родители

Приложение 2

ММ-презентация для детей «Чистота залог здоровья»

Воспитатели, дети

Приложение 3

Беседа о правилах поведения за столом: озвучивания алгоритма поведения за столом

Воспитатели, дети

Игровая ситуация «Куклы обедают»

Воспитатели, дети

Приложение 4

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Воспитатели, дети

Просмотр иллюстраций к сказке «Мойдодыр»

Воспитатели, дети

ООД чтение стихотворения С.Капутикян « Маша обедает»

Воспитатели, дети

Приложение 5

Чтение художественной литературы С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», И. Горюновой «Этикет для карапузов», А. Барто «Девочка чумазая».

Воспитатели, дети

Дидактическая игра «Одень куклу- мальчика и куклу-девочку»

Воспитатели, дети

Рассматривание картинок:

- «Правила поведения в ванной комнате»

- совместные действия взрослого и ребенка (помыть руки).

Воспитатели, дети

Чтение потешек «Водичка, водичка», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса»

Воспитатели, дети

Приложение 6

ООД «Научим куклу Катю снимать одежду перед сном»

Воспитатели, дети

Приложение 7

Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Формировать положительное отношение к труду.

Воспитатели, дети

ООД «Научим куклу Катю мыть руки и умываться»

Воспитатели, дети

Приложение 8

Игровая ситуация «Купание кукол»

Воспитатели, дети

Приложение 9

Заключительный этап:

Мероприятие

Участники

Примечание

Фотовыставка «Маленькие чистюли»

Воспитатели, дети

Стенгазета

Презентация проекта

Воспитатели

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181115_122014.jpg

Оценка результатов и отчетность

   Дети:

- с помощью взрослого приводят себя в порядок;

- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком;

- узнают процессы умывания, одевания на картинках, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур;

- аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб, пользуются салфеткой);

- при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;

- аккуратно складывают снятую одежду;

- рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, причёску.

        В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с культурно-гигиеническими навыками. Изучена методическая литература по данной теме. Дети, в соответствии с возрастными особенностями, овладели культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. Малыши с радостью и желанием выполняют указания воспитателя. У родителей также повысился интерес и желание помочь своим детям в овладении навыков и знаний по теме проекта. С целью повышения уровня знаний и умений детей необходимо продолжать систематическую работу по формированию культурно-гигиенических навыков через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении.

                                                                                                                   Приложение 4

Игровая ситуация « Куклы обедают»

Воспитатель сажает свою куклу за стол и учит ее кушать.

Воспитатель:  «Вера, на столе твой любимый картофельный суп. Возьми ложку в правую руку, зачерпни суп не до самых краев ложки, подноси ложку ко рту не спеша,. Кушай, не пролей. Оля, а твоя Катя умеет есть ложкой? Покажи ей, как надо зачерпывать ложку, чтобы суп не расплескался. (Обращается к кукле) Катя, вкусный суп тебе приготовила мама? Вера, смотри, в тарелочке видны картошечка, морковка, лучок. Тебе понравился картофельный суп? После обеда вытри рот салфеткой. (Обращается к детям) Девочки, а у вас есть салфетки? Возьмите мои. Обед закончен. Надо приучать своих детей после обеда говорить «спасибо». Вот так, молодцы. На здоровье.

                                                                                                           

                                                                                                             Приложение 5

ООД чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Цель: познакомить со стихотворением С. Капутикян; вызвать у детей положительные эмоции.

Оборудование: кукла, собака, кошка, курочка.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение С.Капутикян "Маша обедает". Воспитатель усаживает Машеньку за стол, а вместе с ней животных, перечисленных в стихотворении. Педагог повторяет отрывок и ставит перед каждым персонажем посуду.

           

                                                                                                                   Приложение 6

Потешки

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

     *        *         *

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

       *     *      *

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти коса до пят,

Все волосоньки в ряд

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся!

          *     *    *

Знаем, знаем- да -да -да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

                                                                                                                   Приложение 7        

ООД «Научим куклу Катю снимать одежду»

Цель: активизировать речь детей, развивать мышление, учить относиться к кукле как к живому существу, расширять словарь.

Оборудование: кукла

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу куклу: «Она еще маленькая и поэтому не умеет одеваться и раздеваться. Детки давайте научим куклу одеваться». Просит детей помочь кукле. На стульчике лежит одежда, дети подходят и берут что-то одно и приносят воспитателю. Педагог проговаривает название одежды, дети повторяют. Постепенно кукла одевается, ребята видят последовательность одевания. Затем, под руководством воспитателя, при помощи детей, кукла раздевается. Воспитатель благодарит детей за помощь.

                                     

                                                                                                                   

                                                                                                                   Приложение 8

ООД «Научим куклу Катю мыть руки и умываться»

Цель: воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать речь, ознакомление с окружающим миром.

Оборудование: кукла, принадлежности для умывания.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу куклу, у которой грязное лицо, и говорит: «Кукла играла во дворе она измазалась песком, грязью и не хочет умываться и мыть ручки. А вы всегда моете ручки и умываетесь?

Воспитатель

Вот что Мила натворила:

Целый день она не мылась.

Не умыты щечки, не умыты ушки,

Черные, как в саже, пухлые ладошки.

Мы возьмем водицу,

Будет кукла мыться,

Трем мочалкой щечки, трем мочалкой ушки,

Начисто отмоем   пухлые ладошки.

Вот какая Мила, стала всем на диво:

Полюбила Мила душистое мыло.

Воспитатель выполняет действия с куклой в соответствии с текстом стихотворения. После умывания педагог говорит детям: «Вода не только чисто моет, но и доставляет радость.  Затем ребята подходят к крану и по очереди умываются. Воспитатель сопровождает эту процедуру знакомыми им потешками.

                                                                                                                  Приложение  9

Игровая ситуация «Купание кукол»

Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела она ванночку. Рассказывает:" В гости к кукле Варе приехала маленькая Дашенька. Она еще не ходит, ее возят  в коляске. Она сама не ест, ее кормят из ложечки. Вечером Дашеньку надо купать. Много с ней забот. Чтобы управиться с Дашенькой, нужны помощники. Вы, ребятки, мне поможете? Наша Дашенька маленькая, хорошенькая. После купания надо сразу положить Дашу в кровать, поэтому сначала приготовим ей постельку. Дима и Егор, вы сможете постелить постель Дашеньке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежности: подушку, одеяло. А мы с Ариной и Таней принесем одежду, полотенце. Сначала приготовим теплую водичку. Сажаем Дашеньку в ванночку. Она улыбается - ей нравится водичка. Плюх- плюх по водичке, плюх-плюх по тепленькой. Умоем Дашеньке личико, ручки, обольем тельце. Теперь помоем голову, ножки. Рита, принеси еще водички. Поливай. Ульяна, вытирай полотенцем, насухо: голову, спинку, животик, ножки. Чистая девочка наша, маленькая Даша! А теперь укроем ее одеяльцем, дадим теплого молочка - и в кровать. Лежи, Даша, засыпай.

        

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181108_091751.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181113_091559.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181114_112210.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181106_083508.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181107_150846.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181101_093301.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181112_154923.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181112_163338.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181107_155351.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181030_093423.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181119_140230.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181119_140335.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181116_164731.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181119_140318.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181119_174237.jpgC:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_20181112_155904.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе . "ЧИСТЮЛИ"

Формирование у детей КГН в повседневной жизни, детском саду и семье. ...

Краткосрочный проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "В мире чистюль"

Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно- гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания....

Среднесрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюля» во второй младшей группе

Важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важно...

Проект по формированию культурно - гигиенических навыков у дошкольников «Чистюля» II младшая группа

Идея проекта: "Чистота-залог здоровья". Становление культурно-гигиенических навыков ребёнка - первый шаг в постижении дошкольников к здоровому образу жизни....

Среднесрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюля» во второй младшей группе

Важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важно...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и ЗОЖ в группе раннего возраста на тему: «Чистюля-красотуля»

Укрепление и сохранение здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. А так ка...