Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию 2017-2018
рабочая программа

Пунгина Алёна Валерьевна

Приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tantsevalnogo_kruzhka_v_dou_57_let-.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43

 Кулундинского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                                   Заведующий МБДОУ

Протокол №1                                                                                ___________ Е. Ю. Могильницкая

от « 28 » августа 2017 года                                             Приказ №25-оД от «28» августа 2017 года

Рабочая программа дополнительного дошкольного образования

«Топотушки»

на 2017-2018 учебный год

                                                                               Составитель программы:

                                                   Алёна Валерьевна Романченко –

музыкальный руководитель

 первой квалификационной категории

                                                                                                                                                                       

                                                                                     

   

2017 г.

                                         

Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребёнка...

А. И. Буренина

Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт"[1.]

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте"[2].

     С древних времен известно воздействие сочетания ритмичного движения и музыки на состояние здоровья человека.  Чем раньше ребенок начнет слышать

[1]     Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М., 1993.

[2]   Там же.

приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными танцевальными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

     Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения,  и помочь ему в этом могут специально организованные танцевально-ритмические занятия в рамках дополнительного дошкольного образования, которые призваны более глубже развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

     Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев  в непосредственно образовательной музыкальной деятельности  повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

     Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального  воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
    Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

      Настоящая программа разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной  по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.

         ЦЕЛЬ программы:  приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

ЗАДАЧИ:

  • приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;
  • формирование навыков основных танцевальных движений:
  • формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе;
  • обучение  детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.

      Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.

       Продолжительность занятия для детей 5-7 лет – 35 минут

     

      Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными  особенностями детей.

        Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по областям:

  •  «Музыка», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные    и  поставленные на занятии кружка.
  • «Физическая культура» - использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, проводятся  подвижные  игры,   развлечения,  досуги,   упражнения   для  профилактики  плоскостопия.
  • «Познание» -  занятия,  наблюдения,  беседы,  игры.
  • «Социализация» - используются   дидактические,  сюжетно  -  ролевые  игры;   разучиваются  различные  танцы.
  • «Чтение художественной  литературы» - используются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  потешки,  прибаутки,  частушки,  тексты  песен).

        Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

       Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

       Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).

               Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития  

         (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

                       подобранных заданий.

Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  - передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

                        движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

                        детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не

                        соответствуют характеру музыки.

  -передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

                        выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

                        эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

                        движении.

  -соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

 

2. Воспроизведение ритма.

   -воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

  -воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

  -воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

  -воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – неверно воспроизводит ритмический рисунок.

 

3. Творчество.

-сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

-танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

Ожидаемые результаты

  • Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников.
  • Умение подчинять свои интересы интересам коллектива.
  • Формирование терминологических знаний, определяющих:
  • характер музыки;
  • основные положения рук, ног, корпуса;
  • музыкальные движения, этюды, миниатюры, которые исполняют.
  • Овладение практическими умениями:
  • исполнение танцевальных движений (не менее 10-12);
  • передача игрового образа в соответствии с характером музыки.
  • Переход к более развернутым и сложным композициям.

Модель выпускника

Выпускник - это творчески активная личность, развивающаяся гармонично, со своей яркой индивидуальностью, высоким уровнем двигательной обученности, обладающая следующими качествами:

  • красиво, легко и непринужденно двигаться, выполнять движения различного ритмического рисунка, соотносить движения с характером музыки;
  • ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем;
  • создавать новые, собственные выразительные движения;
  • осмысленно выполнять свою роль в пластических этюдах;
  • участвовать в коллективной сценической работе;
  • внимательно относиться друг к другу, искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

 В процессе развития творческих проявлений детей 5-7 лет в музыкально-ритмических движениях появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, нежели в младшем возрасте. Возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей появляется способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе кружка «Топотушки» с детьми 5-7 лет является взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

        Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

            Помимо  основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.

  1. Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
  • Баба-Яга
  • добрая волшебница
  • злая фея
  • снежинки
  • звездочки
  • механическая кукла

  1. Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:
  • три колонны
  • из колонны в два круга
  • звездочка
  • змейка
  • движение по диагонали
  • сужение и расширение круга
  • круг в кругу

           Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

          Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

       

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей.

Разминка - где используются музыкально-ритмические композиции.

Основная  часть – непосредственно работа над танцевальными движениями, выразительностью исполнения: пантомимические движения (жесты, этюды), работа по разучиванию танца.

Заключительная  часть – включает в себя музыкальные игры.

Цель занятия, содержание, виды деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.


Перспективное планирование

Месяц

Неделя

Содержание занятия

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

занятий в месяц

СЕНТЯБРЬ

I

II

«Поклон - приветствие»; «закрытое - открытое» положение рук / ног, («Марш» И.Беркович); сотворчество

Жест «прошу» и «не надо» («просьба» Ж. Арманд); качание рук («Баю-бай») Н.Римский-Корсаков; игра «Встали в круг!»

1

1

2

ОКТЯБРЬ

I

II

III

IV

Жест, этюд «Давай дружить» В.Витлина; танцевальные элементы на пружинном полуприседании «Ах ты, береза» р.н.м.;

Жест «Иди сюда» («Игра с куклой»); приставной шаг с полуприседанием «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; игра «Хлопай в такт»

Упражнение «Ветерок - ветер»; этюд «Встретились» Т.Ломовой; игра «Хлопай в такт»

Этюд «Давай дружить» В.Витлина; приставной шаг с полуприседом; игра «Хлопай в такт»

1

1

1

1

4

НОЯБРЬ

I

II

III

IV

Этюд «Поссорились - помирились» венг.н.муз. «Чардаш»; притопы в паре р.н.м. «Из-под дуба» обр. Е.Тиличеевой; игра «Замри!»

Притопы в значении гнева, рассерженности; этюд «Поссорились - помирились» венг.н.м. «Чардаш»; игра «Встали в круг!»

Этюд «Поссорились - помирились» венг.н.м.; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Замри!»

Притопы в значении гнева, рассерженности; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Встали в круг!»

1

1

1

1

4

ДЕКАБРЬ

I

II

III

IV

Этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Смена кадров»

Приставной шаг с полуприседом «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; этюд «Давай дружить» В.Витлина; игра «Встали в круг»

Этюд «Пожалели» А. Гречанинова; этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; игра «Смена кадров»

Этюд «Пожалели» А.Гречанинова; упражнение «Ветер-ветерок»; игра «Встали в круг!»

1

1

1

1

4

ЯНВАРЬ

I

II

III

Плясовые элементы «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; этюд «Пожалели» А.Гречанинов; игра «»Лошадки в цирке»

Плясовые элементы «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; этюд «Пожалели» А.Гречанинов; игра «Замри!»

Жест клича и прислушивания («Ау!» А.Гречанинова); «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; игра «Музыкальные топотушки»

1

1

1

3

ФЕВРАЛЬ

I

II

III

IV

Варьирование «Каблучки-носочки», «Ковырялочка» р.н.м. в обр. Е.Тиличеевой: «Шарманка» Д.Шостакович; сотворчество в свободной пляске

Упражнение «Пошепчемся» латв.н.полька; варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»; р.н.м. «Полянка» обр. Н.Метлова; сотворчество в свободной пляске

Упражнение «Пошепчемся» латв.н.полька; «Каблучок с присядкой» р.н.м. «Полянка» обр. Н.Метлова; сотворчество в свободной пляске

Этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Музыкальные топотушки»

1

1

1

1

4

МАРТ

I

II

III

IV

Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка», «притопы», «ковырялочка»; этюд «Секрет» Е.Горшкова

Освоение способов исполнения «Гармошка» р.н.м. «Камаринская» обр. Е.Тиличеевой; свободная импровизация в пляске

Составление и разучивание композиции «Осторожнее - смелее» муз. А.Черняковой

Закрепление способов исполнения «Гармошка» р.н.м. «Камаринская» обр. Е.Тиличеевой; «Осторожнее - смелее» А.Черняковой

1

1

1

1

4

АПРЕЛЬ

I

II

III

IV

Этюд «Осторожнее - смелее» А.Черняковой; сотворчество в свободной пляске

Составление и разучивание этюда «Громко - шепотом» А.Черняковой

Составление и разучивание композиции «Приятели» Г.Шайдуловой

Этюд «Осторожнее - смелее» А.Черняковой; этюд «Приятели» Г.Шайдуловой

1

1

1

1

4

МАЙ

I

II

Составление композиции этюда «Сорвем одуванчик» И.Энской

Повторение этюда «Сорвем одуванчик» И.Энской

1

1

2

Итого в год: 32 ч.  

Принципы и методика развития творчества в танце
у детей старшего дошкольного возраста

Танец - это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми. Рассказывал о предстоящих событиях.

Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.

В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

Суть методики состоит в обучении детей языку танцевальных и пантомимических движений с целью формирования у них творчества в танце.

Обучение языку движений

Работа над выразительностью исполнения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Важно, чтобы дети с самого начала стремились к этому. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце. Освоив этот материал, дети успешнее овладеют приемами перевоплощения в образы сказочных персонажей.

В самом начале обучения целесообразно познакомить детей с простейшими жестами общения, поскольку они наиболее доступны для понимания и выполнения.

Жесты общения - это те жесты, которые прямо адресованы партнеру. Это - инициативные жесты, с помощью которых устанавливается, поддерживается или изменяется контакт с партнером. Жесты общения характеризуются: направленностью взгляда на партнера и обращенностью на него основных (смыслообразующих) движений. Например: чтобы позвать партнера (жест «иди сюда»), надо не только смотреть на него, но и выполнять мах рукой, предварительно вытянув ее в стону партнера; в противном случае тот не поймет, что предложение приблизиться адресовано именно ему.

На примерах жестов общения важно донести до сознания детей саму идею существования языка движений и продемонстрировать возможность «рассказать» о чем-либо с их помощью. Наряду с этим можно познакомить дошкольников с основными положениями корпуса («открытым» и «закрытым») и их значениями. Это позволяет сразу же, с первых занятий активно включить руки и корпус в выразительное движение. Параллельно с этим идет ознакомление детей с танцевальными движениями. Позже они соединяются с некоторыми жестами, движениями корпуса, головы в целостные движения, и на этой основе у детей развивается умение танцевать «всем телом», которое является необходимым условием танцевальной выразительности.

Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.

Первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого слова. Слова произносятся с выразительной интонацией (в заданном характере), и ритм их произнесения соотносится с ритмом движения. Выполнение жеста с одновременным проговариванием слов помогает детям лучше усвоить их значение. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком, как бы «изнутри», сообщает его жесту ту пластину, которая соответствует заданному характеру. Вскоре проговаривание слов заменяется их пропеванием (на мелодию того музыкального произведения, которое впоследствии будет использоваться для инструментального сопровождения к упражнению). Наконец, движение исполняется с инструментальным сопровождением и одновременным пропеванием слов сначала вслух, а позже - «про себя».

На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую ситуацию, построенную на взаимодействии партнеров.

Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог (или кукла в руках педагога). В этих условиях дошкольники, выполнив жест, получают возможность наблюдать, каким образом можно «ответить» на движение. Позже дети учатся взаимодействовать друг с другом: один обращается жестом к своему партнеру, а тот отвечает другим движением.

Работа над танцевальными движениями во многом аналогична, но имеет и свои особенности. Сначала педагог вместе с другими детьми вспоминает простейшее движение, известное или по прошлому обучению, или знакомит их с новым движением. При этом сообщается его значение, которое дети должны попытаться передать в своем исполнении под музыку. Дальнейшее обучение танцевальному движению проводится методом его усложнения, изменения, варьирования. Следует показать детям, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, и как от этого меняется его общий смысл. При этом важно обратить внимание на то, что включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон его значений. Словесный анализ движения, выявление зависимости его выразительности от способа выполнения помогает детям осмыслено овладевать языком движений. 

Необходимо побуждать дошкольников не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Этому способствует также включение движения в игровое взаимодействие с партнером: использование движения в качестве средства живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей.

На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом как самостоятельные пробы.

Подобные импровизации могут вводиться в сюжетный танец в качестве «свободных», творческих фрагментов, передающих определенное эмоциональное состояние.

Здесь они перемежаются с «зафиксированными» эпизодами, которые строятся в основном на музыкальной пантомиме и раскрывают сюжет.

Таким образом, то или иное изучаемое движение — на пути от простейшего упражнения до сюжетного танца - предстает перед глазами детей каждый раз в новом варианте. Это позволяет показать детям то, как движение может использоваться в той или иной композиции, на том или ином музыкальном материале и в зависимости от этого варьироваться, сочетаться с другими движениями, приобретать дополнительные нюансы. Иными словами, создаются условия для наглядно-действенного освоения детьми приемов композиции танца.

Обучение детей приемам образного перевоплощения в основном проходит на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам русских народных сказок («Репка» и «Колобок»). В качестве подготовки к ним можно предложить детям некоторые этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику (используя, главным образом, изобразительные приемы, пантомимические движения).

В других этюдах дается задание представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т.п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному перевоплощению, но и поиску дополнительных, выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.

Методика работы с этими этюдами состоит в следующем: сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, «про кого рассказывает музыка»: называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы заранее может придумать он сам или их можно составить на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки.

Групповое исполнение этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом) чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особы выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное, новое движение, или просто желающим. «Зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей (если это имеет место), оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом.

Работа над танцевальной сказкой также начинается с восприятия всего музыкального произведения. Такое развернутое восприятие музыки можно провести как самостоятельное (дополнительное) занятие. По музыкальным темам, выразительным интонациям детям предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.

Далее идет серия занятий, каждое из которых можно посвятить одному - двум образам. Работа над каждым образом проводится так же, как в этюдах, с той разницей, что здесь не дается образный рассказ (если сюжет сказки известен детям). Образная речь используется при анализе характера персонажа, особенностей его пластики. Это активизирует детскую фантазию и помогает найти яркие выразительные движения. На таких занятиях все дети исполняют один и тот же образ и вместе, в «сотворчестве», пытаются найти способы его музыкально-пластического воплощения.

Наконец, разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. На этой стадии работы над развернутым танцевальным спектаклем важно дать понять детям, что успех всего спектакля зависит от стараний каждого участника, что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей непоправимо портит общий танец.

Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 1-2 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически - выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.

На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической

и танцевальной деятельности

  1. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
  • воплощение какого-либо образа в эмоционально окрашенных движениях под музыку;
  • обсуждение с детьми общего замысла и настроения этюда, установление задачи на его индивидуальную интерпретацию.

Этюд «Весело - грустно» Л.Бетховен

Задачи: услышать и воспроизвести в движениях контрастное настроение 2-х частной пьесы: радость и грусть.

Этюд «Кошачья прогулка» А.Мынов («Приятная прогулка»)

Задачи: услышать необычность и легкость звучания пьесы: вкрадчивость

диссонансов, неожиданную смену ритма, динамические контрасты. Воспроизвести особенности музыки в движениях кошечек, котят и собаки. Передать динамику настроения героев.

Этюд «Обидели!»

(«Обидели» муз. М.Степаненко, нем. нар. песня «Поиграем на лужайке!»)

Задачи: услышать и сравнить грусть одной пьесы и задорное веселье другой. Выразить глубокую обиду и желание успокоить, утешить, развеселить.

Этюд «Воздушные шары» (В.Витлин «Игра с воздушными шарами»)

Задачи: услышать и воспроизвести в выразительных движениях игры с

воображаемыми воздушными шарами, легкость и нежность музыки. Связать движения с 3-х частной формой пьесы.

«Высокий» - ребенок выполняет самостоятельно; движения яркие, выразительные.

«Средний» - выполнение с помощью педагога; движения робкие, «скованные». «Низкий» - не выполняет.

  1. ЭЛЕМЕНТЫ ПАНТОМИМЫ, ЖЕСТЫ
  • элементарный язык жестов: «прошу» - «не надо», «показать» - «спрятать», «аукать» - «прислушиваться» и т.д.;
  • двигательные характеристики животных: неуклюжий медведь, ловкая мышка и т.д.;
  • двигательные характеристики людей: плакса, весельчак, угрюмый и т.д.

Задание 1. Выполнение жестов: «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи» - р.н.м. «Пойду ль я, выйду ль я да».

Задание 2. Выполнение жестов: плача, ласки, клича (в пространство), шепот (на ухо), прислушивание р.н.м. «Во поле береза стояла».

Задание 3. Изобразить: неуклюжий медведь, ловкая мышка, шустрый зайка, сердитый ежик, кокетка лиса. Репертуар: «А я по лугу» - р.н.м., «Барыня» - р.н.м.

«Высокий» - самостоятельное исполнение по словесному указанию; яркая мимика.

«Средний» - выполнение совместно с педагогом; мимика «робкая».

«Низкий» - затруднение в выполнении заданий; мимика однообразная.

  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  • Различные виды шага, бега, прыжков: ходьба радостная, спокойная, торжественная, осторожная, спортивный и танцевальный шаг и т.д.; бег легкий, сильный и т.д.; прыжки мягкие, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги и т.д.; движения рук мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие и т. д.

Задание 1. «Ходить бодрым и спокойным шагом» М.Робера; Т.Ломовой. (Передавать характер народного хоровода, идти мягким, пружинящим шагом. Различать и передавать в движениях динамические оттенки музыки: изменять характер шага.)

Задание 2. «Побегаем - попрыгаем» С.Соснина. (Воспринимать легкую подвижную музыку, согласуя с ней непринужденный легкий бег и подпрыгивание на 2-х ногах.)

Задание 3. «Цирковые лошадки» Галоп М.Красева. (Выразительно передавать образ бегущей цирковой лошадки.)

Задание 4. «Ветерок и ветер» Л.Бетховен. (Различать динамические оттенки и отражать их в движении, изменяя силу мышечного напряжения.)

Задание 5. «Учимся танцевать» Т.Ломовой. (Как можно больше оттягивать носочек ноги, чередуя это движение с легким танцевальным перетопом.)

Задание 6. «Шаг с притопом на месте» - «Из под дуба» р.н.м. в обр. Н.Метлова. (Правильно выполнять притопы в простом и более сложном ритме.)

«Высокий» - знает и называет названия элементов; техничное исполнение.

«Средний» - знает и называет элементы частично; «язык» движений невыразителен.

«Низкий» - затрудняется назвать танцевальные элементы; выполняет движения только с помощью педагога.

  1. ПЕРЕДАЧА ИГРОВОГО ОБРАЗА
  •  «Вживание» в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, каково его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т.д.

Задание 1. «Котик и козлик» Е.Тиличеевой. (Развивать образность и выразительность движений, способствовать накоплению музыкальных впечатлений. Вначале один ребенок дает два контрастных образа, затем двое распределяются на роли.)

Задание 2. «Вальс кошки» В.Золотарева. (Ребенок сам придумывает танец, используя знакомые движения, соответствующие характеру музыки.)

Задание 3. Прослушав незнакомую музыку в исполнении педагога, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа («пограничник в дозоре», «крадущаяся лиса», «ленивая кошка», «порхают бабочки», «летит самолет», «маршируют солдаты»).

«Высокий» - индивидуальные пробы - импровизации; сами разыгрывают сюжеты, стараясь двигаться выразительно - каждый в своей роли и в игровом взаимодействии; активно участвуют в совместных обсуждениях «решений», которые предлагают дети в поисках выразительных средств, наиболее точно, интересно и оригинально передающих заданный образ.

«Средний» - ищут движения и пластику, соответствующие разным состояниям образа.

«Низкий» - пытаются искать совместно с педагогом характерные особенности пластики персонажа и выразительно воплощать образ.

  1. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
  • построение в колонну, шеренгой, «цепочкой»;
  • двигаться колонной по прямой, по кругу, «змейкой»;
  • по кругу: шагом, бегом, поскоками, взявшись за руки;
  • сужать, расширять, «выворачивать» круг;
  • делить большие круги на маленькие.

Задание 1. Ходьба врассыпную парами (с музыкой и без, под слово педагога) Н.Сушева «Спокойная ходьба».

Задание 2. Самостоятельное построение в круг, сужение и расширение круга - укр.н.м. «В хороводе мы плясали».

Задание 3. «Прялица» р.н.м., обр.Т.Ломовой (самостоятельное перестроение). Дополнительный репертуар: «Как у наших у ворот» р.н.м. в обр. В.Агафонникова, «Выйду ль я на реченьку» р.н.м. в обр. Т.Ломовой, «Дружные тройки» И.Штрауса.

«Высокий» - самостоятельно выполняют различные построения и перестроения по словесной инструкции; знают и называют эти построения и

перестроения.

«Средний» - частично выполняют построения и перестроения; путается в названиях.

«Низкий» - не может выполнить без помощи педагога простейшие перестроения; не называет их.

  1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
  • Упражнения на развитие мышечного чувства (чередование напряжения и расслабления тех или иных мышечных групп), например: «самолет» - руки напряжены, прямые; «птички» - руки мягкие, свободные;
  • упражнения на координацию движений, например: «ритмическое эхо» - передавать ритмический рисунок;
  • двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, точно передавая в движении начало и окончание музыкальных фраз, частей и всего музыкального произведения.

Задание 1. «Легкие и тяжелые руки» польск. нар. мел., обр. В.Иванникова (отмечать акценты в музыке). Дополнительно: «самолет» - «птички». (Выразительно, эмоционально откликаться движением на музыку.)

Задание 2. «Упражнение для передачи ритмического рисунка мелодии» латышск. нар. мел. (слышать музыкальную фразу, передавать ритмический рисунок хлопками и шагами). Методические указания. Вначале педагог после повторного проигрывания пьесы предлагает детям отметить сильным хлопком окончание каждой музыкальной фразы. Затем просит одного из детей передать ритмический рисунок третьей музыкальной фразы шагами.

Задание 3. «Упражнение с хлопками» Ф.Шуберт («Вальс») (точно передать ритмический рисунок, начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой).

«Высокий» - знает словесное обозначение; самостоятельное выполнение упражнений.

«Средний» - путается в словесных обозначениях; выполняет упражнения частично с педагогом.

«Низкий» - не называет упражнение; не умеет выполнить упражнение.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
  • Взрослый обсуждает с детьми общий замысел и настроение этюда, а затем предлагает задачу на ее индивидуальную интерпретацию.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Задание 1. Придумать пляску с использованием знакомых движений - р.н.м. «Перепляс» («Кто придумает больше вариантов?»).

Задание 2. Прослушать 3 пьесы разного характера (вальс, марш, полька). Выбрать музыку, соответствующий ее характеру предмет (бубен, лента, барабан) и придумать свои движения с этим предметом, подходящие для данной музыки.

Задание 3. Самостоятельно исполнять знакомый танец (по одному и в парах), оценить свое выступление и выступление товарищей.

Задание 4. «Ах ты береза» р.н.м., самостоятельно подобрать движения для свободной русской пляски (по одному и в общей пляске не подражая друг другу).

«Высокий» - самостоятельно обдумывают замысел; планируют свои действия, намечая, какими художественными средствами лучше воспользоваться; оригинальное сочетание, комбинирование, варьирование известных движений.

«Средний» - ребенок на основе знакомого материала находит новые комбинации, видоизменяет их при частичной помощи взрослого.

«Низкий» - действия детей на установку взрослого: найди, измени, придумай - слабые, неуверенные.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

  • Умение подчинять свои интересы интересам коллектива.

«Высокий» - всегда готов придти на выручку; радуется успехам и огорчается неудачам друзей; спокойно выслушивает и реагирует на замечания товарищей, педагога; пользуется уважением товарищей.

«Средний» - не всегда адекватно реагирует на замечания.

«Низкий» - может посмеяться над неудачей других детей; плаксив или
раздражителен на замечания; затевает ссоры.

Список используемой литературы:

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. М. Ю  Гоголева  Логоритмика  в  детском  саду  старшая  и  подготовительная  группа.  Г.  Ярославль. 2006.г.
  3.     Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 152 с.
  5. Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя У 86 и муз. Руководителя дет. сада. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1977.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы № 5 на 2017 - 2018 учебный год

Рабочая программа "От Рождения до Школы"...

Рабочая программа в старей группе на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа в старей группе на 2017-18 учебный год...

Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ       Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1Пояснительная записка 1.1.1.Цель.31.1.2.Задачи реализации Программы41.1.3.Возрастные, психологические и индивидуальные осо...

Рабочая программа педагога-психолога на учебный 2017-2018 год

В данной программе представлены рабочие подпрограммы, используемые педагогом-психологом на занятии с детьми...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта

Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...

Основная образовательная программа дошкольного образования 2017-2018 учебный год

Основная программа дошкольного образования за 2017-2018 учебный год....

Программа по дополнительному дошкольному образованию (5-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год. Изобразительный кружок: «Цветная палитра»

Основные цели программ: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всесторо...