«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на социальное развитие»
статья

Доронина Наталья Викторовна

Представлен опыт работа на тему: «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на социальное развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №70 "Журавлик"

Пушкинского муниципального района

Сообщение для воспитателей на тему:

«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на социальное развитие»

Выполнила: Доронина Наталья Викторовна

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Общение детей и взрослых

Общение занимает ведущую роль среди социального развития ребенка. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.

Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях.  Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения, находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками. В группе должна быть благоприятная для свободного развития атмосфера, которую должен создать воспитатель или учитель. Лучше всего дети развиваются, когда чувствуют себя свободно, могут сохранять собственную индивидуальность, но при этом понимают, что и у других членов коллектива есть право оставаться самими собой.

 Как проявляется взаимоотношение детей со взрослыми и сверстниками в детском саду?

 Проявление взаимоотношение детей со сверстниками и взрослыми проявляется в совместной работе.

Совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель (другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника процесса.

Приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером. Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то они имели ввиду, работу где для детей достаточно виден результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, чисто на столе после дежурства) или конкретные трудовые задания (вскапывание земли воспитателем, кормление животных).

А также специально организованный показ (на занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и т.д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют положительному отношению, уважению к их труду.

Сильное влияние на детей, особенно среднего и младшего возраста оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи), различные действия медицинского работника. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, связанных с поведением детей по поддержанию порядка, чистоты, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они подражают труду взрослых.

Воспитателю младшей группы важно использовать пример трудового поведения помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они ощущают каждый день, и труд которых всегда происходит у них на глазах. Этот труд нагляден и понятен по характеру детям, содержит много навыков прививаемыми детям (соблюдение чистоты и порядка). Однако, самого этого примера недостаточно. Если помощник воспитателя делает что – то необычное (мытье окон, чистка пылесосом ковров) дети обращают внимание, но если это повторяется несколько раз, дети перестают их замечать. Поэтому, все то, что содержится в труде няни не оказывает видимого влияния на детей.

Детям 3-4 лет трудно самим извлечь полезное из деятельности взрослых. Взрослые сами вовлекают их в трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая сотрудничество. Когда ребенок сам активно действует, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает их поддерживать. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослых к труду. Бодрый, энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждает у детей стремление к труду, но даже и хороший пример не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания неумение вычислить важное. Разными способами приходится привлекать ребенка к действиям, выполняемым взрослыми.

Большая роль отводится пояснению взрослыми своих действий или другого взрослого (посмотрите, как тётя Ирина чисто моет стёкла, они блестят, сверкают! Посмотрите, как я держу тряпочку. Вот так и надо протирать листья, аккуратно, тихонечко). В играх дети подражают действиями плотника, слесаря, строителей, работников транспорта и т. д.

Такие наблюдения за трудом взрослых будут ещё эффективнее, когда познавательный материал эмоционально насыщен, вызывает у детей восхищение, раскрывает красоту труда. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, вещам, к окружающему миру в целом.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми и получают удовольствие от того, что они принесли тоже какую-то пользу, помогая взрослым.

А также дети применяют свои знания в сюжетно-ролевых играх, игра, занимающая в детском саду большую часть деятельности ребенка. Дети радуются тому, что у них что-то получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие»

Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:формирование положительного отношения к правилам поведения;закрепление в сознании дошколь...

«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».

      Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, ...

Статья: «Совместная деятельность ребенка и взрослого»

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания ...

Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие

Консультация на тему:" Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие"....

Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми...

Совместная деятельность ребенка раннего возраста и взрослого

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения действий с предметами....