Речь воспитателя как инструмент речевого развития детей. Рекомендации
материал

Попова Ирина Александровна

Данный материал был представлен на  Всероссийской педагогической конференции «Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациям», Всероссийский учебно-методический портал «ПЕДСОВЕТ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь воспитателя как инструмент речевого развития детей. Рекомендации.

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ №9 «Светлячок» г. Реутов

Попова Ирина Александровна

Дети очень чутко улавливают, как разговаривают взрослые, учитывают интонационную выразительность, эмоциональную окраску. В дошкольном возрасте большинство детей посещают детские учреждения, находясь там практически весь день. Подражая взрослым, ребенок может  разговаривать спокойно или с раздражением, крикливо или умеренно громко, уважительно или с пренебрежением и т.д.

В дошкольных учреждениях могут работать воспитатели, имеющие дефекты звукопроизношения. Как же в таком случае избежать подражания детьми неправильного звукопроизношения? Необходимо делать акцент в своей речи на грамотность,  интонацию и эмоциональную окраску:

  • Стараться употреблять в речи грамматически правильные конструкции (например, вместо «я кушаю» говорить «я ем», вместо «грустить за кем-то, за чем-то» говорить «грустить о ком-то, о чем-то» и т.д.);
  • Исключить из речи слова-сорняки (так сказать, вот, ну, это самое), грубые слова, диалектизмы;
  • Избегать частого употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашечка, стаканчик и т.д.);
  • Не заменять названия звукоподражательными словами (вместо слова «кошка» - «мяу-мяу» и т.п.);
  • Вводя новое слово, необходимо уточнять его значение;
  • Нужно использовать интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогающие маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету;
  • Необходимо уделять внимание темпу речи — быстро, умеренно или медленно, позволяя речи приобрести динамику, живость, убедительность.
  • Необходимо стараться не «перекричать» общий гомон детей, а разговаривать умеренным или тихим голосом;
  • Использование большого количества фразеологизмов и эпитетов не только привлечет внимание детей, но и обогатит их активный словарь;
  • Смысловое содержание речи, обращенной к ребенку, должна быть понятна ему и соответствовать ситуации.

 Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка. Просто к использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.


Список литературы:

1. “Развитие речи детей” Тихеева. Е.И., Москва, “Просвещение”, 1985

2. “Развитие речи детей дошкольного возраста” Сохин Ф.А., Москва, “Просвещение”, 1984.

3. “Развите речи детей” Селезнева Е.П., Москва, “Просвещение”, 1984.

4. “Детская психология” Обухова А.Ф., ”Тривола”, Москва, 1995.

5. “Развите речи детей” Новоторцева Н.В., Москва, “Лайнер” , 1995

6. Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль. “Академия развития”,1996

7. “Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, М.

8. “Родное слово в детском саду”, Учпедгиз 1957

9. Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...