Творческая методическая разработка "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Червякова Юлия Викторовна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_metodicheskaya_rabota.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая методическая разработка

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста

Автор: Червякова Юлия Викторовна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  --------------------------------------------------------------------------  стр. 3

                                                                                                                                                                                                           

Раздел 1. Организация  работы по сенсорному развитию младших дошкольников

                                                               

  1. Цель, задачи, формы работы с младшими

дошкольниками ------------------------------------------------------------ стр. 4

Раздел     2.  Организация уголка сенсомоторного развития

                2.1 Принципы организации уголка ------------------------------ стр. 5

Выводы и рекомендации ------------------------------------------------------- стр. 7

                                                                                                 

Литература ------------------------------------------------------------------------ стр. 8

                                                                                               

 

Введение

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.  В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

 

  1. Организация  работы по сенсорному развитию младших дошкольников

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

  • Расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.
  • Успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы: 

  • создание сенсорного уголка в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальная и подгрупповая работа с детьми;
  • развлечения;
  • сенсорный маршрут на участке детского сада;
  • Непосредственно образовательная деятельность "Предметы вокруг нас", "Наши помощники"  

  1. Организация уголка сенсомоторного развития

В группе создан  уголок сенсомоторного развития детей (Уголок Мудрой Совы)

В помощь работе  была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении сенсомоторного уголка.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка мы уделили  внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Тематика его –  «Уголок мудрой Совы». Мудрая Сова помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы  при помощи игровых приемов. Все мероприятия  побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием  “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается  найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”. Для развития всех органов  чувств  здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке мы помогаем детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Дети учатся  замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно  образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, в своей работе мы выделили принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность.

Назначение сенсорного уголка в группе  –  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

 

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Выводы и рекомендации

Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

 Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Используя данный материал, рекомендуем:

  • Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Используемая литература

  1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
  2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
    н/Д.: «Феникс», 2004.
  3. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
    культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
    дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
  5. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:
    «Просвещение», 1984.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.:
    «Творческий центр»,2001.
  7. Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших
    школьников», М.,2001.
  8. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
    №2-2005,тема номера «В гармонии с природой».
  9. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
    №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».

Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.:
«Айрис-пресс»,2006.

10. Каралашвили        Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий

      центр: Сфера»,2004.

  1. Метлева        JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

13. Н.Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-

Пресс», 1999.

14. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.

15. Носова        С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников»,

      СпБ.: «Акцидент»,1997.

16. Пилюгина        Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

      возраста», М.,1983.

17. Сольцева        О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском

      Саду» №3-2007.

18. Сенсорное        воспитание в детском саду. Под редакцией

      Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».

Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...