Роль игры в дошкольном воспитании детей.
статья

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в дошкольном воспитании детей.

Основной целью дошкольного воспитания является подготовка гармонично и всесторонне развитого ребенка, готового к поступлению в школу. Все приобретенные навыки за дошкольный период малыши используют во всей своей жизни, для освоения новой информации, для познания мира, для успешного обучения в школьный период.

Казалось бы, простейшие навыки имеют большое значение в процессе становления личности, развитии гармоничного уравновешенного человека. Малыши через разные упражнения, простые движения, общение познают мир, находят в нем свое место. Очень важную роль таких упражнений можно отдать играм. Ведь через игру дети учатся не только исполнять какие-то роли, но также договариваться между собой распределяя роли, разрабатывают мышление придумывая сценарии игр или повторяют уже полученные навыки имитируя сценарии из своей жизни. Во время игры дети учатся устанавливать контакт с другими людьми, развивают речевые навыки и многие другие.

Многие известные педагоги отмечали роль игры в своих трудах. Так еще Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.

Также во время игр ребенок раскрывается, даже самые замкнутые и скрытые дети проявляют свои эмоции, чувства во время игры. Грамотный наблюдатель сможет выявить потребности ребенка, какие-то отклонения в гармоничном развитии, понять необходимые коррективы.

Поэтому так важно, чтобы в системе дошкольного образования отводилось время и место для совместных игр. В младшем дошкольном возрасте воспитателям следует уделять особое внимание организации игровой деятельности, выступать полноправным участником игр, направлять малышей, обучать этому виду деятельности. В более старшем периоде роль воспитателя приобретает скорее наблюдательный характер. Но не становится менее важной и ценной.

Теоретические основы ролевых игр

1.1 Роль игр в дошкольной педагогике

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский определял дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, и проигрывании социально-ролевых ситуаций. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Игра вид деятельности, который является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

  1. Организация ролевых игр в коллективе дошкольников

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая - устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога:

- умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы, направленные на её развитие;

- обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

- обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

- уметь организовывать начало игры;

- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)

- создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

- учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сенситивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинить свои действии и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нудно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества, ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если относиться к игре серьезно, с искренним интересом, понимать замыслы детей, их переживания. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад. школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты.

Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, общественные и производственные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка») и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.

  1. Наблюдение за развитием и возможными отклонениями в развитии ребенка через игру

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Во время игры замкнутый и закрытый ребенок неожиданно открывается, показывает свои страхи, переживания, а также свои желания и стремления. Грамотный воспитатель, выступая наблюдателем детских игр, может подметить эти моменты и помочь ребенку реализовать их. Некоторую информацию можно следует передать и родителям, ведь возможно ребенок также не открывает им свои переживания и у них нет достаточно времени и возможности, чтобы наблюдать своего ребенка за играми со сверстниками. Поэтому такая информация будет также бесценна и для них.

Наблюдение за игрой детей дает возможность воспитателям выявлять некоторые отклонения в развитии детей. Существует множество классификаций различных «сигналов» от детей во время игр. Приведем пример некоторых из них.

Характерные черты игры здорового ребёнка:

В игре здоровый ребёнок проявляет гибкость эмоционального и поведенческого реагирования, адекватно выражает широкую гамму чувств, лёгко устанавливает межличностные контакты. Его активность носит творческий характер в отношении участников, игровых материалов и самого процесса игры. В норме ребёнок получает удовольствие от игры, от использования игрушек, от собственной спонтанности. Испытывая разнообразные чувства, сохраняет при этом эмоциональное равновесие. Хорошо распознаёт настроение, эмоции других. Способен открыто выражать широкую гамму чувств, не исключая негативные. Например:

  • «Сестра не даёт мне поиграть с Мишкой. Раз она такая, я её не люблю. Я ей тоже не дам свою посудку».
  • «Ненавижу эти брюки. Они колются».

Ребенок может увлечься игрой с другими детьми. Он умеет предложить, начать игру, присоединиться к играющим.

Ребёнок любит играть, экспериментировать с водой, красками, песком, грязью, пластилином, мячами, кубиками и пр. Например, рисовать пальцами, смешивать краски или воду с песком. Быстро выбирает необходимые ему игрушки. С удовольствием изобретает недостающие заменители (камешки могут стать сокровищами, гирями для взвешивания, орехами и пр.).

У него хорошо развито чувство безопасности: как правило, игнорирует ситуации, которые могут спровоцировать тревогу, а также не испытывает побуждения прервать игру, чтобы вымыть запачканные руки, стол от краски и пр. Если сломал игрушку – принимает этот факт без острых эмоциональных реакций и ищет подходящую замену.

Высокий уровень предметного замещения

Ребёнок активно применяет в игре собственное воображение, понимает язык и правила игры. Не испытывает затруднений с играми «понарошку», использует заместители предметов. Считает забавным притвориться «поездом», «собакой» и пр., принимая условную реальность и отделяя её от подлинной.

Проверяет границы допустимого поведения, ограничения встречает с готовностью переключиться на альтернативные действия (например, нельзя рисовать на полу или стене, но можно - на бумаге).

Приведем пример характерных черт игры дизадаптивного ребёнка.

Дизадаптация ребёнка может быть следствием широкого круга травматических факторов: хронических соматических заболеваний, посттравматического стресса, нарушений детско-родительских отношений; переживания горя, утраты и др.

Как в жизни, так и в игре, дизадаптация заявляет о себе различными комбинациями симптомов. Перечислим часто встречающиеся проявления: повышенная возбудимость, конфликтность, сверхчувствительность, утомляемость, неспособность сосредоточиться, упрямство, агрессия по отношению к людям и вещам, неуверенность, тревожность. Кроме того, это могут быть невротические проявления (подёргивания какой-либо частью тела; кусание ногтей, одежды или предметов и др.), а также уход в фантазии, когда ребёнок не чувствует границ между реальным и воображаемым.

В игре дизадаптивного ребенка всегда в той или иной степени проявляются черты эмоциональной неадекватности: фрагментарность, конфликтность, эмоциональный дискомфорт. Фрагментарность сигнализирует о неразрешённых конфликтах ребёнка через внезапные остановки в игре, неожиданный выраженный интерес к чему-то или кому-то, не имеющем отношения к игре; через просьбу выйти из комнаты; отрешённый взгляд, напряжённое, вытянутое «по струнке» тело и т.п. Степень конфликтности в игре может проявиться двояко: как частота и глубина отражения реальных проблемных ситуаций и отношений, которые ребёнок привносит в содержание игры; как его спонтанные эмоциональные реакции в процессе игрового взаимодействия. Сигналом эмоционального дискомфорта являются негативные переживания ситуаций или отношений с кем-то (например, агрессия против психолога). Эти чувства всегда отражают жизненную ситуацию маленького клиента, его эмоциональный опыт.

В результате, существует множество «портретов» дизадаптации. Тем не менее, всё их многообразие в силу эмоциональной и поведенческой ригидности такого ребёнка, «застреваний» на определённой гамме чувств, в силу полярностей в выражении эмоций и чувств приводит к сложностям в установлении и поддержании межличностных отношений, а также к защитному поведению, в основе которого лежит агрессия, подавление или уход в фантазии.

- Подавление

Ребёнок проявляет зависимое поведение: не хочет расставаться с мамой, тревожится, может заплакать, устроить истерику. Оставшись без мамы, он испуган, растерян, фрустрирован, либо находится в своих мечтах и фантазиях. Беспокоится по поводу использования игрушек, запачканных рук или комнаты, тщательно складывает после игры всё использованное на свои места. Проявляет мало спонтанности, много осторожности. Обладает высокой эмоциональной чувствительностью. Часто старается понравиться, заслужить одобрение взрослого покорностью и вежливостью. Творческие или незнакомые задания, условия игры выполняет хуже, чем задания по образцу или привычные, известные ему игры и пр. Часто недоволен собой и своими действиями (домик из песка кривой, собранные бусы короткие и т.п.).

Как правило, подавленный ребёнок испытывает различные социальные страхи («У меня никогда так не получится», «Я не смогу также, и они будут смеяться»). Если избавление от одного страха приводит к появлению другого, то это сигнализирует о скрытой тревоге, маскирующейся под какой-либо страх.

- Агрессивность

Для многих психологов сложность работы с агрессивным ребёнком заключается в том, что маленький клиент рано или поздно направит свою агрессию на специалиста. В ходе наблюдения следует разграничивать общий уровень агрессивности ребёнка, агрессию, направленную против психолога и агрессию, вызванную гиперактивностью. В последнем случае у ребенка нарушено внимание, он часто отвлекается.

Если застенчивый, подавленный ребёнок не стремится освоить игровое пространство, то агрессивный это пространство «захватывает», «нападает на него» (оббегает комнату, заглядывает во все уголки, трогает предметы, стучит и шлёпает по ним и пр.). Он толкает других детей, оскорбляет, обзывает, насмехается, забирает игрушки. Стремится управлять, подчинить себе других, ограничений не признаёт, сопротивляется им или пытается избежать. Свои поступки часто списывает на кого-нибудь («Это он уронил», «Эту игрушку Привидение забрало» и пр.), свои чувства не принимает.

- Уход в фантазии

Позитивный уход в фантазии: игра последовательна, повествует о благополучии, изобилует социально одобряемыми поступками героев. Эмоциональная включенность ребёнка, его желание продолжать игру могут некоторое время «сбивать с толку» психолога. Насторожить должны желание всё приукрасить, безупречность героев, сюжетная линия, ориентированная на социальное одобрение. Так, например, на предложение конфликта такой ребёнок отвечает вариантом отрицания возможности его возникновения.

Негативный уход в фантазии: игра полна вымышленных угрожающих персонажей, находящихся в противоборстве, выражены черты эмоциональной неадекватности. Один и тот же сюжет может повторяться несколько раз, набирая или теряя эмоциональный накал. Один и тот же герой может быть выбран ребёнком для рисования, лепки, в ходе ролевой игры, кукольной импровизации и т.п. Для отслеживания нормы развития важно уточнить: как давно ребёнок разыгрывает данные сюжеты, какую часть дня находится в роли, откликается ли и каким образом на своё имя в процессе игры, кто и/или что стимулирует фантазии ребёнка, отделяет фантазию от реальности.

Существует еще целый ряд признаков отклонений в развитии ребенка, проявляющихся во время игры, указывающих на нервно-мозговые отклонения у детей. Но такие отклонения как правило фиксируются психологами и врачами, а не воспитателями детских садов. И для таких детей организуется отдельное дошкольное воспитание, сопряженное с большим вниманием к их развитию и социализации.

Таким образом, воспитатель в дошкольном учреждении имеет возможность выявлять различные сигналы о тех или иных проблемах в развитии ребенка во время игр. Продолжая выстраивать игру в необходимом ключе, воспитатель может сглаживать и корректировать некоторые отклонения в психо-эмоциональном состоянии ребенка, направлять его, помогать налаживать контакты с другими членами социума, определять свою роль и овладевать другими навыками.

Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
  2. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000. 
  3. Бабаева Т. «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности», Детсво-Пресс, 2007
  4. Бобрикова Е.В. Словесная дидактическая игра как средство развития логического мышления старшего дошкольного возраста / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова // Пед. мастерство и пед. технологии. – 2016.
  5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
  6. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе....

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье указаны воспитательные задачи, которые помогают решать экологические игры, примеры экологических игр....

Роль игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Игра в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста....

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Тол...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок на...