Игры и упражнения на развитие внимания
консультация (старшая группа)

Ловыгина Марина Ивановна

Игры и упражнения на развитие внимания и памяти 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_psih.prots_.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие внимания

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.

           

             « Четыре стихии»

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Будь внимателен»

Цель игры: стимулирование внимания, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают друг за другом. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» — как бы ударять копытом об пол, «Раки» — пятиться, «Птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» — стоять на одной ноге, «Медведь» — показывать движения косолапого медведя, «Цыплята» — пробежать на «носочках» и «пропищать».

«Пишущая машинка»

Цель игры: развитие активного и волевого внимания, переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля.

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита (карточку с буквой можно прикрепить на грудь ребенку). Затем придумывается слово или простая фраза. По сигналу дети начинают печатать: выходит первая буква, к ней подходит вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

«Слушай и исполняй»

Цель игры: развитие слуховой и моторной памяти, переключение внимания.

Ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большего количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Поставь верно стрелки»

Цель игры: развитие переключения внимания.

Ребенку предлагается к концам равных по длине линий дорисовать сначала стрелки, сходящиеся навстречу друг другу (5 строчек). Затем к оставшимся линиям пяти строчек дорисовать стрелки, расходящиеся в разные стороны.

Игру можно варьировать, изменяя задания внутри строчек (две стрелки сходящиеся, одна — расходящаяся или варьировать направление стрелок).

Игры на развитие внимания

 «Рыба, птица, зверь»

Цель игры: развитие переключения внимания, сообразительности, быстроты реакций.

Игра проводится с несколькими детьми. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь...». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае животное (названия не должны повторяться). Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или ответ повторяется, то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывает, что делать каждому «фанту». Эту игру можно проводить в разных вариантах.

«Что изменилось»

Цель игры: развитие внимания.

На столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами. Играющие должны определить что изменилось.

«Летает — не летает»

Цель игры: развитие произвольности и слухового внимания.

Педагог говорит: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?». Например, «Муха летает? Стол летает?». Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными». Затем педагог, начиная игру, говорит: «Голубь летает» — и поднимает руки. Дети говорят: «Летает», — и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» — спрашивает педагог и провокационно поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают.

«Кто лучше слышит»

Цель игры: развитие слухового внимания.

Педагог стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: Шура (или Миша), возьми шарик. Каждый из детей повторяет то, что он слышал, или выполняет поручение.

«Используй каждую секунду»

Цель игры: развитие внимания, памяти.

Малоизвестную детям картинку прикрепляют к куску картона. Ведущий вращает этот картон вокруг вертикальной оси так, чтобы картина была видна играющим каждый раз не больше трех-четырех секунд. Вращение постепенно ускоряется, но при этом не следует доводить его до того, чтобы картина мелькала перед глазами. Достаточно, чтобы ребята увидели ее 10-12 раз. После этого играющие должны постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.

Возможен такой вариант: к обеим сторонам картона прицеплены две картины. Картон вращается так же, как и в первом случае. При этом детям можно дать два различных задания: рассказать содержание обеих картин; передать содержание только одной из картин, стараясь совершенно не уделять внимания второй. Можно также разделить ребят на две команды, каждой надо будет выбрать одну из картин и передать ее содержание.

Игры на развитие памяти

«Пары слов»

Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления.

Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка - молоко, мальчик - машина, стол-пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно усложнять, увеличивая пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Запомни картинки»

Цель игры: развитие произвольной памяти.

Для игры заранее заготавливается 10-12 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться взрослому с ребенком, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

«Повторяй друг за другом»

Цель игры: развитие непроизвольной памяти.

В игру можно играть с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Подсчитай правильно»

Цель игры: развитие переключаемости внимания, зрительной памяти.

Ребенку предлагается подсчитать одновременно кружки разного цвета (или фигуры разной формы). Например, один красный круг, один синий, второй синий, третий синий, второй красный и т.д. Предыдущие (просмотренные) кружки нужно закрыть листком бумаги.

«Муха»

Цель игры: развитие памяти, мышления, переключаемости, распределения внимания, наблюдательности.

На листе бумаги рисуют сетку 3/3 квадрата. Ведущий начинает медленно рассказывать игрокам о передвижении «мухи» по этому квадрату, каждый раз на одну клетку, говоря вслух: «муха полетела вверх, влево, вниз, еще раз вниз и т.д.» Остальные участники игры старательно стараются следить за движениями «мухи», каждый раз определяя в каком квадрате она находится. Сначала игру ведут в медленном темпе и не очень продолжительное время, иначе игроки быстро собьются. Постепенно скорость можно увеличивать, а количество «перелетов» прибавлять. Когда участники игры смогут безошибочно угадывать, где находится «муха», можно переходить ко второй части игры, более сложной. Теперь можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Каждый по порядку произносит свои слова так, чтобы «муха» оставалась внутри квадрата. Например, начинает первый участник игры, потом продолжает второй (подает следующую команду). Проигрывает тот, кто выпустит «муху» из квадрата.

«Назови, что знаешь»

Цель игры: развитие памяти, внимания, мышления.

Ведущий называет предмет из определенной группы, а ребенок должен припомнить другие предметы этой группы. Например, ведущий говорит: роза, а дети должны назвать известные им цветы. Когда необходим переход к другой группе предметов, ведущий может спросить у ребенка: что это, назови одним словом все названные слова. Ребенок должен сказать обобщающее слово. Затем ведущий называет предмет другой группы и игра продолжается.

                 «Четыре стихии» (для детей 6-7лет)

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучеза-пястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Повтори за мной»

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

«Запомни движения»

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти. Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

«Запомни порядок»

Цель игры: Развитие зрительной памяти.

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

«Художник»

Цель игры: развитие зрительной памяти.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Разведчики»

Цель игры: развитие зрительной памяти.

1-й вариант. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в 1-м варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик.

«Запретный номер»

Цель игры: развитие памяти и внимания.

Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть».

«Скороговорки разной длины»

Цель игры: развитие слуховой памяти.

Предлагаемые ниже упражнения могут быть использованы на любом этапе логопедической работы с учетом индивидуальности каждого ребенка .

              УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель: восстановление чувственной ориентации в своем теле, обучение детей некоторым приемам расслабления.

Формирование коммуникативных умений и навыков целесообразно начинать с обучения детей приемам саморегуляции и формирования мышечной свободы в общении. Спокойное состояние, необходимое для нормального дружеского общения с партнерами, обеспечивается общим мышечным расслаблением. Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, способствует снятию эмоционального возбуждения у детей, их успокоению и организации.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых мышц рук, ног, корпуса, шеи, лица. Дети лучше смогут почувствовать расслабление, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих мышц (сжать кулачки, надуть живот, поднять ноги и т.п.). Затем неприятное состояние напряжения сменяется расслаблением (напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным). Для закрепления навыков релаксации могут быть использованы следующие игровые упражнения:

«Шалтай-болтай»

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Работа может проводиться логопедом совместно с психологом.

«Качели»

Ребенок, стоя, качается на качелях.

Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

 Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед, назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

«Петрушка прыгает»

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения:

Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

«Конкурс лентяев»

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,     Лишь барсук,        Лежебока видит сон,

Хоть и зной,        Лентяй изрядный,       Будто делом занят он.

Занят весь,        Сладко спит.        На заре и на закате

Народ лесной,      В норе прохладной,      Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и пока звучит спокойная музыка, стараются как можно глубже расслабиться.

«Фея сна»

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит спокойная музыка (можно использовать «Колыбельную» К. Дуйсекеева). К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой... Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА И ПЕРЕДАЧУ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Цель: актуализация невербальных выразительных средств общения, обогащения эмоционального опыта.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести свои мысли и чувства. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности.

Для развития чувственной перцепции могут быть использованы следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТНЕРОВ ПО ОБЩЕНИЮ

Цель: развитие взаимоотношений между партнерами по общению, взаимопонимания и способности к сопереживанию.

Первые успешные шаги в невербальном общении, закрепленные в упражнениях с эпизодической вербализацией чувств, создают у ребенка положительную мотивацию на расширение и углубление контактов со сверстниками. Понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводят к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания с ними, что создает условия для постепенного изменения соотношения диалогического и монологического общения в сторону первого.

Предлагаемые ниже упражнения способствуют формированию у детей следующих умений и навыков:

  • оценки эмоционального состояния и поступков сверстников;
  • чувства уважения, сопереживания, сотрудничества и сотворчества;
  • способности понять партнера по общению.

«Разговор взглядов»

Цель: учить умению общаться, смотреть в лицо и в глаза друг другу.

Центром притяжения в начале этой ситуации является взрослый, который привлекает внимание ребенка к лицу, глазам другого ребенка, называя его по имени, ласково поглаживая. Затем предоставляет им возможность побыть наедине «глаза в глаза» и постараться увидеть в другом ребенке человека со своими переживаниями, чувствами, восприятием мира.

Взрослый: «Дети, вам нравиться смотреть в глаза друг другу? А вы заметили, что когда люди разговаривают друг с другом, они смотрят в глаза другого человека, чтобы понять, кто он, как он относится к тому, что мы говорим? Постарайтесь вспомнить из своей жизни разные примеры, когда вы смотрели в глаза человека, с кем общались в разговоре, игре и т.д. Взгляды бывают разные: одни глаза выражают боль и грусть, другие — ненависть, третьи — любовь, беспокойство, радость и т.д.»

Взрослый вместе с детьми слушает разные примеры из их жизни, правильно определяет роль взглядов.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.

Процедура: из группы детей выбирается один водящий. Предполагается, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом около него. Водящий показывает движения, а «зеркала» их повторяют.

«Маленький скульптор»

Цель: та же.

Процедура: ребенок изображает скульптора, остальные дети — глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое он должен сделать лицо, чтобы походить на злого волка. «Ребенок-глина» застывает в заданной позе. В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человечка.

«Художник»

Цель: учить детей передавать характерные черты человека, используя изобразительные средства.

Процедура: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. После игры дети преступает к рисованию. Когда работа закончена, воспитатель вместе с детьми оформляет выставку портретов друзей и организует обсуждение детских работ.

«Подарки моим друзьям»

Цель: обучать детей правильным формам общения друг с другом.

Процедура: взрослый организует игру в детский праздник: «Ребята, каждый из вас может выбрать из вещей то, что нравиться ему или его другу, а потом подарить тому, кому захочет». Дети подходят к столу, на котором разложены подарки, рассматривают их, затем садятся на стульчики спиной к столу с подарками. Игра начинается. Взрослый спрашивает одного из детей, кому он хочет сделать подарок, дает ему корзиночку, и ребенок выбирает. Остальные дети не должны поворачиваться к столу и подглядывать, что он выбирает. Выбрав подарок, ребенок торжественно вручает его своему другу:

Я принес тебе подарок,

 Если нравится - возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши.

Когда у каждого участника игры будет подарок, взрослый предлагает всем детям потанцевать под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Игры и упражнения для развития внимания

Игры для развития внимания...

Игры и упражнения для развития внимания, воображения, двигательной активности, обобщающих понятий и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, которые спосообствуют развитию внимания, воображения, мышления и профилактике плоскостопия у детей....

Консультация "Игры и упражнения для развития внимания у детей"

Консультации для родителей, которая поможет подобрать игры и упражнения для развития внимания ребёнка....

Развивающие игры и упражнения для развития внимания.

Игры и упражнения на развитие внимания у дошкольников...

Игры и упражнения для развития внимания детей

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и направленности сознания на определённый объект.Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенносте...

"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...