Методические рекомендации для воспитателей
учебно-методический материал

Шириадзинова Надежда Михайловна

Советы воспитателям о взаимодействии с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Основа дошкольного музыкального воспитания построена на научно-педагогической работе Николая Афанасьевича Метлова - видного педагога-музыканта, кандидата педагогических наук, основоположника дошкольного музыкального воспитания.

Пение в детском саду не всегда оказывает положительное воздействие. Дети зачастую неправильно передают мелодию песни, поют крикливо, напряжённо, что вредит их слабым голосовым связкам, которые только формируются.

Воспитателю, для того, чтобы правильно разучивать с детьми песни, нужно тоже развивать свой музыкальный слух, т.к. петь желательно в тональности произведения. Накопив музыкальные впечатления, дети начинают подпевать более яркие и лёгкие части мелодии. Яркие музыкальные впечатления зависят от эмоциональной подачи песен. Всё должно быть «на лице».

Добиться правильной передачи мелодии можно разными приёмами. Детям легче правильно спеть с голоса взрослого. В младшей группе на начальном этапе разучивания, музыкальный руководитель поёт без аккомпанемента. Так лучше усваивается мелодия. В средней и старшей группах можно сыграть мелодию на инструменте, и одновременно петь. В каждой песне есть трудные места (скачки мелодии, паузы). Эти места разучиваются на музыкальных занятиях отдельно.

Разучивая песни, надо следить за тем, чтобы дети чётко и правильно произносили слова и окончания слов (воспитатели, на этапе разучивания должны сами правильно произносить окончания слов). Для этого воспитателям надо иметь понятие об артикуляции.

В средней и старшей группе надо добиваться одновременного начала в пении. Для этого нужны дирижёрские навыки. А использует их воспитатель, в том случае, когда музыкальный руководитель сидит за музыкальным инструментом. Также эти навыки используются при исполнении детьми музыкального оркестра.

При неправильной постановке голосового аппарата, при форсировании во время пения голос приобретает неприятный, несвойственный ребёнку грудной регистр. Голосовая щель закрывается, и дыхание задерживается, в результате чего наступает застой крови, набухают шейные вены, нарушается питание мозга, может даже темнеть в глазах. Правильное развитие артикуляционных и мимических мышц тесно связано с общим развитием движений. Недостатки голосового аппарата часто сопровождаются недостатками в походке, движении пальцев.

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика, ритмичное проговаривание слов с движением, способствуют развитию высшей нервной деятельности у детей.

Вот почему правильное развитие и воспитание движений следует рассматривать и как средство, помогающее правильному развитию голоса, и как средство исправления его недостатков.

Основная забота у нас, музыкальных руководителей и воспитателей при проведении пения – ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

И, чтобы сберечь голос ребёнка, руководствуясь этим принципом мы, музыкальные руководители выбираем песни, доступные данной группе детей, и избегаем песен со слишком высокими или слишком низкими звуками, непосильными для дошкольников. Учитываем и тот момент, что у детей дошкольного возраста короткое дыхание, поэтому песни имеют короткие музыкальные фразы, чтобы ребёнок мог взять дыхание. В каждом возрасте есть свой ограниченный диапазон.

Коллеги, воспитатель должен не только знать репертуар, владеть методикой правильного пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не кричали, не говорили слишком громко. Сам воспитатель не должен громко говорить. Низкие по тембру голоса взрослых, окружающих детей в быту, способствуют понижению естественного голоса ребёнка. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, тем самым воспитатель оберегает детский слух и голос. Крик, шум, громкая музыка притупляют слух, портят голос и отрицательно влияют на нервную систему. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен, портят музыкальный слух и голосовые связки ребёнка. Наличие музыкального слуха – это качество индивидуальное, но его можно развить. Как детям, так и взрослым.

Когда дети слушают рассказ или песню, им необходимо видеть исполнителя. Поэтому мы садим детей в два ряда, чтобы все дети могли видеть выражение лица, движение губ, слышать слова песни (а произносим мы их ясно и чётко, иногда даже утрируя).

А теперь, коллеги, хотелось бы поговорить о взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ -

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые и воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в дошкольном учреждении.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

Итак, коллеги, непосредственно о взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Воспитатель, приведя детей в музыкальный зал, полностью погружается в образовательный процесс, и, садится только тогда, когда садятся дети. Причём не на уровне детей, а перед детьми, рядом с музыкальным руководителем, принимая участие во всех видах музыкальной деятельности.

Если это пальчиковая гимнастика, то воспитатель выполняет её вместе с детьми, следя и поправляя, помогая тем, у кого не получается. В хороводных играх, воспитатель участвует вместе с детьми, беря на себя главную роль (например «Осень спросим»). Танцевальные движения на первом, ознакомительном этапе, воспитатель и музыкальный руководитель показывают детям наглядно. При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах, воспитатель прохлопывает ритм вместе с детьми, и должен знать и играть, любую партию, которую играют дети. Песенные распевки, воспитатель поёт вместе с детьми. А при разучивании слов песни, должен следить за правильной артикуляцией детей, за правильным произношением окончания слов. Если у воспитателя нет музыкального слуха, то при пении он должен петь тише музыкального руководителя, но при этом передавая артикуляционно текст песен.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  • Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построения или давая отдельные указания в пляске, игре).
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
  • Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Советы воспитателям

  1. На музыкальном занятии у детей на ногах должна быть удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

  


Музыкальный руководитель Шириадзинова Надежда Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методические рекомендации для воспитателей «Календарный план воспитателя с учетом ФГОС»

План — это прежде всего целеполагание. План помогает заранее предусмотреть и обдумать формы работы с детьми, методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации для воспитателей «Музыкальные занятия с детьми. Что должен знать воспитатель?»

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. от этого зависит качество музыкальных занятий и всего образовательного процесса вцелом....