Сценарий "Хозяюшки с ярмарки пришли"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Земскова Татьяна Николаевна

Цель - знакомить детей с народными музыкальными жанрами. Вызвать у детей эмоциональный отклик, открыть познавательно - эстетическую ценность народного фольклора. Приобщать к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.  Повышать двигательную и эмоциональную активность.

Задачи:   

Развивать творческие способности детей по средствам приобщения к народным традициям, подвижным играм, песням, забавам. Формировать чувство сопричастности к народному творчеству, удовлетворение от участия в совместной с родителями деятельности.  Расширять представление детей о традициях русского народа.

Методическое обеспечение: Элементы русских народных костюмов (для детей и взрослых), берестяной короб, матрёшка, игрушка-петух, деревянные ложки, расшитая подушечка, поленья, карусель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_hozyayushki_s_yarmarki_prishli_sr._gr.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Погружение в тему

Народное творчество — целебный родник житейской мудрости, радости, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство в совокупности всех его видов и направлений обладает большими воспитательными возможностями. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде, добре и зле, учатся понимать прекрасное. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений развивается их собственное творчество, богаче становится речь.

Народное искусство — будь то сказка, песня, декоративное искусство, потешка или поговорка — это части единого целого, дополняющие друг друга. Нельзя себе представить русский обряд без песни, пляски, частушки, русского национального костюма.

С русским фольклором ребенок знакомится в самом раннем, грудничковом, возрасте в виде колыбельной песни. Родной человек — мама или бабушка ровным, тихим голосом напевно и протяжно исполняет ее, при этом спокойно похлопывает ребенка по спинке. Это оказывает на него успокаивающее действие, он ощущает чувство защищенности, внимание со стороны взрослых.

Не меньший воспитательный эффект оказывают на ребенка русские народные песенки, потешки, пестушки. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе любовь и красоту, создает положительный эмоциональный фон.

О чем они рассказывают?

В деревне играют свадьбу. Все окна в избе, где происходит обряд, облепили ребятишки. А сколько их на печке и на полатях — трудно сосчитать! Дети ловят каждую реплику, запоминают каждое слово. Происходящее формирует у ребенка норму поведения, которую он принимает под влиянием собственных положительных эмоций и которой следует в дальнейшем всю жизнь.

Тяжела работа в поле. Под палящими лучами солнца девушки жнут рожь, вяжут снопы. Звучит протяжная песня о тяжелой доле русской крестьянки, непосильном труде.

Закончился трудовой день в поле, а дома свое хозяйство — скотину накормить, корову подоить, в избе прибрать. К вечеру девушки так и падают с ног. Но тут послышались звуки гармошки — усталость как рукой сняло! Собрались девушки и парни хороводы водить, песни петь. А на березе, на пряслах, как воробьи, — ребятишки. Их пока не берут в хоровод: «Малы еще. Пусть подрастут!» А они вслушиваются и всматриваются во все происходящее. Впитывают сердцем саму суть родной культуры.

Так, из поколения в поколение передается на Руси народная мудрость, названная иностранным словом «фольклор».

Огромной любовью у детей пользуются сказочные повествования. Ребенок встречается с ними в самом раннем детстве. В русской народной сказке заключаются богатое содержание, языковые средства выразительности, которые дети начинают использовать в собственной речи. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые запоминаются на всю жизнь.

Знакомясь с произведениями народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда», — говорит отец своему шестилетнему сыну. А сын-то от горшка два вершка, но уже помощник отцу в любой работе: сено ли с лугов привезти, за дровами ли в лес съездить. Велика сила народной мудрости. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок.

К сожалению, в последнее время образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. В данном случае необходимо предоставить ребенку возможность познать истоки национальной культуры и искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Хозяюшки с ярмарки пришли.

Цель - знакомить детей с народными музыкальными жанрами. Вызвать у детей эмоциональный отклик, открыть познавательно - эстетическую ценность народного фольклора. Приобщать к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.  Повышать двигательную и эмоциональную активность.

Задачи:   

Развивать творческие способности детей по средствам приобщения к народным традициям, подвижным играм, песням, забавам. Формировать чувство сопричастности к народному творчеству, удовлетворение от участия в совместной с родителями деятельности.  Расширять представление детей о традициях русского народа.

Методическое обеспечение: Элементы русских народных костюмов (для детей и взрослых), берестяной короб, матрёшка, игрушка-петух, деревянные ложки, расшитая подушечка, поленья, карусель.

Дети парами под русскую нар музыку заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

Под музыку входят все Хозяюшки, садятся напротив детей.

Выходит 1-я и 2-я  Хозяйка в руках короб:

                                                                   

Здравствуйте, ребятушки!

Веселья вам да радости.

Уж на ярмарке, веселье!

Там и пляшут и поют

И товары добрым людям

Всем на радость  продают.

Я по ярмарке ходила

Всем подарков накупила

Что же в коробе моем знать хотите?

Дети :                                   Да!

2-я Хозяйка:

А для вас мои ребятки

Накупила я игрушек.

Чтобы летом и зимою

Забавлять мальцов, подружек!

А кто хочет с ними поиграть

Надо загадку отгадать!

Загадка:

  Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть?

Может  три, может шесть.

Разрумянились немножко

Это русские…………….

(достает игрушку матрешку)

Выходят девочки

Наши ручки – крендельки,
Щёчки словно яблоки.
С нами издавна знаком 
Весь народ на ярмарке!

2.
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

3.
Ах, матрёшечка – матрёшка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с нами дети
В детском садике играть!

4.
Очень любим мы – матрёшки, 
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами пляшем и поём!

Танец «Матрешки»

(Все садятся)

Выходит 3-я Хозяйка:

Вот еще одна загадка

Отгадайте-ка, ребятки

Загадка

Громко — громко он кричит

Деткам спать не велит

Дети

Петушок

3-я Хозяйка:

(достает игрушку, петуха, кричит Кука- ре- ку)

Дети (хором)

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони.

Русская игра «Петух»

Дети поют, идут по кругу, петушок в кругу:

Трух, трух, трух, трух

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Высоко сидит,

На весь двор кричит

«Ку-ка -ре-ку!»(«петушок»)

Кто услышит тот бежит

Петушок догоняет детей. Все садятся.

Выходит 4-я Хозяйка:

(достает деревянную ложку)

Знает ложки целый мир.
Ложки – лучший сувенир:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Загорские,
Вятские, Смоленские –
Ложки деревенские!

Ребенок:

Мы возьмем желанные

Ложки деревянные

И сыграем мы сейчас

Пляску русскую для вас!

Играют на ложках

(Все садятся)

Выходит 5-я Хозяйка:

Принесла я вам не игрушечку

Принесла расписную подушечку!

Вы подушечку берите

Да по кругу походите.

Пару вы себе найдите.

Игра «Подушечка»

Поют, ребенок с подушечкой ходит по кругу ищет себе пару. После все садятся.

6-я Хозяйка:

Эй, мальчишки, подходите!

Вы трещеточки берите

А девчонки -хохотушки

Пропоют сейчас частушки

Девочки поют частушки

1.Шире круг, шире круг,

Дайте круг по шире

Не одна иду плясать ,

Нас идёт четыре.

2.Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги.

Оглянулась я назад-

Сапоги мои лежат

3.Если не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат-

Кто бы пел частушки?

4.На окошке два цветочка –

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

5.Ох, частушки хороши!

Мы их пели от души.

Пели так старательно,

Правда, замечательно?

6.Разрешите в этом доме

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать

Только буду припевать.

7.Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Выходит 7-я Хозяйка:

А вот как же печку истопить, дрова-то в поленницу не сложены.

Может быть, вы мне поможете дрова сложить?

                       Аттракцион «Сложи поленницу»

          (Ведущий выбирает двух детей. Брусочки, имитирующие березовые поленья, сложены в две кучки. С началом музыки (русская народная мелодия) дети берут по одному «полену», бегут до определенного места  и начинают складывать «поленницу». Складывать «поленья» можно различными способами: квадратом, друг на друга и т.д., выигрывает тот, кто быстрее и аккуратнее сложит «поленницу».)

Что ж, ребята, поиграли, 
Но все вместе не плясали. 
А какое же гуляние без русской, озорной пляски.

 Все скорее, выходите! 
Себя в пляске покажите. 

(Исполняется танец «

Выходит 8-я Хозяйка:

Что такое, не пойму? Объясните, что к чему!
Если снизу вверх, взлетели, 
Значит, сели…..?

Дети: На качели!

А по кругу полетели,
Сели мы ….?

Дети: На карусели!

Тогда не зевайте, места на карусели занимайте!

Ели- ели, ели – ели, закружились карусели,
А потом бегом, бегом, да кругом, кругом, кругом.
Тише – тише, не спешите, карусель остановите!
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!

1-я Хозяйка:

Вот и короб опустел,

Кончились подарки

Поиграли хорошо мы,

 Правда ведь ребятки?

Из короба вынимает пироги.

Дети под веселый перепляс выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник для средней группы: "Хозяюшка с ярмарки пришла"

Праздник проводится в осенний период. В нем использованы песни, игры. пляски, хороводы северного фольклора (Архангельской области). материал доступен и интересен детям данного возраста....

Сценарий- развлечение "ХОЗЯЮШКА С ЯРМАРКИ ПРИШЛА"

Познакомить детей с народными музыкальными жанрами. Вызвать у детей эмоциональный отклик, открыть эмоционально-эстетическую ценность народного фольклора...

сценарий развлечения в младшей группе " Хозяюшка Арина с ярмарки пришла"

Развлечение "Хозяюшка Арина с ярмарки пришла" содержит произведения русского народного творчества, является средством приобщения детей к русской и чувашской народной культуре....

Матушка с ярмарки пришла, игрушки принесла

Конспект НОД (музыка) для детей старшей группы. Можно использовать в качестве сценария для фольклорного праздника. Конспект успешно опробирован на практике....

Игровое занятие для детей средней группы "Матушка с Ярмарки пришла"

Занятие построено на основе русских народных игр с элементами фольклора....

"К детям ярмарка пришла"

Сценарий развлечения на улице осеннего праздника "К детям ярмарка пришла" для всех групп детского сада...

Матушка с ярмарки пришла

Цель этого развлечения: познакомить  детей с русскими традициями, способствовать сплочению детского коллектива....