Консультация для воспитателей 1 младших групп ДОУ «Особенности организационной деятельности в период адаптации дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)

Марченко Светлана Николаевна

Особенности организационной деятельности в период адаптации дошкольников

План:

  1. Понятие адаптации. Аспекты её влияния на жизнедеятельность ребёнка.
  2. Виды адаптации, её стадии и их характеристики.
  3. Рекомендации родителям в помощь для успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
  4. Игры в период адаптации.
  5. Правила заполнения «Адаптационного листа».

 

Понятие адаптации. Аспекты её влияния на жизнедеятельность ребёнка.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:

1. Социально – психологический уровень адаптации, в который входит: - коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми; - уровень тревожности; - влияние семьи; - степень закаленности; - уже сформированные навыки самообслуживания; - и непосредственно личностные особенности малыша.

2. Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется: - особенности психомоторного развития детей раннего возраста; - повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень.

3. Компетентность и профессионализм педагогов. Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Адаптация влияет на следующие стороны жизнедеятельности ребёнка:

1. Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.) На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2. Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий впервые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

6. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что впервые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

7. Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.

8. Здоровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Организм начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.

 

Виды адаптации, её стадии и их характеристики.

Специалисты Института возрастной физиологии РАО в процессе физиологической адаптации выделяют три стадии:

1 стадия – ориентировочно-приспособительная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта стадия сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом 9 состоянии, и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2 стадия – неустойчивого, неполного приспособления, когда организм активно ищет оптимальные варианты устойчивого состояния, соответствующего новым условиям (организм тратит всё, что есть, не экономит ресурсы). Этот период характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3 стадия – относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Этот период характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация. Этот период продолжается одну - две недели. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

-он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

-при обращении глядит в глаза педагогам;

-способен озвучить просьбу о помощи;

-первым идёт на контакт с ровесниками;

-способен занять себя на короткий промежуток времени;

-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

-адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

-рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести. Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

-с трудом расстаётся с матерью,

-плачет немного после разлуки;

-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

-общается со сверстниками и воспитателем;

-придерживается озвученных правил и распорядка;

-адекватно реагирует на замечания;

-редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация. Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

-отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

-нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

-агрессивность либо замкнутость;

-неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

 

Рекомендации родителям в помощь для успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.

2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

5. Дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

6. Нельзя пугать ребёнка детским садом.

7. Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

8. Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

9. Адаптация ребёнка в группе может затягиваться из-за частых пропусков детей детского сада. Поскольку самое главное в развитии ребёнка, это – его здоровье, необходимо помнить о том, что нездорового ребёнка в детский сад водить нельзя.

В период первых посещений ребенком дошкольного учреждения нужно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Все это зависит, непосредственно, от усилий и умения воспитателей создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней будет чувствовать это тепло, то исчезнут его волнения и страхи, и адаптация пройдет намного легче.

 

Игры в период адаптации.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей  детей, места проведения.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.  

Успокаивающе на детей действуют игры с песком и водой. Эти игры сильно развивают детей, но в период адаптации основным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок почувствует себя комфортно, защищено и начнет проявлять творческую активность. В летнее время такие игры легко можно организовать на улице.

Во время адаптации используются обучающие игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие несложные упражнения стабилизируют эмоциональное состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Также необходимо использовать простейшие подвижные игры на закрепление одного-двух движений («Беги ко мне», «Покружимся», «Солнышко и дождик» и т.п.), и двигательные упражнения, сопровождающиеся простейшим сюжетом («Через ручеёк», «По ровненькой дорожке», «По камушкам», и т.п.)

 

 

Правила заполнения адаптационного листа.

Адаптационный лист заводится на каждого ребёнка и ведётся по каждому дню пребывания ребёнка в саду.

В первые дни посещения сада, дети приходят на 3-4 часа, поэтому, не все из десяти предложенных критериев будут отмечаться сразу.

В течение всего адаптационного периода воспитатели групп ежедневно заполняют индивидуальный лист адаптации.

 

Лист адаптации ребенка

группа № __________

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Возраст на момент поступления в группу__________________________________________

Педагоги группы ______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппетит

Завтрак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ужин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

Засыпание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение

С детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность

Игровая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Шкала оценивания: 1 – плохо, 2 – неустойчиво, 3 – хорошо

Вывод________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответственный__________________________________________________________

 

Степень адаптации:

Лёгкая – до 15 дней

Средняя – 15-25 дней

Тяжёлая – более 25 дней

 

 

 

 

 

Оценка параметров адаптации

 

Параметры

Оценка (баллы)

1

2

3

Аппетит

Завтрак

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Обед

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Ужин

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Сон

Засыпание

Не желает идти на кроватку, плачет, протестует, засыпает от усталости.

Самостоятельно идёт на кроватку, но спать не хочет, протестует. Успокаивается со временем и засыпает.

Самостоятельно идёт на кроватку и засыпает.

Сон

Спит тревожно, вздрагивает, просыпается быстро, либо, не спит вообще.

Спит спокойно, но рано просыпается.

Спит спокойно, ровно, на протяжение всего «тихого часа»

Общение

С детьми

Пассивен, реакция протеста.

Вступает в контакт при поддержке взрослого.

Инициативен, контактен.

Со взрослыми

Реакция протеста, уход от контакта.

Принимает инициативу взрослого.

Инициативен, контактен.

Активность

Игровая

Пассивен, реакция протеста.

Активен при поддержке взрослого.

Активен, проявляет интерес.

Речевая

Не откликается на имя, не вступает в диалог, обращает на себя внимание через плачь.

Откликается мимикой в диалоге, проявляет речь одним-двумя словами.

Вступает в диалог, обращается с просьбой.

Настроение

Отрицательное

Неустойчивое

Положительное

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организационной деятельности в период адаптации дошкольников

План:

  1. Понятие адаптации. Аспекты её влияния на жизнедеятельность ребёнка.
  2. Виды адаптации, её стадии и их характеристики.
  3. Рекомендации родителям в помощь для успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
  4. Игры в период адаптации.
  5. Правила заполнения «Адаптационного листа».

Понятие адаптации. Аспекты её влияния на жизнедеятельность ребёнка.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:

1. Социально – психологический уровень адаптации, в который входит: - коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми; - уровень тревожности; - влияние семьи; - степень закаленности; - уже сформированные навыки самообслуживания; - и непосредственно личностные особенности малыша.

2. Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется: - особенности психомоторного развития детей раннего возраста; - повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень.

3. Компетентность и профессионализм педагогов. Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Адаптация влияет на следующие стороны жизнедеятельности ребёнка:

1. Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.) На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2. Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий впервые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

6. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что впервые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

7. Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.

8. Здоровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Организм начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.

Виды адаптации, её стадии и их характеристики.

Специалисты Института возрастной физиологии РАО в процессе физиологической адаптации выделяют три стадии:

1 стадия – ориентировочно-приспособительная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта стадия сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом 9 состоянии, и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2 стадия – неустойчивого, неполного приспособления, когда организм активно ищет оптимальные варианты устойчивого состояния, соответствующего новым условиям (организм тратит всё, что есть, не экономит ресурсы). Этот период характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3 стадия – относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Этот период характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация. Этот период продолжается одну - две недели. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

-он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

-при обращении глядит в глаза педагогам;

-способен озвучить просьбу о помощи;

-первым идёт на контакт с ровесниками;

-способен занять себя на короткий промежуток времени;

-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

-адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

-рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести. Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

-с трудом расстаётся с матерью,

-плачет немного после разлуки;

-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

-общается со сверстниками и воспитателем;

-придерживается озвученных правил и распорядка;

-адекватно реагирует на замечания;

-редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация. Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

-отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

-нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

-агрессивность либо замкнутость;

-неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Рекомендации родителям в помощь для успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.

2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

5. Дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

6. Нельзя пугать ребёнка детским садом.

7. Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

8. Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

9. Адаптация ребёнка в группе может затягиваться из-за частых пропусков детей детского сада. Поскольку самое главное в развитии ребёнка, это – его здоровье, необходимо помнить о том, что нездорового ребёнка в детский сад водить нельзя.

В период первых посещений ребенком дошкольного учреждения нужно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Все это зависит, непосредственно, от усилий и умения воспитателей создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней будет чувствовать это тепло, то исчезнут его волнения и страхи, и адаптация пройдет намного легче.

Игры в период адаптации.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей  детей, места проведения.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.  

Успокаивающе на детей действуют игры с песком и водой. Эти игры сильно развивают детей, но в период адаптации основным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок почувствует себя комфортно, защищено и начнет проявлять творческую активность. В летнее время такие игры легко можно организовать на улице.

Во время адаптации используются обучающие игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие несложные упражнения стабилизируют эмоциональное состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Также необходимо использовать простейшие подвижные игры на закрепление одного-двух движений («Беги ко мне», «Покружимся», «Солнышко и дождик» и т.п.), и двигательные упражнения, сопровождающиеся простейшим сюжетом («Через ручеёк», «По ровненькой дорожке», «По камушкам», и т.п.)

Правила заполнения адаптационного листа.

Адаптационный лист заводится на каждого ребёнка и ведётся по каждому дню пребывания ребёнка в саду.

В первые дни посещения сада, дети приходят на 3-4 часа, поэтому, не все из десяти предложенных критериев будут отмечаться сразу.

В течение всего адаптационного периода воспитатели групп ежедневно заполняют индивидуальный лист адаптации.

Лист адаптации ребенка

группа № __________

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Возраст на момент поступления в группу__________________________________________

Педагоги группы ______________________________________________________________

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Засыпание

Сон

Общение

С детьми

Со взрослыми

Активность

Игровая

Речевая

Настроение

 Шкала оценивания: 1 – плохо, 2 – неустойчиво, 3 – хорошо

Вывод________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответственный__________________________________________________________

Степень адаптации:

Лёгкая – до 15 дней

Средняя – 15-25 дней

Тяжёлая – более 25 дней

Оценка параметров адаптации

Параметры

Оценка (баллы)

1

2

3

Аппетит

Завтрак

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Обед

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Ужин

Пассивен, не берёт самостоятельно ложку, интереса к пище нет.

Самостоятельно берёт и держит в руках ложку, но не кушает.

Самостоятельно держит ложку в руках, кушает и проявляет интерес к принятию пищи.

Сон

Засыпание

Не желает идти на кроватку, плачет, протестует, засыпает от усталости.

Самостоятельно идёт на кроватку, но спать не хочет, протестует. Успокаивается со временем и засыпает.

Самостоятельно идёт на кроватку и засыпает.

Сон

Спит тревожно, вздрагивает, просыпается быстро, либо, не спит вообще.

Спит спокойно, но рано просыпается.

Спит спокойно, ровно, на протяжение всего «тихого часа»

Общение

С детьми

Пассивен, реакция протеста.

Вступает в контакт при поддержке взрослого.

Инициативен, контактен.

Со взрослыми

Реакция протеста, уход от контакта.

Принимает инициативу взрослого.

Инициативен, контактен.

Активность

Игровая

Пассивен, реакция протеста.

Активен при поддержке взрослого.

Активен, проявляет интерес.

Речевая

Не откликается на имя, не вступает в диалог, обращает на себя внимание через плачь.

Откликается мимикой в диалоге, проявляет речь одним-двумя словами.

Вступает в диалог, обращается с просьбой.

Настроение

Отрицательное

Неустойчивое

Положительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей младшей группы "Возрастные особенности развития ребёнка в возрасте 3-4 лет"

особенности эмоционального, психического развития  ребёнка в возрасте 3-4 лет...

Консультация для воспитателей младших групп «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству»

Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов...

Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Консультация для воспитателей младших групп "Адаптация детей к условиям детского сада"

Адаптация-это привыкание организма к новым условиям жизни и новой обстановке....

Консультация для воспитателей младших групп по теме: "Адаптация детей к условиям детского сада"

Адаптация-это привыкание организма к новым условиям жизни и новой обстановке....

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...

Консультация для воспитателей младших групп "Три степени адаптации"

Познавательный материал для воспитателей по адаптации детей младшей группы...