Развивающая среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не социализирован: ребенок легко использует ложку в качестве столового прибора, палки, музыкального инструмента.Особую роль в развитии креативности играет среда, её  факторы.

 К сожалению, приходится констатировать, что повседневная среда (в отличие от подлинно творческой) действует на проявления креативности крайне негативно.Особую роль в развитии креативности играет среда, её  факторы.

 К сожалению, приходится констатировать, что повседневная среда (в отличие от подлинно творческой) действует на проявления креативности крайне негативно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая  среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Головина А. В.  педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №142»

По мнению Л.С. Выготского основным в творчестве ребенка является воображение как процесс оперирования образами и их комбинирования.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не социализирован: ребенок легко использует ложку в качестве столового прибора, палки, музыкального инструмента… Для формирования креативности необходимо:

1)  отсутствие образца регламентированного поведения,

2) наличие позитивного образца творческого поведения,

3) создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения,

4) социальное подкрепление творческого поведения,

            5) стиль общения «ребенок-взрослый» (социальное подкрепление творческого поведения).

  Особую роль в развитии креативности играет среда, её  факторы.

 К сожалению, приходится констатировать, что повседневная среда (в отличие от подлинно творческой) действует на проявления креативности крайне негативно. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью. Неопределенность необходима как мощный стимул поиска собственных моделей решения творческой задачи, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения.

Другой характеристикой оптимальной среды для нас выступает свобода выбора, как основа любого творчества, в самом широком смысле этого понятия.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо осуществлять системное формирующее воздействие.

Среди условий  развития творческого потенциала дошкольников важное место занимает игра (Д.Б. Эльконин, Г.Г. Григорьева, Е.В. Заика, В.В. Петрусинский, О.А.Карабанов, и др.). Игра снимает противоречия между реальным положением ребенка среди окружающих и его побуждениями к деятельности и общению. Высказывается мнение, что тяготение к играм – выражение творческого начала в детях (Фейтельсон, Росс, 1973; Данский, Силверман, 1973).

 Исследования показали,  что активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на повышении их творческих возможностей. Так, Данский и Силверман (1973), анализируя поведение детей в игровых ситуациях, где им разрешалось абсолютно свободное обращение с предметами, получили данные о том, что игры повышают способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Проведение исследования по «Развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью оригами, филиграни, квилинга» для диплома на базе ГБОУ 2061 2010-2011 год.

Вашему вниманию представляется анализ исследования: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью оригами, филиграни, квиллинга». Социально-экономическое, поли...

План - конспект организации и проведения организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста «Лиса и заяц

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через использование продуктивных видов деятельности и ИКТ.Задачи:-  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- развивать у дошкол...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста

Обощене опыта работы в направлении художественного творчества...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в музыкальных видах деятелдьности как фактор развития одарённости

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, как хочешь, что...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста .

Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии....