Главные вкладки

    Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.
    статья

    Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности организации развивающей  предметно- пространственной  среды  в группах среднего возраста с  учётом ФГОС.

                                                           

    Своё выступление хочу начать со слов великого советского педагога  Е.Тихеевой:

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

    Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

    Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Создавая развивающую предметно-пространственную среду   среднего возраста в ДОУ, мы старались учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн  современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Предметно  –  пространственная развивающая среда группы  организована с учетом требований ФГОС, где  четко прослеживаются все  пять образовательных  областей:

    1) социально-коммуникативная,

    2) познавательная,

    3) речевая,

    4) художественно-эстетическая,

    5) физическая.

     При построении предметно-пространственной среды мы старались придерживаться основных требований ФГОС. Это:

    Среда должна быть:

    - Содержательно-насыщенной

    - Трансформируемой

    - Полифункциональной

    - Доступной

    - Вариативной

    - Безопасной

    При построении предметно  –  пространственной

    развивающей среды учитывались следующие

    принципы:

    1.    принцип дистанции

    2.    принцип активности, самостоятельности,

    творчества;

    3.   принцип стабильности, динамичности;

    4.    принцип комплексирования и гибкого

    зонирования;

    5.    принцип индивидуальной

    комфортности и эмоционального благополучия

    каждого ребенка

    6.   принцип открытости

    7.    принцип учета половых и возрастных различий

    детей.

    Что же у нас получилось, я представлю вашему вниманию в своей презентации.

    Центры активности организованы  на основе

    интеграции  содержания и  видов деятельности  по следующим направлениям:

    Направление: Художественно — эстетическое

    развитие.

    В центре « Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, варианты оформления поделок. Это даёт детям новые идеи для изготовления своих работ, а так же развитие умения работать по образцу. В данном центре есть всё для развития творческих способностей: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры. Пластилин, ножницы, клей, альбомы. Большинство этого материала , конечно же, в специально отведённом  шкафу, но у детей к нему свободный доступ.

    К этому же направлению мы отнесли и Музыкальный центр, где есть магнитофон, детские музыкальные инструменты, на которых дети с особым удовольствием играют.

    Направление: Речевое развитие.

    «Литературный центр»  включает в себя книжный уголок.  Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям  детей данного возраста, реализуемой образовательной программой ДОУ. В нём находятся книги с художественными  произведениями детских писателей, сказки.

    Главный принцип подбора книгоиздательской продукции- минимум текста, максимум иллюстраций. А ещё здесь есть настольный театр, который используется как часть занятия в совместной деятельности  со взрослым, так и самостоятельно детьми.

    В этом центре есть шапочки для игр-драматизаций. Дети 4-5 лет с особым удовольствием участвуют в инсценировках.

    Направление: Познавательное развитие.

    Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа.

     Подобранный наглядно-  дидактический материал даёт детям

    материал  представление о целостной картине мира.

    Это направление в наших группах представлено Центром математики и развивающих игр

    Здесь есть разнообразные лото, разрезные картинки, шнуровки разной сложности, мозаики напольные и настольные. В свободное время у детей есть возможность найти себе игру по интересам. Приобретая эти игры, мы , конечно же, преследовали свои цели:

    - С помощью этого материала дети учатся обследовать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, изучать и закреплять время года, формы, цвета и оттенки предметов. Здесь они учатся считать, рисовать цифры.

    Для развития этого направления создан Центр живой природы и экспериментирования.

    Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых  удобно демонстрировать видоизменения частей растения,

     инструменты по уходу  за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.

    В холодный период года   мы с детьми размещаем здесь комнатный мини  –  огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.  Планируем оформить   макеты  (домашние животные  , природа Белогорья)  Думаю, привлечём родителей, они с удовольствием поучаствуют.

    В «Нравственно-патриотическом»  Центре  помещена

    государственная символика родного города , посёлка и России.

    В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,

    иллюстрационный материал по ознакомлению детей с посёлком Ивня.    В уголок родного края входит   художественная литература по краеведению, оформлен   альбом   «Мой посёлок», «Моя

    семья».

    В каждой средней группе краеведческие уголки оформлены по-своему. Но все они соответствуют возрастным особенностям детей.

    Дошколята любят любоваться своими  фотографиями, поэтому всегда увлечённо рассматривают фотоальбомы « Моя семья», « Экскурсии по посёлку», где они сами являлись участниками.

    Реализуя задачи по познавательному развитию, в каждой из групп оформлены Центры по безопасности,  представлены они разнообразно.

    Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную  безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором  мелкого строительного материала и дорожных знаков.

    Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении  с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию  ценностей здорового образа жизни.

    Социально-коммуникативное развитие представлено в группах среднего возраста Центром сюжетно-ролевых игр

    В Центре «Сюжетно  –  ролевых игр»  оборудование и

    пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

    В связи с тем, что игровые замыслы    детей  весьма разнообразны, вся

    игровая  стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых  игр.

    Универсальные игровые модули располагаются в местах, легкодоступных детям. Модули  можно переставлять, двигать так, как удобно детям.

    Здесь есть возможность играть и в «Салон красоты», и в мини-маркет. Мальчики любят играть в «Автосервисе», строительные игры.

    Физическое развитие представлено в группах среднего возраста

    «Физкультурно-оздоровительными центрами». Они  содержат в  себе

    как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей  —

    ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению  детей  к навыкам здорового образа жизни.

    Оборудование центра легкодоступно детям, у них есть возможность взять любой инвентарь по желанию.

    Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими  —  это сделать их счастливыми…».  А у нас все дети хорошие!

    И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой  положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!  Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.

    Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием

    предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

    Положительный эмоциональный настрой  наших детей свидетельствует об их

    жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"

    Особенности организации работы в группах раннего возраста...

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

    Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1.      выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...

    Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода вос...

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

    Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1.      выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

      Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

      Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...

    Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

    Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохранение постоянст...