Занятие "Экономика"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Понкратова Валентина Ивановна

Занятие для подготовительной группыы по экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе

«Бюджет семьи»

Тема: «Бюджет семьи».        

Цель. Ввести детей в мир экономических отношений.

Задачи:

- познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход;

- развивать речь, внимание, умение формулировать свои потребности, отвечать на вопросы;

- закрепить математические понятия: количество и счёт, больше – меньше;

- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предпосылки: будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста основ планирования семейного бюджета, бережливости, самостоятельности, умения контролировать свои расходы (потребности).

Средства реализации: художественная литература, беседа, показ, игра с мячом, игры – упражнения.

Оборудование: монетки, медведь мама и медведь сын, мышонок

Ход:

Организационный момент.  Читаем стихотворение Ш. Галиева«Три копейки за покупку».

воспитатель:  Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт:

сын: «Вот! Купи мне самолет.

А еще ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?

Дети: Конечно, нельзя купить на такую сумму такое большое количество товара.

Воспитатель: Что не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?

Дети: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество игрушек, сладостей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об экономике.

Беседа – размышление

Воспитатель: Дети, кто - ни будь, знает, что означает слово «экономика»(Ответы детей).

Воспитатель: Где и от кого вы слышали это слово?

Дети: Слово «экономика» слышали по телевизору, от взрослых.

Воспитатель: Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках?

Дети: Считаем, что это серьёзная наука.

Воспитатель: Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика»(Ответы детей).

Воспитатель знакомит детей с персонажем рассказа

– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.

(Воспитатель зачитывает детям рассказ)

Беседа по рассказу

Воспитатель: Подумайте и скажите, с помощью, какой науки решил помочь дядюшке Клоуну мышонок Экономик?

Дети: Мышонок Экономик решил помочь дядюшке Клоуну с помощью науки экономики.

Воспитатель: Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком?

Дети: Работать, правильно вести хозяйство, экономно.

Воспитатель: Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком.

Дети: Должен изучить с мышонком науку экономику.

Воспитатель: Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства?

ДетиЭкономика.

Воспитатель: рассматривает с детьми понятие «экономика».

– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).

Воспитатель: Скажите, а у вас есть собственные вещи?

Дети: конечно есть.

Воспитатель: Как вы обращаетесь со своими вещами? (Ответы детей).

Дети: не всегда бережно обращаемся со своими вещами.

ВоспитательЭкономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек, чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.

Игра – упражнение«Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет … (и т. д.).

Беседа-рассуждение:

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.

Дети: Родители на работе зарабатывают деньги.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.

Воспитатель: А на что ваша семья расходует деньги?

Дети: Моя семья расходует деньги на ….

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составных.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг - вот это бюджет - все деньги, которые есть в семье.

Воспитатель: А из каких же денег состоит бюджет семьи?

ДетиБюджет семьи состоит из зарплаты, пенсии, стипендии.

Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?

Дети: Родители, бабушка с дедушкой, старшая сестра.

Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?

Дети: работают.

Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?

Дети: зарплата.

Воспитатель: Зарплату люди получают за свой труд.

Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?

Дети: пенсия.

Воспитатель: А почему они получают деньги, ведь они же не работают?

Дети: за свою работу, на которой давно работали.

Воспитатель: Правильно, люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Девочка-студентка увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Игра – упражнение«Кто в домике живет?».

Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто в нашем домике живет. Давайте разделимся на команды«Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от продажи сельхозпродукции и т. д.). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.

Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы(Ответы детей).

Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

Итог:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).

Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).