Тематическое планирование по ОО Речевое развитие (блок - чтение художественной литературы) для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна

Вашему вниманию представлен тематический план по реализации образовательной области "Речевое развитие" (блок-Чтение художественной литературы) для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Основная форма реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) – регламентированная образовательная деятельность: не более 30 минут 1 раз в неделю. Объём данной части составляет 36 часов.

№ НОД

Тема

Цель

1

Малые фольклорные формы.

- Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

- воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

- формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

- упражнятьть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

2

Ш. Перро

«Мальчик – с пальчик» -рассказывание сказки.

- Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

- учить осмысливать характеры персонажей;

- формировать образность речи, понимание образных выражений;

- развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

3

В. Крупинина «Отцовское поле», М. Глинская «Хлеб» -чтение

- Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

4

Н. Гернет и Д. Хармс

«Очень – очень вкусный пирог» - работа по содержанию стихотворения.

- Учить чувствовать ритм стихотворения;

- эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

- развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;

-побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

5

А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

- Познакомить с творчеством великого русского поэта;

- расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»;

- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

- воспитывать любовь к природе.

6

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ произведения

- Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

- закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

- соотносить действие с его названием.

7

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

- Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

8

Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

«Медведко» -

чтение рассказа.

- Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

- развивать интерес к любой книге.

- формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

9

А. Раскин

«Как папа укрощал собачку» -

чтение

- Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

- учить понимать образное содержание произведения, главную мысль рассказа, связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к животным.

10

М. Михалков

«Лесные хоромы» -

чтение сказки.

- Познакомить детей с авторской сказкой;

- помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

- научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

- развивать пантомимические навыки;

- учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

11

С. Маршак

«Перчатки» -

работа по содержанию стихотворения.

- Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

- упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

- развивать образность речи.

12

Знакомство с творчеством

С. Михалкова.

«Ошибка» -

чтение басни.

-Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, -подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

- формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

- продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

- воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

13

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

- Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

- отвечать на вопросы по содержанию;

- определять настроение, выраженное в стихотворении;

- читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;

-сочувствовать героям стихотворения, переживать.

14

«Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова -

чтение русской народной сказки.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

- повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

- учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

- развивать умение пересказывать сказку по плану;

- формировать образность речи, понимание образных выражений.

15

И. Суриков

«Зима» -

работа по содержанию стихотворения.

- Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

16

Стихотворения к новогоднему празднику -работа по содержанию стихотворений.

- Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

- формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

- развивать поэтический слух;

- воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

17

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

обрядовые песни.

- Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

- продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

- учить понимать главную мысль песен;

- раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

18

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует» -

пересказ рассказа.

- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

- подбирать по смыслу глаголы;

- учить пересказывать текст рассказа;

- прививать любовь к животным и заботу о них.

19

«Снегурочка» -

рассказывание русской народной сказки.

- Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

- развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

- закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

20

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

пересказ произведения.

- Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, - совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

- развивать выразительность речи;

- воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

21

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» - чтение сказки.

- Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

- учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

- формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

- развивать речетворческие способности детей;

- воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

22

С. Алексеев

«Первый ночной таран» - пересказ рассказа.

- Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

- развивать навыки пересказа литературного текста;

- учить применять в речи образные выражения, сравнения;

- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

23

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения.

- Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

- развивать интерес к художественной литературе;

- чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

24

П. Воронько

«Лучше нет родного края» -

работа по содержанию стихотворения.

- Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

- участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

- выразительно читать стихотворный текст;

- воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

- воспитывать любовь к родному краю.

25

Фольклор народов мира

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

песенка

- Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

- учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

- формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

26

М. Зощенко

«Великие путешественники» -

пересказ рассказа.

- Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

- учить определять характер персонажей;

- связно пересказывать литературный текст;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

27

С. Топелиус

«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

- Учить различать жанровые особенности рассказа;

- осмысливать содержание прочитанного;

- связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

- формировать оценочное отношение к героям сказки.

28

«Что за прелесть эти сказки!»

- Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

- помочь в своеобразие их языка;

- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

- воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

29

«Айога» -

чтение нанайской сказки.

- Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

- закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

- учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

- воспитывать отрицательное отношение к лени.

30

Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

- Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

- учить оценивать поступки героев;

- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

31

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

чтение басни.

- Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

- учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

- обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

- развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

- воспитывать честность и доброту.

32

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

- Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

- учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

- воспитывать любовь к природе.

33

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

- чтение рассказа.

- Расширять знания детей о защитниках Отечества;

- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

- развивать воображение, поэтический вкус;

- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

34

В. Драгунский

«Друг детства» -

чтение рассказа.

- Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

- закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

- осмысливать значение образных выражений.

35

Ознакомление с новым жанром – басней.

«Стрекоза и муравей» -

чтение басни

И.А. Крылова.

- Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

36

Итоговая литературная викторина.

- Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

- закрепить знания о малых фольклорных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию (раздел чтение художественной литературы) "Викторина по сказкам" для детей подготовительной группы.

Я использую викторину как форму организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.Викторина-это атмосфера игры,которая создает дух соревновательности,вызывает желание у каждого ребенка...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»...

Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"

Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел "  Чтение художественной литературы"...

Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы .

Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы ....

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие» раздел чтение художественной литературы в режимных моментах первая младшая группа на 2020 – 2021 учебный год

Тематическое планированиенепосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие»раздел чтение художественной литературыв режимных мо...

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий ...