Тематическое планирование по ОО Речевое развитие (блок - чтение художественной литературы) для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Вашему вниманию представлен тематический план по реализации образовательной области "Речевое развитие" (блок-Чтение художественной литературы) для детей 6-7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы
Основная форма реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) – регламентированная образовательная деятельность: не более 30 минут 1 раз в неделю. Объём данной части составляет 36 часов.
№ НОД | Тема | Цель |
1 | Малые фольклорные формы. | - Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»); - воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»); - формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»); - упражнятьть в подборе эпитетов, сравнений в загадке. |
2 | Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» -рассказывание сказки. | - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; - учить осмысливать характеры персонажей; - формировать образность речи, понимание образных выражений; - развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. |
3 | В. Крупинина «Отцовское поле», М. Глинская «Хлеб» -чтение | - Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; - развивать познавательный интерес; - воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. |
4 | Н. Гернет и Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог» - работа по содержанию стихотворения. | - Учить чувствовать ритм стихотворения; - эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; - развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; -побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. |
5 | А.С. Пушкин – знакомство с творчеством. | - Познакомить с творчеством великого русского поэта; - расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина; - вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина; - учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»; - развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; - воспитывать любовь к природе. |
6 | Я. Тайц «По грибы» - пересказ произведения | - Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; - закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.); - соотносить действие с его названием. |
7 | «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки. | - Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; - развивать творческое воображение; - воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
8 | Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством. «Медведко» - чтение рассказа. | - Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка; - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; - развивать интерес к любой книге. - формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка. |
9 | А. Раскин «Как папа укрощал собачку» - чтение | - Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения; - учить понимать образное содержание произведения, главную мысль рассказа, связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к животным. |
10 | М. Михалков «Лесные хоромы» - чтение сказки. | - Познакомить детей с авторской сказкой; - помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»; - научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей; - развивать пантомимические навыки; - учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. |
11 | С. Маршак «Перчатки» - работа по содержанию стихотворения. | - Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; - помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; - упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности; - развивать образность речи. |
12 | Знакомство с творчеством С. Михалкова. «Ошибка» - чтение басни. | -Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, -подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; - формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; - продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»; - воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам. |
13 | С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах. | - Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение); - отвечать на вопросы по содержанию; - определять настроение, выраженное в стихотворении; - читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь; -сочувствовать героям стихотворения, переживать. |
14 | «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнаухова - чтение русской народной сказки. | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; - повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); - учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ; - развивать умение пересказывать сказку по плану; - формировать образность речи, понимание образных выражений. |
15 | И. Суриков «Зима» - работа по содержанию стихотворения. | - Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»); |
16 | Стихотворения к новогоднему празднику -работа по содержанию стихотворений. | - Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть; - формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; - развивать поэтический слух; - воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе. |
17 | «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» - обрядовые песни. | - Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение; - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; - учить понимать главную мысль песен; - раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно. |
18 | Г. Скребицкий «Как белочка зимует» - пересказ рассказа. | - Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»); - подбирать по смыслу глаголы; - учить пересказывать текст рассказа; - прививать любовь к животным и заботу о них. |
19 | «Снегурочка» - рассказывание русской народной сказки. | - Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; - развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; - закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра; - воспитывать любовь к русскому народному творчеству. |
20 | Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» - пересказ произведения. | - Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, - совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу; - развивать выразительность речи; - воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу. |
21 | Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок» - чтение сказки. | - Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена; - учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; - формировать умение обращать внимание на поэтические образы; - развивать речетворческие способности детей; - воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих. |
22 | С. Алексеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа. | - Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; - развивать навыки пересказа литературного текста; - учить применять в речи образные выражения, сравнения; - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. |
23 | Л. Фадеев «Зеркало в витрине» чтение стихотворения. | - Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение; - развивать интерес к художественной литературе; - чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
24 | П. Воронько «Лучше нет родного края» - работа по содержанию стихотворения. | - Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; - участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; - выразительно читать стихотворный текст; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); - воспитывать любовь к родному краю. |
25 | Фольклор народов мира «Кораблик», пер с англ. С. Маршак. - песенка | - Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); - учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; - формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; - воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
26 | М. Зощенко «Великие путешественники» - пересказ рассказа. | - Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко; - учить определять характер персонажей; - связно пересказывать литературный текст; - развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. |
27 | С. Топелиус «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки. | - Учить различать жанровые особенности рассказа; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры; - формировать оценочное отношение к героям сказки. |
28 | «Что за прелесть эти сказки!» | - Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина; - помочь в своеобразие их языка; - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). - воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. |
29 | «Айога» - чтение нанайской сказки. | - Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения; - учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»); - воспитывать отрицательное отношение к лени. |
30 | Н. Носов «Автомобиль» - чтение рассказа. | - Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; - учить оценивать поступки героев; - развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации; - воспитывать навыки коллективной творческой деятельности; - учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. |
31 | И. Крылов «Ворона и лиса» - чтение басни. | - Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; - учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; - обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); - развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни; - воспитывать честность и доброту. |
32 | Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций. | - Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; - учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; - воспитывать любовь к природе. |
33 | А. Твардовский «Рассказ танкиста» - чтение рассказа. | - Расширять знания детей о защитниках Отечества; - уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; - развивать воображение, поэтический вкус; - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. |
34 | В. Драгунский «Друг детства» - чтение рассказа. | - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; - закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); - осмысливать значение образных выражений. |
35 | Ознакомление с новым жанром – басней. «Стрекоза и муравей» - чтение басни И.А. Крылова. | - Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; - подвести к пониманию аллегории басни, идеи; - воспитывать чуткость к образному строю языка басни; - понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией. |
36 | Итоговая литературная викторина. | - Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; - закрепить знания о малых фольклорных формах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1004136-1517320382.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию (раздел чтение художественной литературы) "Викторина по сказкам" для детей подготовительной группы.
Я использую викторину как форму организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.Викторина-это атмосфера игры,которая создает дух соревновательности,вызывает желание у каждого ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915035-1491937981.jpg)
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-967760-1516945073.jpg)
Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"
Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968960-1509886035.jpg)
Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы .
Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы ....
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие» раздел чтение художественной литературы в режимных моментах первая младшая группа на 2020 – 2021 учебный год
Тематическое планированиенепосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие»раздел чтение художественной литературыв режимных мо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1305335-1611156000.jpg)
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий ...