Начальное экономическое образование и воспитание в дошкольном возрасте
статья

Попова Галина Викторовна

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ           В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.                                                                         Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнаёт, что такое «моё», « твоё», « наше»,  «цена» и пр. Задача педагогов и родителей – помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.                                                                        В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические, демонстрируют уровень нравственного развития ребенка – это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют сказать о том, что, старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К пяти-шести годам произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода, действия ребенка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознано и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.                                                        Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, даёт знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.                                                                                                 В рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования» работа в образовательном учреждении по экономическому образованию и воспитанию базируется на основе программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику».                                 Содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту.        Цель программы: формирование у дошкольников умения:        

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина, значимость которых следует возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость;
  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.                                                                        Как организовать занятия по программе?                                        Задача педагога – на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.                 Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников.        Одно из преимуществ программы «Тропинка в экономику» – игровая составляющая. Основной принцип – тематический подход в организации игровой деятельности. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить её содержание в воспитательно-образовательный   процесс.                                                         Взаимосвязано проходят сюжетно-ролевые игры: «Рекламное агентство», «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д.  На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать быстро, как «мастер своего дела».                 С интересом дети участвуют в рекламных играх. На занятиях рекламируют лучшие товары, подчёркивая тем самым их привлекательный внешний вид, преимущества, их функциональность. Даже если в качестве «объекта» предлагаются игрушки, ребята придумывают оригинальную рекламу: какие они добрые, красивые и как с ними можно играть.                                                                        Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.                 Занятия-путешествия («Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов», «Путешествие в страну сказок»), занятия-викторины («Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее»), занятия-развлечения («Город мастеров», «Ярмарка», «Как кот решил стать спонсором»), занятия-экскурсии (в школу, в пожарную часть, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц) делают процесс усвоения программного материала интересным и увлекательным.                                                                                Квест-игра наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.                         Особое место в курсе «Тропинка в экономику» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок», дети знакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем-теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» -  награда, расплата, убытки и т.д. В сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.                                 В образовательном процессе педагог находится в   позиции как непосредственного партнёра детей, включённого в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:                                                                                        1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;                2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.                        Виды совместной деятельности взрослого и детей:
  • Организованная образовательная деятельность. Традиционные занятия, игровые и сюжетные занятия, занятия-путешествия, экономические викторины. 
  • Совместная деятельность педагога с детьми. Ребусы, головоломки, загадки на тему экономики; чтение художественной литературы, театрализованные игры. 
  • Образовательная деятельность в режимных моментах. Формирование у детей полезных навыков и привычек; воспитание культуры поведения в быту, умения беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению.        Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счёт создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Примером самостоятельной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков («Моя будущая профессия», «Я помогаю близким», Мои добрые дела»), а также конкурс творческих работ, поделок («Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками»).                Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий в группе созданы:
  • игровая экономическая зона: дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами»;
  •  мини-мастерская «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста и др.);
  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • библиотека (книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», книги энциклопедического характера о происхождении денег; рассказы, стихи, песни, пословицы и поговорки о труде).                                                        В рамках экспериментальной деятельности и апробации программы А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» разработаны методические рекомендации по формированию экономической грамотности и организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.                                                                                        Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.                                                                        У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребёнка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.

Список использованных источников:

  1. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006.
  2. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Авторская разработка посвящена одной из актуальных проблем – экономическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

«Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»

laquo;Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»...

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста...

Реализация программы экономического образования с детьми старшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...

«Роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста»

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Психология в рамках Экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста

доклада в сборнике Всероссийской конференции по теме"Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения"Часто можно встретить такую формулировку &nda...

Тезисы к статье: « Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения.

Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление дошкольного учреждения. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад.- В современн...