Статья "Воспитание личности юного патриота"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Бакина Елена Валентиновна

Воспитание личности юного патриота

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_yunogo_patriota.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

« Воспитание личности юного патриота»

В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимо отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен. Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят: — когнитивный (знания, представления), — эмоциональный (чувства), — поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером. Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. Осуществляя эту работу с детьми, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность. Цель: Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Задачи: * учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; * прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери; * ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи * создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым; * побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Принципы: 1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития. 2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога. 3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности. 4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные. 5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям. 6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков. 7. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям. 8. Принцип игровой подачи материала — в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру. Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии: * личностно – ориентированный подход к детям; * личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач); * интегрированная система; * здоровьесберегающие технологии;

* игровые методы и приемы. Приоритеты: 1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели. 4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. 5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе. 6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам Мотивация * содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми; * социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку; * прагматическая — усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса. Содержание * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. Средства: — Примеры проявления героизма. — Взгляды на патриотизм в летописях. — Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). — Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее. — Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль — Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Условия — В ДОУ имеется кабинет изобразительной деятельности, музыкальный зал, физкультурный зал, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены; — обозначена система и последовательность работы по формированию у детей гражданственности, чувства любви к Родине; Взаимосвязь всех участников процесса: — с родителями: Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать. Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делились воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносили фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» — это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Мы хотим установить в детском саду красивую традицию проведения народных, фольклорных праздников с участием родителей («Уральские посиделки», «Масленица»), семейных конкурсов, походов, развлечений («Игры наших бабушек и дедушек»)… ………………. По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д. . Проводили работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей (беседы, консультации). Совместно с родителями и детьми периодически оформляли тематические выставки в книжном уголке ко Дню села , ко Дню Победы. По мере возможности участвовали в сельских праздниках, с тем, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха). . — с воспитателями: На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., — героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей, — создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой

деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др. — создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями), — старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя, — приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия), — воспитатели рассказывали, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми). — воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливали зимующих птиц, после снегопада расчищали дорожки, подсыпали свежий корм; окапывали снегом корни кустов и деревьев, стряхивали снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживали за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивали скворечники, убирали перегнившую листву, летом высаживали растения на клумбу, подсеивали на участке траву, собирали плоды и семена растений для корма птицам, укрывали на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовили кормушки для птиц. — Рассматривали журнал «Игрушки разных народов»), театрализованные представления, — разучили башкирские, русские, татарские игры, — некоторые дети с родителями посетили Челябинский краеведческий музей, где детей познакомили с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем крае. — со специалистами: — преподаватель по изодеятельности учит детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводит детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. — музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой; — физкультурный инструктор проводит подвижные игры разных народов нашей страны; Сильные чувства вызывают в детях ежегодное участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Каждый ребёнок приносит из дома цветок, и возлагает его к памятнику Воину-освободителю. Дети при стечении людей читают стихи о войне, поют патриотические песни, фотографируются, слушают марши и песни времён войны. Впечатления незабываемые и остаются надолго. Коммуникативная деятельность закрепляет социальные чувства, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Таким образом, вносится вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников. . Заключение Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убеждённости, вдохновения. Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие. Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. . Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с

гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Нашим детям есть чем гордиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем юного патриота

Воспитываем юного патриота    Одна из задач патриотического воспитания - это ознакомление дошкольников с родным городом и страной, где мы знакомим детей с историей своего народа, ...

Воспитываем юного патриота

Статья посвещена воспитанию патриотического самосознания у старших дошкольников на основе программы "Мир в твоих руках" Кургановой М.Б., Басмановой Г.О., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л....

презентация "Юный патриот"

У детей недостаточно сформированы художественно-нравственные и патриотические  ценности: любовь к родине , родным и близким, уважение и гордость за свой народ,...

проект "Юные патриоты"

ВОСПИТАТЕЛЬСКО-ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» I. Характеристика проекта По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.По времени проведения: ...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно- патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизиро...

Проект "Юные патриоты"

проект по реализации задач нравственно-патриотического воспитания....