:"КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья

Боканова Наталья Ивановна

Главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей.  И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:"КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Подготовила: воспитатель Боканова Н.И.

 Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого пре-подавателя, другие -- педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность педагогического процесса определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей.  И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль.

Каким должен быть внешний облик педагога?

 Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Неважно, какая прическа, главное, чтобы воспитателю она шла. Макияж легкий, почти невидимый, пастельных тонов. Если ногти накрашены, то неярким лаком. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике воспитателя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь учебное учреждение – это не цирк.

Качества, которые дети более всего ценят в воспитателе

 1) Чувство юмора.

2) Терпение.

3) Умение относиться ко всем ровно.

4) Справедливость.

5) Любовь к детям.

Высокая педагогическая культура –

условие успешной профессиональной деятельности учителя

1. П е д а г о г и ч е с к а я   к у л ь т у р а – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

П о к а з а т е л и   п е д а г о г и ч е с к о й   к у л ь т у р ы:

– состояние и качество воспитания;

– уровень образованности педагога;

– культура организации образования в учреждении;

– мастерство педагога.

Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.

Имидж педагога – условие успешной

профессиональной деятельности

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?Имидж - это целенаправленно формируемый образ; набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается образ кого-либо или чего-либо.В быденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в том, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия воспитателя детьми является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.   Другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!  

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Процессуальная составляющая имиджа - это профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.

Если человек имеет «ухоженный вид», он получает положительную самооценку и уверенность в себе.

Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура воспитателя.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает  ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.  

Владеть культурой речи – значит уметь говорить связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Одна из первостепенных задач воспитателя -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную  речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?  нет ли дефектов  звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?

Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.

Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности детей и употреблять  в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у воспитанников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т.д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. Недостаток словаря воспитателя -употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие небрежного речевого воспитания и отрицательного речевого влияния воспитателей.  

Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр.  

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Убыстренная речь  детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Правильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты речи.

Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.

Использовать в своей речи литературное произношение.

Стремиться  использовать в речи интонационные средства выразительности.

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.

Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений

Таким образом, настоящий педагог – это человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности.

Может кому- то понадобится. Это мой рефереат на тему "Культура речи педагога". Была сделана для  Профессиональной  Переподотовки....

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога

Статья для педагогв и родителей Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога...

Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность

laquo;Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность» Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОУ.Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогическ...

Интерактивные формы и методы работы методической службы как условие успешной профессиональной компетентности педагогов

Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирования интереса и мотивации педагогов к самообразованию, повышение уровня активности и самостоят...

мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности

Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности...

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога,проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональнойдеятельности. Это интегративное качество л...