Диагностический материал «Обучение детей игре в шахматы»
материал

Диагностический материал к Дополнительной образовательной программе

спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет

«Обучение детей игре в шахматы» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал к Дополнительной образовательной программе

спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет

«Обучение детей игре в шахматы» (1 год обучения)

Объекты оценки:

1. Уметь ориентироваться на шахматной доске

2. Знать и использовать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

3. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

4. Знать правила хода и взятия каждой фигуры

5. Уметь играть каждой фигурой в отдельности

6. Уметь правильно расставлять фигуры перед игрой

7. Уметь решать элементарные шахматные задачи

Диагностическая карта программы  спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы» (1 год обучения)

Объекты

оценки

Методы

диагностики

Диагностический

инструментарий

Уровень усвоения

программы

1.Иметь

представление о

шахматной доске,

ориентироваться

на ней.

- Наблюдение

- Дидактическая игра.

- Беседа.

- Шахматные

упражнения.

.

Дидактические игры:

«Прогуляйся по

улице», «Поднимись на

лифте»

- Высокий уровень – ребенок имеет представление о шахматной доске, хорошо ориентируется на ней.

- Средний уровень – ребенок справляется с заданием при оказании небольшой помощи взрослого.

- Низкий уровень – ребенок не имеет представления о

шахматной доске, затрудняется при ориентировке на ней

2. Знать и использовать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

- Наблюдение

- Дидактическая игра.

- Беседа.

- Шахматные

упражнения.

Дидактические игры: «Горизонталь» «Вертикаль

«Диагональ».

- Высокий уровень  - ребёнок умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

- Средний уровень – ребенок справляется с заданием при оказании небольшой помощи взрослого.

- Низкий уровень – ребенок не умеет находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

3.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- Дидактическая игра.

- Беседа.

- Шахматные

упражнения.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек»,

«Угадайка»,

«Секретная фигура»

«Угадай»

- Высокий уровень  - ребёнок знает,  различает и называет шахматные фигуры.

- Средний уровень – ребенок путает название шахматных фигур, справляется с заданием при оказании небольшой помощи взрослого.

- Низкий уровень – ребенок не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.

4. Знать правила хода и взятия каждой фигуры

- Наблюдение

- Дидактическая игра.

- Беседа.

- Шахматные

упражнения.

- Тренинг в парах

Дидактические игры: «Что общего?», «Один в поле воин».

«Лабиринт», «Перехитри часовых».

- Высокий уровень  - ребёнок знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

- Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью педагога.

- Низкий уровень – ребенок не знает ходы шахматных фигур и их отличия

5. Уметь играть каждой фигурой в отдельности

- Наблюдение

- Дидактические   игры.

-Тренинг в парах.

Дидактические игры:

«Сними часовых»,

«Кратчайший путь»

Тренинг в парах.

- Высокий уровень  - ребёнок понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

- Средний уровень – ребенок справляется с заданием с

помощью педагога.

- Низкий уровень – ребенок не умеет  играть каждой фигурой в отдельности.

6. Уметь правильно расставлять фигуры перед игрой

- Наблюдение

- Дидактические игры, упражнения

Шахматное

упражнение: «Расставь

фигуры в начальное

положение»

Дидактические игры:

«Мешочек», «Да и нет»

«Мяч»

- Высокий уровень  - ребёнок умеет правильно расставлять фигуры перед игрой

- Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью

взрослого.

- Низкий уровень – ребенок не может расставить шахматные фигуры на

шахматной доске в начальное положение.

7. Уметь решать элементарные шахматные задачи

- Наблюдение

- Дидактические игры.

-Тренинг в парах.

- Соревнования.

Дидактические игры:

«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»

«Атака неприятельской фигуры», «Дай шах»,

«Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах»

«Рокировка»

- Высокий уровень  - ребёнок умеет самостоятельно решать шахматные задачи, кратко и точно выражать мысли, имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

- Средний уровень – ребенок решает элементарные шахматные задачи с небольшой помощью

взрослого.

- Низкий уровень – ребенок не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат», не умеет решать элементарные шахматные задачи.

Протокол диагностического обследования детей 6-7 лет по программе  «Обучение детей игре в шахмат»

п/п

Ф.И. ребенка

Умеет ориентироваться на шахматной доске

Знает и использует шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

Знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

Знает правила хода и взятия каждой фигуры

Умеет играть каждой фигурой в отдельности

Умеет правильно расставлять фигуры перед игрой

Умеет решать элементарные шахматные задачи

Кол-во баллов

Уровень

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

Высокий уровень – 14-12 баллов,

средний уровень – 11-7 баллов,

низкий уровень – 6 баллов и ниже.

Высокий (2 балла):  Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний (1 балл): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

2 балла – знает, умеет, применяет самостоятельно; 1 балл - ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого; 0 баллов – ребёнок не справляется с заданием.

Приложение

Дидактические игры

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.

Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы....

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...