консультация для педагогов Речи медовые
консультация

Зененкова О.Л.

Консультация учителя-логопеда по гигиене голоса педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechi_medovye_dlya_pedagogov.docx80.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 8

консультация для педагогов

Речи медовые

или

как сохранить голос

C:\Users\Алексей\Pictures\1332758495_35138163_1226483377_c.jpg

16 основных правил гигиены голоса

1. Правильный режим голосовой нагрузки, чередование периодов работы и отдыха.

2. Правильная техника пения или длительного «говорения»; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

3. Избежание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика, визга, несвойственных именно вашему типу голоса.

4. Запрещение пения во время месячных.

5. Ограничение больших голосовых нагрузок на открытом воздухе при температуре ниже +5 Со, в условиях шума от движения городского транспорта.

6. Избежание длительной монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотного голоса.

7. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.

8. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

9. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение на это время от работы.

10. Работа в чистых помещениях с достаточной влажностью.

11. Избежание контакта с пылью и вредными химическими веществами.

12. Избежание резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

13. Правильная работа с микрофонами ораторов, артистов школьной самодеятельности, ведущих культурно-массовых мероприятий, которые, используя микрофон, чрезмерно повышают голос. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.

14. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

15. Своевременное лечение лор-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.

16. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) по технике правильного применения голоса лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использования голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки.

Упражнения для тренировки мышц рта, челюсти, губ, языка

  1. Сжать челюсти как можно сильней, затем расслабить их, мысленно «подвесив» к нижней челюсти гирю.Все упражнения повторять по 6-8 раз.
  2.  Опустить подбородок на ладонь, собранную в кулак, упираясь в кулак нижней челюстью, давить на него; одновременно кулак «давит» на нижнюю челюсть; упражнение делать в течение 1-2 минуты, через паузу повторить; упражнение хорошо «убирает» сквозьзубость, расслабляет нижнюю челюсть.
  3.  Надуть щеки и массировать их, постукивая по ним, выдыхая воздух на сочетание [пф].
  4.  Язык напрячь, придав ему форму «иголочки»; особенно напряжен кончик языка.
  5.  «Иголочка» упирается в нижние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. «Иголочка» упирается в верхние  зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны.
  6.  Наш язык - «часовая стрелка», а нижняя часть лица - от носа до подбородка - «циферблат»; язык к носу - «полдень»; язык вправо - «три часа дня»; к подбородку - «шесть вечера», язык влево - «девять часов вечера», к носу - «полночь» и еще круг; теперь часы испортились, и часовая стрелка пошла в обратную сторону: «полночь», «девять», «шесть», «полдень» и т.д.
  7.  «Горочка» - кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней их стороны; середина языка выгнута и касается верхнего неба (язык напряжен); держать язык в таком положении 1 минуту.
  8.  Тренировка языка движением вправо-влево.
  9.  Достать языком до подбородка (растягиваем корень языка); упражнение делается сначала медленно, затем - на относительно большой скорости 6-8 раз.
  10.  «Толчки» или «уколы» языком попеременно в правую и левую щеки (на большой скорости); упражнение повторить 5-8 раз.
  11.  Рот закрыт; язык вращается по кругу перед зубами вправо на большой скорости.
  12.  То же упражнение, но только влево.
  13.  Челюсти плотно сомкнуты; вытянуть губы «трубочкой» и напрячь их; упражнение длится 1 минуту.
  14.  «Трубочка» вправо-влево (на большой скорости). «Трубочка» вверх-вниз (на большой скорости)
  15.  «Скольжение» - натянуть верхнюю губу на верхние зубы; начинать упражнение нужно плавно, медленно, постепенно увеличивая скорость.
  16.  «Скольжение» - натянуть нижнюю губу на нижние зубы.
  17.  «Скольжение» обеими губами одновременно.
  18.  Опустить голову вниз (к груди), одновременно выдыхая на сочетании звуков [пф], затем добрать воздух через нос и, выдыхая на [пф], вращать головой по кругу вправо.
  19.  То же упражнение, но вращать головой влево (эти упражнения хорошо расслабляют мышцы шеи).
  20.  Голову, опустить к груди, одновременно выдыхая на [пф]; добрать воздух через нос; запрокинуть голову назад, выдыхая на [пф].Примечания:а) выдох на [пф], который постоянно используется в работе над техникой речи, тренирует губы и активизирует работу нижнебрюшных мышц, что способствует формированию «опоры» голоса и речи;б) после серии упражнений рекомендуется расслаблять губы, делая для этого ими движения, подобные тому, как фырчат лошади - фф-рр-фф-рр...; это упражнение повторять периодически после того, как устанет речевой аппарат.Необходимо помнить, что процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения нужно довести путем длительной постоянной работы до автоматизма.Гласные звуки составляют мелодику речи, так как в них заключены основные качества: высота и сила звука. Согласные звуки делают нашу речь четкой и ясной. Работая над текстом, помните о словах К.С. Станиславского: «Гласные - река, а согласные - берега». Оформляйте свою речь.

Упражнения для голосовых связок

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию  узелков, восстановлению смыкания связок.  

Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.

В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):

1.Представили, будто полощем  горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.

2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.

3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.

5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".

6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

6. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево", постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" ( следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам".

Следующий этап:

Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок "Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Речь педагога как пример для детей"

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражительная речь....

консультация для педагогов Речь педагога

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом  непрерывное совершенствование  своей речи, что бы основательно зна...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

Консультация для педагогов "Речь педагога - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к речи педагога ДОУ"

Воспитатель является примером для подражания, образцом поведения и культуры. Не только поступки, но и красивая, грамотная речь будет служить эталоном для ребенка дошкольного возраста....