Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
статья (средняя группа)

 Ирина Александровна Зембеля

Основные достижения у детей среднего дошкольного возраста:

 - развитие игровой деятельности;

- появление ролевых и  реальных взаимодействий;

- развитие изобразительной деятельности, конструирования по  замыслу и планирования;

- совершенствование восприятия;

- развитие образного мышления и воображения;

- эгоцентричность познавательной позиции;

- развитие памяти, внимания, речи;

- развитие познавательной мотивации;

- формирование потребности в  уважении со  стороны взрослого, появления обидчивости, конкурентности, соревновательности со  сверстниками;

- дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_4-5_let.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста 

(4–5 лет)

        У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):

- совершенствуется ориентация в пространстве;

- возрастает объем памяти, дети могут запомнить до 7–8 названий предметов, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.;

- развивается образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, могут строить по  схеме, решать лабиринтные задачи;

- развивается предвосхищение;

- развивается воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и  произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;

- увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он  способен удерживать в  памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие;

-  улучшается произношение звуков и  дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы;

- развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил;

- изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес;

- формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен;

- взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Поэтому появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры и появляются конкурентность и соревновательность. Последняя особенно важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я»  ребенка, его детализации.

        В данном возрасте активно начинают появляться ролевые взаимодействия в  игровой деятельности. В процессе игры роли у детей могут меняться, а игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры, происходит разделение игровых и  реальных взаимодействий детей. Активно развивается изобразительная деятельность:

- рисунок становится предметным и детализированным;

- графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей;

- дети могут рисовать основные геометрические фигуры;

- вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

        Начинают формироваться навыки конструирования по  собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Постройки из строительного материала усложняются и могут включать 5–6 деталей.         Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость и координация движений. Дети удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды и усложняются игры с мячом.

        К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым, они могут:

- называть форму, на которую похож тот или иной предмет;

- вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты;

-  упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету и выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Основные достижения у детей среднего дошкольного возраста:

 - развитие игровой деятельности;

- появление ролевых и  реальных взаимодействий;

- развитие изобразительной деятельности, конструирования по  замыслу и планирования;

- совершенствование восприятия;

- развитие образного мышления и воображения;

- эгоцентричность познавательной позиции;

- развитие памяти, внимания, речи;

- развитие познавательной мотивации;

- формирование потребности в  уважении со  стороны взрослого, появления обидчивости, конкурентности, соревновательности со  сверстниками;

- дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацией.

Список использованной литературы:

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание  "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста."

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)."...