Достижения периода раннего детства
методическая разработка

Тадевосян Ануш Рубиковна

Достижения периода раннего детства

Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.

Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.

Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.

В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.

В организме ребенка происходят серьёзные изменения:

  • Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
  • Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
  • Повышается работоспособность нервной системы;
  • Прогрессирует физическое развитие:

- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;

- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;

- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.

 

Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.

Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)

Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои  права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»

Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:

  1. Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
  2. упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
  3. строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
  4. своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
  5. бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
  6. обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
  7. деспотизм по отношению к близким людям.

Период с 2 до 3 лет отличается  от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

  • Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.

 

  • Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.

 

  • Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.

 

  • Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.

 

  • Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.

 

  • Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.

 

Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.

 

 

 

 

Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах

Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.

Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:

- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;

- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
  • Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
  • Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
  • Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:

  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.

Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:

  • Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
  • Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
  • Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
  • Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
  • Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
  • Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Достижения периода раннего детства

Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.

Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.

Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.

В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.

В организме ребенка происходят серьёзные изменения:

  • Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
  • Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
  • Повышается работоспособность нервной системы;
  • Прогрессирует физическое развитие:

- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;

- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;

- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.

Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.

Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)

Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои  права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»

Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:

  1. Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
  2. упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
  3. строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
  4. своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
  5. бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
  6. обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
  7. деспотизм по отношению к близким людям.

Период с 2 до 3 лет отличается  от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

  • Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.
  • Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.
  • Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.
  • Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.
  • Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.
  • Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.

Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.

Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах

Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.

Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:

- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;

- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
  • Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
  • Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
  • Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:

  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.

Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:

  • Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
  • Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
  • Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
  • Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
  • Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
  • Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Закономерности периода раннего детства".

         Тема: «Закономерности периода раннего детства»   «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995г.) обязывает дошкольные учре...

Роль отца в развитии ребенка период раннего детства.

     Во все времена, во всех культурах роль папы в охране здоровья и развитии ребенка в воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как второстепенная. Мужчина...

Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью

Статья содержит анализ литературы по проблемам речевого развития детей раннего возраста. Рассмотрены периоды лексического развития ребенка. Дан список литературы по данной теме....

Особенности периода раннего детства и его значение.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человекупсихофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильноосуществляемое воспитание детей раннего возраста являе...

Консультация для родителей "Особенности периода раннего детства и его значение"

Консультация для родителей  "Особенности периода раннего детства и его значение"...

Особенности развития ребенка в период раннего детства

Чтобы трудиться в современном мире, нужно многому научиться, на что требуется порядка двадцати лет. Но всѐ, чего достигает человек в своем развитии за эти два десятка лет, оказывается равносильным его...

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА...