Родительское собрание в 1-ой младшей группе «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Карсакова Светлана Александровна

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_mladshey_gruppe.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка

детский сад №23 г.Орла

Родительское собрание

в 1-ой младшей группе «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Воспитатель:

Карсакова С.А.

Орел

Цель:

Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.

Подготовка:

- Оформить каждому родителю приглашение выполненное детьми в виде аппликации;

- Оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты»«Как отвечать на детские вопросы»

Ход собрания:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

- Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на наших родительских собраниях. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Сегодня мы поговорим об экспериментальной деятельности.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

- Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия каждый день: то он впервые узнает, что сосулька зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познавать часто подводит детей: ребенок режет салфетку, потрошит игрушку с целью узнать, что там внутри и почему она двигается. Этим малыши нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство.

С каждым годом возрастает их любознательность к окружающему миру. Часто возникают вопросы«Что это? Из чего сделано? Для чего?» Недаром детей называют почемучками.

- Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так:

«Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье!

Не трогай песок руками, он грязный!

Возьми лопатку!

Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!

Выбрось это, где ты только такое находишь?

Лучше покатайся на качелях!

Брось камень, испачкаешься!

Не смотри по сторонам, а то споткнешься!

Лучше смотри под ноги!»

- Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?

Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

- Послушайте замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

- Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Работа с памятками.

Перед вам памятки «Как отвечать на детские вопросы» Какие из советов вы считаете основными, с какими не согласны? Какой из советов вы считаете самым главным в развитии любознательности ребенка? Почему?

А сейчас мы приглашаем вас в опытно- экспериментальный центр 

1 часть . «Настольные игры» - которые помогают развивать познавательную активность детей. Например«Четвёртый лишний»,

«Что не подходит?»«Где я это видел?»«Из чего мы сделаны»,

«Одинаковое – разное»«Времена года»«Противоположности»

Словесные игры«Назови признаки» (давайте поиграем в эту игру)

«Сравнение» (например: чем отличается слон от волка)

«Почему?» (почему котята резвятся, а кошка - нет? И др.)

- Ценность этих игр заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Мы предлагаем вам проиграть несколько игр, которые развивают у детей любознательность.

1. «Загадка»

- Вы видите изображения овощей. Вам нужно придумать загадку об одном из них, что бы дети могли отгадать ее.

2. «Чья тень?»

Художник нарисовал только тени овощей, угадайте каких?

На столах лежат карточки – трафареты: репка, лук, морковь, огурец, свекла, горох, редиска, помидор, баклажан, тыква.

3. «Вершки – корешки».

На столах лежат карточки с изображением овощей, вы должны назвать, что употребляем в пищу у того или иного овоща (вершки или корешки).

4. «Несуществующее животное»

Посмотрите на картинки. Это несуществующие животные. Давайте вместе придумаем им названия. А теперь побудем фантазерами. Ваше задание нарисовать свое вымышленное животное и дать ему название.

2 часть. «Загадочный» загадки помогают ребенку стать наблюдательным и любознательным.

- Предположим вы загадали загадку: На небе белое, похоже на вату. Ребенок ответил «Облако». Будете ли вы удовлетворены ответом? Какие вопросы ему зададите? (Почему ты догадался, что это облако? Почему облако назвали ватой?

3 часть. Опытно-экспериментальная

Сейчас мы предлагаем вам провести несколько простых опытов, которые вы сможете повторить дома и заинтересовать своих детей, интересно провести досуг.

Опыт № 1. "Волшебные бумажки"

Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите и надуйте обычный воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.

Поднесите шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы "примагнитить" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.

Опыт № 2 «Угадай на ощупь»

Завяжем глаза. Попробуй на ощупь угадать, что лежит у меня в мешочке?

Опыт № 3. Почему апельсин не тонет.

Наберите в емкость воды и опустите в нее апельсин. Апельсин плавает  Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: апельсин утонул.

- Такие опыты вы можете провести и с другими фруктами и овощами. Еще можно предложить ребенку угадать фрукт или овощ по вкусу, запаху, на ощупь. И это тоже будет маленькое исследование: у фрукта (овоща) есть свой неповторимый вкус, аромат, структура поверхности.

Для организации опытов не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

- Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

- Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных опытов и экспериментов.

Для опыта понадобятся несколько одинаковых мисочек, несколько поролоновых губок разного размера и цвета, вода. Такой опыт хорошо проводить, если в семье не один ребенок.

«У меня на столе несколько одинаковых мисочек и губки. Нальем немного воды в мисочку. Как ты думаешь, какая из губок наберёт в себя больше воды. Отожми воду в приготовленные пустые мисочки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу?» Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Во время опытов и экспериментов дети испытывают восторг, удивление от увиденного. В процессе игр – экспериментов у детей развиваются:

-мелкая моторика (игры с песком, мукой, крупами, мелкими камушками и бусинками);

-воображение (Что случится с льдинкой в группе? Полетит ли перышко, если на него подуть);

-память, внимание (посмотрю, запомню, дома расскажу маме);

-речь (дети учатся высказывать свое мнение, делать выводы, умозаключения);

-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит в тепле - растает).

- Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.

- Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

- Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.

Памятка

Как отвечать на детские вопросы:

1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А ты думаешь как?"

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Из опыта работы: "Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Данный материал поможет педагогам ответить на вопросы:" Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»  Подготовила: воспитатель Салопова В.А. 2019г....

Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности

      Развитие познавательной активности  детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое знач...

родительское собрание во второй младшей группе"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье"

Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в пр...