«Театрализованная игра как средство развития гуманных качеств у дошкольников»
консультация (младшая группа)

Бутова Татьяна Викторовна

 «Театрализованная игра как средство развития гуманных качеств у дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie20dlya20vospitateley.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС 10 “Ромашка" пгт.Новомихайловский МО Туапсинский район

Доклад

 «Театрализованная игра как средство развития гуманных качеств у дошкольников»

Подготовила:

Бутова Т.В.

2020г.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

А.С.Макаренко.

Проблема установления межличностных отношений является одной из актуальных, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, отмечаемых в последнее время в виде жестокости и повышенной агрессивности, имеют свои истоки в дошкольном детстве.

В каждом детском коллективе разворачивается сложная система межличностных отношений. Дети дружат, ссорятся, мирятся. Все эти отношения остро переживаются детьми и окрашены разнообразными эмоциями. Сфера детских отношений всегда более эмоциональна и экспрессивна, чем сфера общения со взрослым. Взрослые порой не подозревают о такой палитре чувств и отношений, которую переживают их дети. Однако, опыт первых отношений со сверстниками, по мнению Е.Н. Тоцкой, является тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. И не всегда этот опыт складывается удачно.

Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного и гуманного отношения к людям является одной из важных задач нравственного воспитания, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В исследовании О.В. Авраменко отмечается, что гуманно воспитанные дети очень общительны; уровень их общительности во многом зависит от социального опыта, который ребенок приобретает с помощью взрослого.

По мнению Т.А. Репиной, взрослый выполняет роль «социального проводника», который определяет, чему, как и когда учить дошкольника, чтобы его адаптация к социальному миру состоялась.

По утверждению В.В. Абраменковой, формирование гуманизма у дошкольников необходимо начинать с выявления особенностей становления в сознании и поведении ребенка ценностного отношения к окружающему миру и другим людям, что может быть присвоено старшим дошкольником в конкретной социальной ситуации развития.

Так как специфика гуманных отношений определяется деятельностью, то основным подходом в изучении данного вида отношений старших дошкольников является деятельностный подход.

Ведущим видом деятельности дошкольников, в котором мы можем наблюдать за взаимодействием и взаимоотношениями дошкольников, является игра.

Одним из наиболее привлекательных видов игр для детей становится театрализованная игра, которая является не просто средством социализации ребенка, но и важным условием для осознания способов позитивного доброжелательного взаимодействия. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевой-игры, это игры, близкие ктеатру; развиваются по заранее подготовленному сценарию (сказке, стихотворению…). 

Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Театрализованные игры, в отличие от сюжетно-ролевых, развиваются по определенному сценарию, в основе которого лежит содержание конкретной сказки, рассказа или стихотворения. По тематике и содержанию театрализованные игры обладают нравственной направленностью. Известные всем персонажи становятся примерами для подражания. Желание быть похожим на литературного героя позволяет через театрализованную игру оказывать воздействие на детей. Примеряя чей-то образ, ребенок подражает и присваивает характерные ему черты. Исполняя роль, ребенок приобретает нравственный опыт, умение вести себя в соответствии с нравственными нормами.

Кроме того, театрализованная игра создает условия для эмоционального развития дошкольников. Именно в театрализованной игре дети могут познакомиться с эмоциями и чувствами разных героев, осознать причины их поведения и настроения.

Основные требования организации театрализованных игр:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса (необходимы, как и сюжетно-ролевые-игры);
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. 

Методические приемы

  • Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  • Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  • Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  • Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  • Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  • Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
  • Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
  • Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
  • Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Задачи театрализованной деятельности в детском саду:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Роль педагога в организации и проведении театральных игр очень велика. Она заключается в постановке перед детьми достаточно четких задач и передаче инициативы детям. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее), на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

   Таким образом, театральная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР

На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

                  Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

Семинар- практикум для педагогов на тему «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольника»

В семнаре- практикуме  раскрывается роль подвижной игры в развитии и воспитании основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Даются краткие рекомендации по подготовке к игре её органи...

Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников

Подвижная   игра  как средство развития  физических  качеств у  дошкольников...

Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников

Подвижная   игра  как средство развития  физических  качеств у  дошкольников...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....