Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»
статья

Валиева Гульназ Камилевна

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»

Формирование основ моральных качеств человека начинается уже в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина РФ. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для  человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. 

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [1].

И в нашем МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 37» города Нижнекамска Республики Татарстан   стоит  вопрос нравственного воспитания детей через экологическую деятельность средствами устного народного творчества. Чтобы решить её, в своей работе  мы широко  используем фольклор татарского и русского народов во всех его проявлениях, такие как сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы, игры и т.д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты национального характера народов, присущие им нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В народном фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача - раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

В детском саду ведется работа по приобщению детей к народной культуре через знакомство с народными традициями. Именно здесь фокусируем наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Мы рассказываем детям о хлебосольстве и гостеприимстве народов, раскрываем детям взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями  народов, стараемся  вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации. Активно участвуем с  детьми  в народных праздниках. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

- Рождество. В непосредственно – образовательной деятельности  мы разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь, вместе с детьми готовим рождественские подарки.

- Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы на территории детского сада;

- обязательное празднование именин по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.

- праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми;

- Навруз (встреча нового года), «Карга боткасы» - эти праздники с народными играми, шутками и прибаутками, рассказываем стихи, песни, потешки, дети угощаются кашей (пшеной, гречневой), что символизирует плодородие вновь приходящего года;

- памятные даты (дни рождения известных татарских и русских поэтов и писателей  Г.Тукая, М.Джалиля, А.С.Пушкина, М.Лермонтова, С.Я. Маршака; дни рождения города и Республики и т.д. и т.п.)

Большую помощь в подборе музыкального репертуара (певческого и танцевального) оказывает музыкальный руководитель детского сада, исполнить любую роль на праздниках готов каждый педагог. Только совместная работа всех сотрудников ДОУ помогает донести народную мудрость, трудолюбие, доброту, юмор в доступной и понятной для детей форме. Нами собран богатый материал досугов и праздников для детей каждой возрастной группы, сделаны  на целый год подборки русских и татарских народных праздников с названиями, народными приметами и именинниками, разработаны конспекты занятий. Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми мы  проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.  Так как наш детский сад занимается углубленным изучением татарского языка, мы непосредственно ведем свою работу на двух государственных языках. В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям татарского народа,  мы используем татарский фольклор и детскую национальную литературу. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах не ставим  целью запоминание национальной принадлежности фольклорного материала. В старших группах рассказываем  о том, что наша страна многонациональная. Подводим детей к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор. На ОД часто используем  татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте, о временах года. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей. Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Знакомим  детей с бытовыми сказками и сказками о животных: «Саран и юмарт» («Скупой и щедрый»), «Хвосты», «Три дочери» и т.д.; с замечательными сказками основоположника татарской детской литературы Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране». Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. История республики, её государственные символы очень интересны детям. Они узнают о государственном флаге, гербе и гимне. Ознакомление с государственными символами родной республики – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. На этих занятиях у дошкольника формируются понятия – любовь к Родине, природе преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – пробуждается чувство патриотизма. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей Родины, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. На ОД дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.

Таким образом, наши углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре, имеет положительные результаты:

- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

- развита эмоционально-волевая сфера;

- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, к своему народу, к родной природе.

Работая с детьми в данном направлении, мы не исключаем и работу с родителями, заостряя их внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного развития их ребенка. Эта работа ведется через семинары - практикумы, методические рекомендации, анкетирование, выставки завершенных работ родителей и детей в домашних условиях, открытые занятия для родителей. Родители стали откликаться на просьбы детей и воспитателей. Конечно, не все родители активны, но все же некоторые проявляют повышенный положительный интерес. А это уже достижение!

Высокие результаты в нравственном развитии через экологическую деятельность  детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми и родителями, при взаимной заботе воспитателей и родителей в поддержании авторитета взрослых в глазах детей, и наоборот – авторитета детей в глазах сверстников и взрослых. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Эффективность нравственного и экологическое  воспитания детей повышается, когда родители будут очень внимательно прислушиваться и выполнять советы воспитателей и специалистов и обязательно действовать сообща.

\

Использованная литература.

  1. В. И. Ядэшко. , Ф. А. Сохина «Дошкольная педагогика».-  М.:               « Просвещение»,  1978.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

laquo;Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

laquo;Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....