Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в ДОУ» (из опыта работы)
статья

Анисимова Марина Рауфовна

В настоящее время с введением ФГОС ДО здоровьесбережение и физическое развитие детей являются одним из приоритетов в деятельности дошкольных образовательных организаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shishkina_m.r.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Шишкина Марина Рауфовна

Инструктор по физической культуре

1 квалификационная категория

МАДОУ детский сад № 2 «Росинка»

Свердловская область, г. Кировград

«Использование  здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в ДОУ»

(из опыта работы)

В настоящее время с введением ФГОС ДО здоровьесбережение и физическое развитие детей являются одним из приоритетов в деятельности дошкольных образовательных организаций. Основаниями этому служат снижение показателей состояния здоровья, высокая  степень заболеваемости, возрастание количества детей,  страдающих ожирением, дефицитом движений и нуждающихся в психокоррекции.

Учитывая нынешнее состояние здоровья моих воспитанников,  я пришла к выводу, что необходимо пересмотреть систему работы  по укреплению и сохранению здоровья детей, найти средства,  новые формы взаимодействия с семьей воспитанников для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья. Мониторинг здоровья детей позволил наиболее полно представить причины возникновения проблемы и увидеть ее основу. Для решения проблемы я пришла к выводу, что следует остановить свой выбор на разработке  и внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья личности, формированию у них валеологической культуры.

  Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.  Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для решения этой проблемы я в своей деятельности поставила следующие приоритетные задачи:

-формирование базы данных о здоровье детей, мониторинг состояния здоровья и психического развития детей при поступлении в ДОУ и до выпуска в школу;

-создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей;

-внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности;

-взаимодействие с родителями.

Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы мои дети, переступая  порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,  но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Я, как педагог, являясь участником этого общего процесса, в своей практической деятельности применяю различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые используются в  различных видах двигательной деятельности детей и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья;  технологии обучения ЗОЖ;  коррекционные технологии. 

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

Физкультминутки с элементами закаливания.

Физкультминутка провожу с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем вновь переключить их на продолжение занятия.  В физкультминутку включаю упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, приседанием, подскоками в быстром темпе. Можно включать и упражнения для мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз.

Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в физкультурном зале - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Игры помогают нам  лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, это позволяет  найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в своей работе  я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  использую наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Оздоровительный бег. Реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Степ-аэробика. Детям нравится и степ-аэробика. В ряду наиболее эффективных комплексов оздоровительной гимнастики техника степа - самая простая в исполнении и эффективная. Она позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов - повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией.

Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Фитбол-гимнастика. Это новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки. Внедрение фитбол-гимнастики повышает эффективность физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Одна лишь правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, способствует формированию правильной осанки, а поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Для улучшения функции внешнего дыхания в утреннюю гимнастику включаю  дыхательные упражнения (звуковую гимнастику).

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного образования  Детство/ Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др, по которой работает наше учреждение (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья».

Внедрение  валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. Образовательная работа состоит из тем: «Вот я какой» «Чтобы быть здоровым» «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» «Наши органы дыхания» «Наши органы слуха» «Как сохранить хорошее зрение» «Язык и зубы» «Скелет и мышцы» «Сердце и желудок» «Правила на всю жизнь»

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни (мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания, фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе).

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.  Он благоприятствует психоэмоциональной  устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж провожу в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. 

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те  двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения НОД.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни, способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо–эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.

Список использованной литературы:

  1.  «Зеленый огонек здоровья», М.Ю. Картушина
  2. «Здоровый дошкольник», Ю.Ф. Змановский
  3. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Еременко Н.И.  
  4. «Как воспитать здорового ребенка», Алямовская В.Г.  
  5. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Егорова
  6. «Физическое воспитание и развитие дошкольников», Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Повышение знаний о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование единого подхода к методам ...

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

В статье описываются технологии помогающие поддерживать хорошее здоровье  у детей дошкольного возраста...

Физкультурно-оздоровительный проект "Нетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".

                        Физкультурно-оздоровительный проектНетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий ...

План самообразования по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

План по самообразованию направлен на создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспи...

Самоанализ работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» в подготовительной группе «Созвездие» 2019 год

На начало учебного года по охране и укреплению здоровья были поставлены следующие задачи:- повышение иммунитета детей;-воспитание культурно-гигиенических навыков;-формирование потребности в ежедневной...