Презентация "Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников"
презентация

Романова Ирина Олеговна

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников

       В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

      Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

     Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

     Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

       Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

   Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста , в чем я убедилась на практике, является коллекционирование

Технология «Коллекционирование»

     Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует  развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Для формирования познавательной активности  дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.   Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки,  календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад  ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, фантики а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.  Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют  его познавательную  деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама,  папа и окружающие его взрослые  поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

     Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям  ФГОС;  в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;

      Цель данной технологии -  развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством  создания коллекций.

        Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; 
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  • способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления  коллекции и сбора материала; 
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

       Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

     Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

      Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и  дети приносят  их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних  - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. 

        Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые  разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

    Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

 

        Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.

       На классификационную таблицу прикрепляются замещающие  картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома,  что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

      К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости  помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

   Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними.  Учитывается также и  природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам,  при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

       В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

        Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской  деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира),
  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры,
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд,
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий,
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.,
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты,
  • в конструировании.

         Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);  в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

        Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И  наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то  птичье перышко или улетающий осенний листок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kollektsionirovanie.ppt875.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников Выполнила: Романова Ирина Олеговна

Слайд 2

Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Слайд 3

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений.

Слайд 4

Задачи: формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; способствовать проявлению избирательных интересов; развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; расширять кругозор воспитанников; прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; формировать бережное отношение к хранению коллекций; обогащать и активизировать словарь детей; активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Слайд 5

Коллективные (групповые) коллекции

Слайд 6

Домашние коллекции

Слайд 7

Индивидуальные коллекции

Слайд 9

Коллекция может использоваться в различных видах детской деятельности: в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира), в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры, в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд, в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий, в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п., в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты, в конструировании.

Слайд 10

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.

Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...

«Поисково-экспериментальная деятельность в ДОУ, как одна из эффективных технологий при реализации программ дошкольного образования»

«Поисково-экспериментальная деятельность в ДОУ,  как одна из эффективных технологий при реализации программ дошкольного образования»...

Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...