Методическая разработка по теме""«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
методическая разработка (средняя группа)

Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей.Несомнено,основы развивающей личности  закладываются в детсве.Рисование-важнейшее средство эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

                                                                          «Дети должны жить

                                                                                 в мире красоты, игры,

                                                                                   сказки, музыки, рисунка

                                                                                 фантазии и творчества!

                                                                                             Василий Сухомлинский

 «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир» Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Изобразительная деятельность, включающая рисование, большое значение для развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое.

 Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом.   Задача  педагога–  опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

 Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

С самого раннего возраста дети пытаются выразить свои впечатление об окружающем мире в своих рисунках через визуальные ощущения. С самого начала в «картинах» созданных детьми, так называемые «каракули», понятны только им «художникам».В малом возрасте детям не нужны краски, кисти, карандаши. Малышам  достаточно применить свои пальчики, ладошки например рисовать на запотевшем окне, палочкой на песке.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от  простого, к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности  совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционные техник рисования, потому что она интересно мне и моим малышам. Ребятишки очень охотно включаются в процесс рисования, а после своего художества эмоционально реагируют на результат своего труда - свой рисунок. Маленькие «художники» с удовольствием демонстрируют свои рисунки своим родителям.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

 

Актуальность и новизна.

Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное  самовыражаться.  

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе  предметно  -практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте. Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
  2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

 

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком»(жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком  (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала   от простого к  сложному,  а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 4-5 лет, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья (см. приложение № 1)

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет  тычка. Если   тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку (см. приложение №2).

В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью. 

Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый. 

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает. 

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками. 

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план (см. приложение №7) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования  развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художе...

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явн...

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»...

Методическая разработка "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"

quot; Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности "...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

quot;Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...