«От изодеятельности к творчеству»
статья

Салтыкова Ольга Юрьевна

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычкак труду, улучшается работа психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Творчество художника — это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Творческий процесс включает в себя возникновение идеи, замысла; вынашивание замысла, его реализацию. И заканчивается он появлением художественного образа.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежные лошадки», а небо помещается в бутоне цветка. Воспитатель должен предлагать детям такое содержание для рисунка, лепки или аппликации, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом, с присущими только ему выразительными чертами.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения. Необходимо обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Чтобы создать образ ребёнок должен уметь передавать присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Выразительные черты в работах младших дошкольников носят непреднамеренный характер. Т. С. Комарова выразительность рисунков 2-4 летних детей видит в разнообразии форм, их линейных контурах, цветовых, красочных пятнах. Не владея в этот период достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала! А это мальчик бежит за машиной»,— говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу, изображая движение.

Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, лепке часто отсутствуют самые существенные детали.

Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов, но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла. В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального. Например, ребенок лепил Машу-растеряшу, потерявшую башмак. Башмак был изображен стоящим на стуле. Девочка старалась вылепить его как можно детальнее, вплоть до шнурков и дырочек для них. Сама же Маша, залезшая в поисках башмака под стул, изображена очень обобщенно. Видимо, для ребенка самым существенным было в данной сцене то, что именно ищет Маша.

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет ребёнок сначала воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Познакомившись со многими цветами, дети 4—5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов.

С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные. Например, Бабу Ягу дети рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — Василису Прекрасную, Ивана-царевича — разнообразными яркими красками. Иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить, например, на рисунке бабочки по размеру больше самих детей, иначе нельзя на этих бабочках нарисовать красивые узоры.

В старшем дошкольном возрасте дети могут передавать в рисунке изображение предметов в движении, но все же выражение динамики является сложным для ребёнка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Вся композиция рисунка младшего дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма также помогает создать композиционно заполненную картину. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения.

Большое значение для успешного обучения и развития творческих способностей детей имеют игровые приёмы, применяемые на занятиях по изодеятельности. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим мишке домик»«Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок проговаривает: «Посажу божью коровку на листочек, сейчас она как будто ползёт. А сейчас ещё одна прилетит». Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Применение игровых задач должно быть связано с учетом знаний детей, иначе у детей будет потерян интерес к занятию.

Часто воспитателям приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут интересны. И действительно, детей привлекает новизна предметов, игрушек. При этом замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. Например, в группе любимая игрушка – Мишка. Дети с интересом воспринимают любимый персонаж в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми, стараются позаботиться о медвежатах или научить глупого Мишку той или иной деятельности.

Игровые приёмы зависят также от игрового материала. Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных, картин и т. п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т. п.).

Для развития творчества детей необходимо практиковать различные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой- либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре). При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумагой разной фактуры, красками, кружево, ткань, бросовым материалом. Большой простор для детской фантазии и творчества представляет использование нетрадиционной техники рисования. Это и пальцевая живопись, ладошками, костяшками пальцев, кулачком, различные печатки, рисование мятой бумагой, рисование по мокрой бумаге, кляксография, ниточкой и т. д.

Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие – организация наблюдений за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в их рисунках, лепке, аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творчества детей в изодеятельности»

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Педсовет № 4 от 30.03.2012 год. Тема: Развитие творчества и фантазии дошкольников через интеграцию искусств - изодеятельность и литературу.

Педсовет № 4 от 30.03.2012 год.Тема: Развитие творчества и фантазии дошкольников через интеграцию искусств  - изодеятельность и литературу....

Художественное творчество НОД по изодеятельности (Пластилинография). Тема: « Красивые осенние деревья»

Тема: « Красивые осенние деревья»Задачи. Воспитательная: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы, вызвать интерес к созданию...

Планирование по теме «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности»

Пояснительная записка.Очень важную роль в развитии психических процессов ребёнка играет ранний возраст и одним из значимых и актуальных занятий в данном возрасте является рисование. Рисование - очень ...

Консультация для воспитателей "От изодеятельности к творчеству"

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Каждый ребёнок по своей природе – творец....