Проект ТВИГИС
проект (средняя группа)

Хитрова Олеся Александровна

Проблема познавательной инициативы и творческой активности одна из наиболее трудных в педагогике. Развивающемуся обществу нужны люди которые могут самостоятельно добывать необходимые знания, умеют использовать их на практике, творчески мыслить, уметь работать в команде.

Развитие творческой активности и познавательной инициативы детей наш коллектив видит через применение технологии «ТВИГИС», которая была раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной. Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности, и его самыми главными характеристиками, как субъекта становится самостоятельность, активность, инициативность. С целью развития всех этих качеств и создана технология «ТВИГИС» (творчество, игра, исследование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvigis.docx294.18 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Масштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдение ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик, в пользу инновационных технологий, которые помогут педагогам раскрыть потенциал и индивидуальность каждого ребенка.

Инновационные технологии – это необходимость, с помощью которой мы совершенствуем педагогический процесс, способствуя всестороннему развитию ребенка. При внедрении и использовании инновационных технологий перед педагогами ставятся такие задачи:

- выявление и развитие индивидуальных способностей воспитанников;

- формирование способности к творческому самовыражению;

- стимулирование активности воспитанников к различным видам деятельности (творческой игровой, познавательной).

Важным отличием инновационной деятельности является то, что педагог не выполняет роль наставника, а сливается с детьми в единое целое в рамках реализации какой-либо задачи. Тем самым педагог предоставляет ребенку больше свободы, что побуждает к большей творческой активности и педагога, и воспитанников.

Новизна

Проблема познавательной инициативы и творческой активности одна из наиболее трудных в педагогике. Развивающемуся обществу нужны люди которые могут самостоятельно добывать необходимые знания, умеют использовать их на практике, творчески мыслить, уметь работать в команде.

Развитие творческой активности и познавательной инициативы детей наш коллектив видит через применение технологии «ТВИГИС», которая была раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной. Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности, и его самыми главными характеристиками, как субъекта становится самостоятельность, активность, инициативность. С целью развития всех этих качеств и создана технология «ТВИГИС» (творчество, игра, исследование).

Цель проекта: развитие детского творчества, инициативы и самостоятельности.

Задачи:

- формирование любознательности;

- формирование навыка выбора партнера и продуктивного взаимодействия с ним;

- развитие умения логически и последовательно размышлять над проблемными ситуациями;

- способствовать становлению инициативности, целенаправленности и самостоятельности в собственных действиях.

Гипотеза проекта: применение технологии «ТВИГИС» позволит повысить детскую инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности по собственному выбору детей; создать мотивационную среду для развития творческого мышления дошкольников за счет использования коврографа Воскобовича, блоков Дьенеша, конструкторов «Lego», световых столов с подсветкой для рисования песком.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – сентябрь 2019 г.
  2. Основной – октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
  3. Заключительный – май 2020 г.

Описание технологии «ТВИГИС».

Методика работы применения этой технологии очень проста, и очень продуктивна.

Технология «ТВИГИС» состоит из модели шести вопросов.

На первом этапе педагог работает совместно с воспитанниками: создает проблемную ситуацию, в ходе беседы помогает поставить цель и сформировать «картину» происходящего действия. Для воспитанников главными помощниками являются смайлики-картинки, каждая картинка-смайлик символизирует определенный вопрос. Смайлики помогают воспитанникам запомнить вопросы и алгоритм действий.

Пример проблемной ситуации с применением технологии «ТВИГИС» для развития детского творчества, инициативы и самостоятельности.

«Новая ферма для козочки Маруси и ее друзей»

Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам, играть со своими друзьями: собачкой Жучкой, курочкой Веселушкой, хрюшкой Соней. Ферма, где жила козочка со своими друзьями располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем животным полагалось заходить в свои сарайчики на ночлег. 
    Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой.  Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу. Ребята, давайте мы все вместе поможем козочке Марусе и ее друзьям.

  1. Что мы знаем о жизни на ферме? Животные живут в сараях, загонах.
  2. Что мы хотим узнать? Как можно построить новую ферму.
  3. Что нам сделать, чтобы узнать? Посмотреть схемы построек фермы, просмотреть картинки.
  4. Чему мы хотим научиться? Хотим научиться строить ферму из различных материалов.
  5. С кем вы хотите построить новую ферму? Я хочу построить ферму с Сашей.
  6. Как у нас это получилось сделать? Очень здорово. Обязательно расскажем друзьям, как помогли животным и построили новую ферму.

Планируемые результаты. 
Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:
-развитие детских интересов;
-формирование любознательности и познавательной мотивации;
-формирование активной деятельностной позиции;
-становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;
-развитие креативности и творческого мышления;
-развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
-развитие инициативы и самостоятельности.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятиясамостоятельность и инициативность дошкольников.

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельностьинициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознаниясамоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельностьинициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твигис -Методика с моделью шести вопросов

Данная презентация поможет познакомить педагогов и родителей с даннной методикой....

Презентация опыта работы по теме "Не обижайте муравья" с использованием технологии Твигис

Мы много раз слышали, что НЕЛЬЗЯ ОБИЖАТЬ МУРАВЬЁВ… Нас заинтересовало - ПОЧЕМУ?...

консультация для педагогов "Педагогическая технология "ТВИГИС"

Консультация для педагогов "Педагогическая технология "Твигис"...

презентация твигис

применение технологии «ТВИГИС» позволит повысить детскую инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности по собственному выбору детей; создать мотивационную среду для развития тв...

«Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация по теме: «Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»

Vасштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик в пользу инновационных технологий, которые по...

Консультация для воспитателей. Педагогическая технология "ТВИГИС", способствующая поддержке детской инициативы.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.ФГОС...