Экология "Мой мир"
рабочая программа

Прокопьева Татьяна Сергеевна

Дополнительная образовательная программа по экологии "Мой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_po_ekologii.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Чебулинского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кураковская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №_______

от «___» _________ 201____г.

Согласовано

заместитель директора   по  УВР

____________Васильева И.А.

«____»____________ 20____г.

Утверждаю

директор школы

___________Прокопьева Е.Н.                                        

Приказ№___  «___» ________ 20___        

Дополнительная  программа

Общеразвивающей направленности

по экологическому  воспитанию

«Мой мир»

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

                                                                                 

                                                               Воспитатель: Прокопьева Т.С.                                                                                      

Количество часов: 108

д.Кураково

2019г.                           

                                                               Содержание.

I

1

Целевой раздел

Пояснительная записка

3

1.1

Цели и задачи программы

3

1.2

Методы, используемые для реализации программы

4

1.3

Основные принципы

4

1.4

Виды деятельности

4

1.5

Основные направления

5

II

Содержательный раздел

5

2.1.

Перспективный план работы с детьми

6

III

Организационный раздел

14

3

Работа с родителями

14

4

Требования к уровню подготовки детей

16

5

Мониторинг по экологическому воспитанию кружка «Мой мир»

17

6

Список литературы

21

1.Пояснительная записка.

 Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги разных дошкольных учреждений считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в МКОУ «Кураковская ООШ» созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет не только увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны  передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической  игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;

  • уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
  • развивает  наблюдательность, внимание, память.

Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи.

1.1. Задачи

Образовательные:

  • внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

1.2.Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • чтение литературных произведений;
  •  изготовление с детьми наглядных пособий.

1.3. Основные принципы

  • принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
  • принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
  • принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
  • принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
  • принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

1.4.Виды деятельности

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование мультимедийного и интерактивного стола;
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный  план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД.

 

1.5.При построении системы работы обратили особое внимание на следующие основные направления.:

  • познавательно-исследовательское направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы,   через интерактивное оборудование;
  • практическое направление -изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

II.Содержательный раздел

Содержание программы

№п/п

Тема

Содержание

1

«Что такое природа? Живая и не живая природа»

Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой.

2

Неживая природа: Мироздание (вселенная)

Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Знакомятся с планетами и Солнцем. Большее внимание уделяется планете Земля. Знакомство с глобусом и картой. Беседа, показ презентаций.

3

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе., экспериментирование с водой.

4

«Воздух»

Беседа с детьми о том, что воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Экспериментирование с воздухом.

5

«Почва и камни»

Дети знакомятся с почвой: земля, песок, глина;  с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Беседа, экспериментирование

6

«Сезоны»

Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, дидактическая игра «Когда это бывает».

7

Живая природа:

«Комнатные растения»

Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, учатся правильному уходу за ними. Беседа, показ презентаций, трудовая деятельность.

8

«Растения на участке детского сада»

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими растениями, растениями сада и огорода. Рассматривание иллюстраций, беседа о них, просмотр презентаций.

9

Перелетные птицы.

Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».

10

«Домашние животные»

Беседа о домашних животных, просмотр иллюстраций, презентаций.

11

«Дикие животные»

Беседа о диких животных, просмотр иллюстраций, презентаций.

12

«Сравнение диких и домашних животных»

Беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными.

13

«Лес как экосистема»

Дети узнают, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Беседа, просмотр иллюстраций и презентаций.

14

«Море как экосистема»

Море – это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри ее. Знакомим с обитателями морей и океанов. Беседа, просмотр иллюстраций, презентаций.

15

Беседа о лесе.

Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес».

16

«Человек-живое существо»

Беседа о взаимосвязи человека с природой. Рассказать о том, как человек использует природу и как охраняет.

17

«Красная книга – сигнал опасности»

Беседа о красной книги, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида.

2.1.Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Тема занятия

Программные задачи.

Национально –региональный компонент.

Предварительная работа.

Наблюдения. опыты.

Сопутствующие формы работы.

«Я и природа»

- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Показать уникальность природы кемеровской области, её хрупкость и, в то же время могущество.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке»

Наблюдения на экологической тропе

 «Что такое природа».

Сбор мусора на экологической тропе.

«Наш дом -природа»

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.

Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек»,

В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Сравнить:

«Дом – жилище человека» и

«Дом – природа»

Игра «Мой дом»

Аппликация из природного материала

«Сокровища природы»

Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Особенности явлений природы кемеровской области /резкий, ранний приход осени/. Календарь природы.

Чтение художест-

венной

литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Игра «Следы осени»

 

Развлечение

«Путешествие в осеннее царство»

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

 - Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

Местоположение России и Забайкальского края на глобусе.

Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь».

Моделирование

«Смена времен года». Игра «Солнечная система». Опыт «Передача солнечного зайчика»

Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

«Как растения готовятся к зиме»

/целевая прогулка/

- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

 

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы.

Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»

Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу

Аппликация

«Осенний пейзаж»

/из засушенных листьев/

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных.

Пересаживание растений с клумб, уход за растениями

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Сбор семян

Сравнение диких и домашних животных

- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде

Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/

 

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Поиск мест зимовки животных, насекомых

Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»

«У воды, на воде»

- Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах;

-Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений.

Бережное отношение к природе родного края

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой.

Игровое экологическое занятие «Берегите воду»

 «Хлеб всему голова»

- Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании;

- Учить понятию «Культурные растения»;

- Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу;

В Кемеровской области  выращивают рожь, пшеницу,

овес, гречиху.

Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Экскурсия  на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков

Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении.

«Планета Земля в опасности»

- Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.

- Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

Роль человека в природно  –охранительной работе

Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких»

Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос»

Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

- Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;

- воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Правила поведения человека в природе. роль человека в природно  –охранительной работе.

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки

Наблюдение состояния деревьев, кустов участка

Модель «Сухое(несчастное) дерево».

Стенд «Панорама добрых дел»

  «Лес –многоэтажный дом»

- Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

Заповедные места Кемеровской области

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом»,

Экскурсия в лес.

Составление схем

«Цепочки питания»

«Кто главный в лесу?»

- Учить распознавать    5-6 деревьев,

3-4 кустарника;

- Закрепить, главное звено в лесу – растение;

- Уточнить последствия уничтожения деревьев;

_ Воспитывать бережное отношение к лесу.

Красота лесов, горные массивы,

смешанные леса.

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?»

Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса

Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников»

Анкетирование для родителей,   «А у вас какая елка?»

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

- Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью.

Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

  «Берегите воду»

«Вода и её загрязнение»

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- Закрепить знания исследование воды человеком.

- Необходимость экономии воды.

- Вода и ваше здоровье.

Река Кия, Томь

Чтение экологической сказки

«Как люди речку обидели»

Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками.

«Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды»

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»

 «Что мы знаем о воздухе»

- Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

Опыты по выявлению свойств воздуха

«Как растения приспособились зимовать»

-  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.

Затруднения в существовании живых существ Кемеровской области

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

 Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

 - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

- Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Приспособления растений к климатическим условиям

Уход за растениями уголка природы

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».

Определить правильность ухода за растениями дома.

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Приспособления растений к климатическим условиям

Уход  за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

  «Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

- Сезонные изменения в жизни животных.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких»

 «Животные  холодных стран»  

- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

- Особенности погодных условий Крайнего Севера.

Приспособления животных к климатическим условиям

Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате

Демонстрационный материал «Животные Севера»

 Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера»

 «Животные жарких  стран»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Дать первоначальное представление о пустыне.

Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни

Приспособления животных к климатическим условиям

Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран

Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой.

Изготовление модели «Животные жарких стран»

«Красная книга Кемеровской области»

- Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Редкие растения и животные кемеровской области

Изучение  «Красной книги» Кемеровской области

Экскурсия в городской краеведческий  музей

Просмотр обучающего видеофильма

  «Мой край родной, заповедные места»

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Охрана редких видов животных  и растений.

Заповедники Кемеровской области

 Изучение «Красной книги Кемеровской области

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

 «Как солнце жизнь дает земле»

- Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

В Кемеровской области зима длинная, весна – стремительная.

Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»

Цикл наблюдений за солнцем

Праздник  

«Масленица»

 «Весенние явления в неживой природе»

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;

- Взаимосвязь с живой природой.

Весна в Кемеровской области приходит позже, чем в южные и центральные регионы

Сравнение признаков зимы и весны (в модели)

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Субботник с родителями

«Весну встречаем чистотой»

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

- Особенности строения и назначения всех органов

Редкие, исчезающие растения

Способы их сохранения.

Дидактическая игра о цветах.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

III.Организационный раздел

3. Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени  на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

Взаимодействие с семьей:

Месяц 

 Тема

1

Сентябрь 

1. Родительское собрание: тема «Что такое экология». 

2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» 

3. Консультация «Лечимся чесноком». 

2

Октябрь 

1. Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями. 

2. Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком» 

3

Ноябрь 

1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей. 

2. Консультация «Берегите воду». 

4

Декабрь 

1. Экологический стенд «Лечение лимоном». 

2. Консультация старшей медсестры «Грипп – это опасно» 

3. «Домик для птиц». Изготовление кормушек. 

5

Январь 

1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья». 

2. Альбом «Домашние и дикие животные». 

3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка» 

6

Февраль 

1. Папка-копилка «Бабушкины советы». 

2. Выставка «мой любимый комнатный цветок» 

7

Март 

1. Экологический стенд «Аптека на окнах» 

2. Альбом «Домашние и дикие животные». 

3. Консультация «Домашние питомцы в жизни ребенка» 

8

Апрель 

1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство». 

2. Консультация «Ароматерапия».

9

Май 

1. Выставка «Весенний букет». 

2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное». 

10

Июнь 

1.Экологический стенд «Скоро в отпуск» 

2. Экскурсия – поход «Здравствуй лето».

4.Требования к уровню подготовки детей

К концу учебного года у ребенка должны сформироваться следующие ЗУН:

  • Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
  • Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.

Ожидаемые результаты концу года

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

        У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 

        Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

        Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

        Пополнится развивающая среда в группе.

        Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

  Обогащение уровня экологических знаний родителей.

        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

        Возможность участвовать в совместных экологических проектах

 

5.Мониторинг по экологическому воспитанию кружка «Мой мир»


 Фамилия Имя

     ребенка

Осознанно оценивает

отнош-е к прир., понимает последст.

не правил. отношения

  .        

  Осознанно оценивает

  Отнош-е к прир., приводит адекват. факты  бережного отношенияшения к ней.  

Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологич. позиц.

Имеет предст. об отнош к раст. живот. в спец. создан-х услов.

   Имеет представления

  о нормах отношения к живому.

  Имеет представления

  об охране природы.

  Умеет определ. сост.

  обитателей уголка

  прир. (практ. умения)

  Имеет представления

  о взаимоотношении  

окруж- щеи среды и

 человека.

п\п

 Фамилия Имя

        ребенка

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в естес- х услов

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в угол. природы

Имеет представления об отношении к живым объектам в условиях выбора

   Имеет представления

  об охране природы.

Имеет представления о взаимоотношении окруж- щей среды и человека.

  Знает правила    по ведения в   природе не

правильного повед. прир

  Умеет правильно оценить отношение человека в природе.        

п\п

 Фамилия   Имя

    ребенка

Осознает необхо -димость бережного отношения к объектам природы.

Эмоциональная реакция в общении с природой.

Умение ребенком осуществлять элем. уход за растением

уголка природы.

Понимает ценность природных объектов.

  Умеет выразить  

   чувства, умения, и

  навыки общения

  обитателями уголка

  природы.              

     

Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в  старшей группе.

п\п

 Фамилия Имя

        детей

Осознанное отношение к  растениям и животным..

Выражает, положи тельные эмоциональное реакции.

Осознает необходимость бережного отношения к объектам природы

Имеет представле -ния об изменениях во внешности и деятельности человека в разное врем. года.

  Проявляет активное

  участие в уходе за  

  растениями и животными.

  Умеет ориентиро –

  ваться в правилах

  поведения в приро –

   де.

Метод: наблюдение, беседы.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 15 до        12 баллов.

Второй уровень (средний) от 11 до        8 баллов.

Третий уровень (низкий) от 7 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – дети любопытны, эмоциональны в общении с природой, проявляют бережное отношение к объектам. Принимают активное участие в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Осознают необходимость бережного отношения к объектам, мотивируя его нравственным, практическим, эстетическим значением для природы и людей.

2 уровень (средний) – дети проявляют живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого проявляют любознательность в непосредственном общении с природой. Дети осознают необходимость бережного отношения , но мотивируют его только практическим или эстетическим значением объекта природы для людей.

3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.

Методика выявления экологической воспитанности в средне  дошкольном возрасте.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, игровые упражнения, дид\игра.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 18до 15         баллов.

Второй уровень (средний) от 14до         11 баллов.

Третий уровень (низкий) от        10 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Отношение к растениям и животным достаточно осознанно. Ребенок умеет определить их настроение, состояние, элементарно установить его причины, на основе связей различного содержания Сильно выражены положительные эмоциональные реакции в общении с объектами природы, желание оказать посильную помощь.

2 уровень (средний) – Проявление интереса и желание ухаживать за растениями, животными (неустойчивы, избирательны). Самостоятельные наблюдения за ними редки. Отношение к природе – потребительское.

3 уровень (низкий) – Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Методика выявления экологической воспитанности в старшем    дошкольном возрасте.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 21 до        17 баллов.

Второй уровень (средний) от 16до         12баллов.

Третий уровень (низкий) от        11 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил поведения в природе. Готов оказать  помощь при необходимости. Познавательное отношение устойчивое. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

2 уровень (средний) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. К проявлению негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

.

3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.

Методика выявления экологической воспитанности в подготовительной к школе группе.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 24 до 19         баллов.

Второй уровень (средний) от 18 до 13 баллов.

Третий уровень (низкий) от        12 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.

2 уровень (средний) – Дети в целом  проявляют к природе положительное отношение, избирательной направленности замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.

3 уровень (низкий) – характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что « так надо».

6.Список литературы:

  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  • Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  • Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  • Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004