Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность в детском саду»
материал

Консультация для воспитателей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Исследовательская деятельность в детском саду»

Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.

Детская исследовательская деятельность - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение, опыт и труд.

Основой  исследовательской деятельности являются:

 - поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

- исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

- исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.

К ним относятся следующие умения:

• Видеть проблему;

• Выдвигать гипотезу;

• Задавать вопросы;

• Давать определения понятиям;

• Оперировать понятиями;

• Классифицировать;

• Наблюдать;

• Умения и навыки проведения эксперимента;

• Структурировать полученный в ходе исследования материал;

• Делать выводы и умозаключения;

• Доказывать и защищать свои идеи.

Распространенным в педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатами проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

При организации исследовательской деятельности используются разнообразные методы и приемы:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Исследовательская деятельность должна соответствовать возрасту, возможностям детей. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении развивающей предметной среды.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей. Самостоятельная исследовательская деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

В уголке по исследовательской деятельности могут быть:

1. Емкости из различных материалов

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера.

3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Весы, компас, песочные часы, фонарик.

5. Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

6. Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

7. Схемы для проведения опыта

8. Журнал для фиксирования результатов.

9. Схемы опытов работы, карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

10. Мука, соль, сахар, сода.

11. Пластиковые трубочки.

12. Деревянные палочки, лопаточки.

13. Пластиковые контейнеры.

14. Цветные прозрачные стеклышки.

15. Лопатки, грабли, лейки, щетки, совки.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская деятельность позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной активности, поддерживает интерес, у ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Исследовательская деятельность

с детьми подготовительной к школе группы

Вода, снег, пар

1. «Какая льется вода из крана?»

В водопроводе, который имеется во всех домах в городе, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льется, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде (стакане, банке) через нее все видно.

2. «Как из снега получить воду?»

Снег – это тоже вода, только замерзшая в виде кристаллов-снежинок. Из снега можно получить воду, если его нагреть: он растает и получится вода. Согреть снег можно по-разному: подержать в горячей руке, можно принести в группу. В любом случае от нагревания снег превратиться в воду.

3. «Снег – он какой?»

Снег – разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег; серый, бурый – очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах. В морозную погоду снег пушистый, легкий, искрится на солнце, скрипит под ногами; в оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к лыжам, из него можно лепить снежки и скульптуру.

4. «Можно ли пить талую воду?»

Даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают ее, отгадывают, в какой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным.

Дети с прогулки приносят в ведерках снег, чтобы получить талую воду для полива комнатных растений.

5. «Если воду замораживать...»

Воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике (в морозильном отделении), она превращается в лед. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках, можно сделать красивые цветные льдинки.

6.   «Что  такое  пар  и  когда  его  можно увидеть?»

Пар - это тоже вода: очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле превращается в пар - испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.

Воспитатель демонстрирует детям нагревающуюся воду (в чайнике, кастрюле), обращает внимание на видимые струйки пара и на то, что они поднимаются вверх. Делает вывод: вода может быть не только жидкой, она становится твердой (льдом), если ее сильно охлаждать (на морозе). Если ее нагревать, она становится паром. Когда пара много, его видно, он беловатый, легкий - поднимается вверх. Больше всего пара, когда вода кипит: его клубы вырываются из чайника. Такой пар очень горячий, опасный - может обжечь тело. Когда вода сильно испаряется, ее становится все меньше и меньше.

Воспитатель наливает половину банки холодной воды, снаружи наклеивает  яркую цветную полоску бумаги - обозначение  границы воды. Предлагает детям сейчас и потом (в течение 2-3 дней)  наблюдать, будет ли она испаряться (появится ли пар).

7. «Пар не всегда можно увидеть» (проводится спустя 2 - 3 дня после наблюдения 6).

Пар становится заметным, когда его очень много или когда рядом холодные предметы.

Перед  прогулкой  воспитатель  рассматривает  с детьми банку с водой. По цветной полоске обнаруживают, что воды стало меньше. Обсуждают: она испарилась (превратилась в пар, потому что в группе тепло). Она испарялась медленно - струек и клубов пара никто не видел. Оставляют банку для дальнейшего наблюдения.

Во время  сборов  на прогулку воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох. Спрашивает: заметили ли они пар (не заметили). На улице обращает внимание на пар, идущий изо рта, при разговоре и дыхании. Обсуждает: почему его не видно было в раздевалке и, наоборот, видно на улице. Вместе делают выводы: 1) человек выдыхает воздух, в котором есть пар; 2) этот пар всегда теплый (потому, что тело человека теплое); 3) этот пар невидим в теплом помещении, но его хорошо видно в холоде (особенно на морозе).

8. «Когда из чашки и из тарелки с едой идет пар, когда - нет?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения дома и в детском саду.)

Воспитатель предлагает дошкольникам обратить внимание на пищу в чашках и тарелках и выяснить: всегда ли бывает над ними пар, в каких случаях он поднимается, а в каких - нет, когда нужно очень осторожно начинать есть пищу.

Цикл наблюдений за луком

Наблюдение 1.

Цель: уточнить представления о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

 Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от опыта) 2-4 одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые  корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из них будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.

Наблюдение 2.

Цель: выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.

Воспитатель сажает детей за общий стол, ставит одну баночку с луковицей. По цветным кружкам на банке уточняет, какие условия были созданы этой луковице. Затем предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон, выявить изменения, которые с ней произошли. Дети обнаруживают появившиеся корни (возможно, и проклюнувшуюся зелень), зарисовывают луковицу на странице календаря в полном соответствии с увиденным.

Аналогичным образом рассматриваются и другие луковицы. Воспитатель не делает выводов, не спешит устанавливать связи, но поддерживает рассуждения детей.

Наблюдение 3.        

Цель: обнаружить изменения  в  состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.

Воспитатель, так же как и в предыдущем наблюдении, поочередно рассматривает с детьми луковицы, они обнаруживают изменения, зарисовывают увиденное. Затем воспитатель предлагает сравнить луковицы между собой, найти их различия и подумать, отчего они происходят. Педагог не делает выводов сам, но поддерживает правильные рассуждения детей. Если они не обнаружат причину   различий - разницу условий, он предлагает еще неделю наблюдать за луковицами.

Наблюдение 4.

Цель: учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины.

Организуя рассматривание каждой луковицы, воспитатель использует предыдущую страницу календаря. Дети обнаруживают изменения, подросшую зелень, «похудевшую» луковицу, делают зарисовку, обсуждают причины отставания в росте некоторых экземпляров. Воспитатель предлагает им сравнить условия, при которых растут луковицы, подводит к выводу, что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука.

Наблюдение 5.

Цель: обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями.  Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет).

Дети под руководством воспитателя рассматривают каждую банку, отмечают «похудание» луковиц и другие изменения, зарисовывают их. Затем сравнивают страницы        календаря, прослеживают от недели к неделе, как рос лук в разных банках, связывая результат с условиями роста, делают выводы об их значении для растущего растения. Это наблюдение за луком может быть последним, но, если дети желают, его можно продлить еще на 1 - 2 недели.

Цикл наблюдений за ветками в вазе

Цель: показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на  первых  порах  не  нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние. Зарисовать 2 – 3 ветки в вазе, точно передавая особенности их строения.

Наблюдение организуется в 3 этапа: кладут ветки в прохладное помещение и отмечают, что в нем теплее, чем на улице, поэтому ветки должны оттаять. Затем помещают их в ванну и уточняют, что вода очень теплая – она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри, если сделать так, чтобы она не остывала 8 часов. И наконец, ставят их в нормальные комнатные условия. Воспитатель предлагает дошкольникам самим высказать предположение: что же будет с ветками через неделю? Не уточняя их ответы, она просит их зарисовать 2—3 ветки.

Наблюдение 1.

Цель; обнаружить изменения в состоянии веток - заменить набухшие почки; уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества; зарисовать ветки.

За общим столом воспитатель организует рассматривание: веток, 1 - 2 ребенка делают их зарисовку, с остальными ведется разговор об условиях, в которых произошли изменения (тепло, вода). Воспитатель предлагает долить воды с питательным веществом - сахаром, растворенным из расчета 30 г на литр воды. Вазу с ветками ставят на свет.

Наблюдение 2.

Цель: отметить изменения в состоянии веток (раскрывающие почки листьев), улучшить условия, добавив подслащенной воды. Отметить красоту: приятный вид, аромат. Сделать зарисовку в календаре.

Наблюдение 3.

Цель: отметить изменения в состоянии веток, появление цветов, листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом. Зарисовать ветки на странице календаря. Сравнить страницы календаря и обсудить: как распускались ветки; какие условия им были созданы вначале, потом; сколько времени это длилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Консультация для родителей Исследовательская деятельность в детском саду

ldquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословицаДошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализац...

Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в детском саду"

Исследовательская деятельность в детском саду “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица Дошкольное обр...

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»...

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду"

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду"....

Консультация для родителей. «Исследовательская деятельность в детском саду»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Средняя образовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Балкарс...