Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"
статья

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_mezhregion_festiv.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование исследовательских умений дошкольников.

      Быть воспитателем - сложно и ответственно, придя в группу, я не знаю, что меня ждёт сегодня?  Захотят ли дети играть, лепить, поделиться своей тайной… Но я точно знаю, что в любом случае, они захотят узнать что - то новое!

       Представляете, как удивляются дети, когда на их глазах происходит что – то волшебное, новое, необычное. Сколько вопросов бывает у моих «почемучек»?

        Поддержать познавательную инициативу детей, направить их деятельность, любопытство в нужное русло, - поможет, метод детского экспериментирования.

        Формирование исследовательских умений дошкольников, одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы - невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования.

        Исходя из актуальности темы и понимая какое значение имеет детское экспериментирование, мной разработан проект «Хочу всё знать!»

        Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

        Исходя из цели определила задачи:

  • Создать условия для экспериментальной деятельности детей.
  • Развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности, наблюдательность.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 
  • Способствовать формированию коммуникативных и творческих навыков.
  • Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
  • Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, вовлекая их в процесс формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

        На организационном этапе проекта изучила научно - методическую  литературу и передовой опыт по данной теме. Следующим шагом - было создание условий для детской экспериментальной деятельности.

        Для этого была оборудована мини-лаборатория. девиз которой  «Хочу всё знать!». Постоянными персонажами лаборатории являются – мудрая тётушка Сова, которая всё знает и делится опытом и девочка Почемучка - она ничего не знает, но хочет всему научиться.

        В нашей лаборатории находятся разнообразные материалы и оборудование для экспериментальной деятельности:

- познавательная  и методическая литература А.И. Ивановой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, И.Э. Куликовской; энциклопедии для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»;

- приборы: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, колбы, мерные стаканчики, весы, песочные часы, песочные наборы, различные ёмкости;

- картотека опытов и схемы их проведения; 

- дидактические игры познавательного характера;

- утилизированный материал;

- природный материал;

- неструктурированный материал: песок, сахар, соль, опилки и др.;

- иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром,

- коллекции видов тканей, бумаги, пуговиц;

- гербарий;

- печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, снегомер, фартуки, нарукавники, колпачки для проведения опытов.

        Совместно с детьми, разработали условные обозначения – разрешающие и запрещающие знаки.      

        При оборудовании лаборатории учитывала такие требования, как: безопасность, мобильность, достаточность, доступность.

        Работая над проектом, руководствовалась дидактическими принципами. Одним из основных - принцип научности, так как у ребёнка необходимо сформировать систему научных понятий, создать верные представления о тех или иных явлениях, которые должны сочетаться с доступностью и яркостью изложения.

  • Научности;
  • Развивающего характера обучения;
  • Цикличности;
  • Интегративности;
  • Сотрудничества;
  • Наглядности;
  • Здоровьесбережения;
  • Психологической комфортности;
  • Результативности.

        Содержание учебного материала, рассчитано на детей 4 – 6 лет.

        В средней группе проект реализуется как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, в режимных моментах и на прогулках.

        А вот в старшей и подготовительной группах – дополняется организованная образовательная деятельность.

        В ходе проекта использую разнообразные формы, методы и приёмы работы. Естественно, что наиболее интересным и увлекательным для детей является  экспериментирование. Дети узнают новое, получают ответы на поставленные вопросы, учатся работать с приборами, оборудованием и различным материалом. Знания, добытые самостоятельно - всегда являются осознанными и более прочными.

  • опытно-экспериментальная исследовательская  деятельность;
  • знакомство с научно -  познавательной литературой;
  • наблюдения;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • эвристические беседы;
  • мозговой штурм;
  • моделирование;
  • использование ТРИЗ - технологий;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • игровой, сюрпризный момент;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • работа с родителями;
  • домашняя лаборатория.

        Образовательный стандарт предусматривает эффективное сотрудничество с семьёй. Только при тесном взаимодействии родителей, детей и педагогов, можно добиться положительного результата. Проведённое анкетирование показало, что большинство родителей, а это - 63 % (19 родителей), понимают роль исследовательской деятельности и считают это направление - эффективным.

         Наши родители - соучастники образовательной деятельности. Мы познакомили их с целью и задачами проекта, а затем предложили создать домашнюю лабораторию. Что из этого получилось, предлагаем вам посмотреть.

   (показ видео со звуком)     

         Благодаря участию в проекте родителей, у детей сформировалось чувство ответственности, повысилась самооценка. (видео Сони - без звука)

         Заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

         Проект рассчитан на 3 года  логически мыслить, чётко проговаривать свои действия, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы,  - вырастут думающими, творческими людьми.

         В детском саду функционирует две параллельные средние  группы, что позволяет  осуществлять сравнительный контроль. И хотя проект длительный, промежуточные итоги, можно уже подвести сейчас: у детей сформировался интерес к экспериментальной деятельности, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, обогатился словарь специальными терминами.  

        Перспективы развития педагогического проекта позволяют развить содержание деятельности, расширить контингент участников и распространить опыт.

  • разработать программу на основе проведённой работы по детскому экспериментированию;
  • принимать участие в детских интеллектуально – творческих конкурсах;
  • создать площадку для метеонаблюдений (флюгер, снего-дождемер, ветровой мешок).
  • установить сотрудничество с опытно - семенной станцией с. Кабанск.

        Реализация проекта по экспериментальной деятельности даёт шанс ребёнку успешно адаптироваться в школе, обеспечивая ему возможность успешного освоения школьной программы.

        И в заключении хочется сказать:

Глазам пытливым видеть чудо -

Желаю каждому повсюду.

Солнечный луч! Разве не чудо?

Море цветов, море красок повсюду,

Чудо везде, - ты, только смотри,

Ключиком дверцу чудес, отомкни!

Спасибо за внимание!  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Статья "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий" в сборнике II областного фестиваля педагогических идей

Статья опубликована в сборнике материалов II областного фестиваля педагогических идей "Актуальные проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного педагога", 2017....

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования 2020

IV Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века - педагогические инициативы, диалог, сотрудничество...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Сборник тезисов "II Межрегиональный фестиваль педагогических идей INoKruf - 2023"

Представлен опыт работы по теме: «Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детско...

Статья в сборнике VII Межрегионального Фестиваля педагогических идей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ»

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ) Все лучшее, что ес...