Консультация для воспитателей «Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»
консультация

Подготовила : Гогенко С.В.
 

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»
 И. Галянт.
Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
 Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
 Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. 
 
Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики,        повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.
2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)
 Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
      Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
 
Ритмические игры  И. Галянт
Музыкальные игры:
В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.
 
  Гном, гном
Он придёт совсем неслышно в дом, дом (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном (пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да (кивнуть головой)
У него такая борода.Борода(показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам (руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок (каблучок)
Он такой забавный старичок,старичок (показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, вдаль (руку ко лбу, смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль (потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет (покачать указ.пальцем вправо,влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
 
Ранним утром  (Т.Э.Тютюнникова)
Ранним утром на рассвете,                           первая группа детей – шлепки по ногам
Шух-шух- шух,                                    вторая группа детей – «шуршат ладошками»
То ли аист, то ли ветер,                                          первые – шлепки по ногам
Шух-шух- шух,                                                      вторые  -  «шуршат»
Пролетел среди берёз,                                            первые – изображают «крылья»
Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс,                                 первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом
И по лесу тут же слухи,                                          первые – друг к другу «шепчутся»
Ссшшш!                                                                   вторые – звукоимитация голосом
Полетели точно мухи,                               первые – машут мелкими «крыльями»
Зззззз!                                                                       вторые – звукоимитация голосом
Покатился лесом гул:                             первые – нарисовать руками большой круг
Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом
То спросонок лес вздохнул,                                    первые – глубокий вдох
Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом
И посыпалась роса,                                                 первые – «брызги» руками
Кап- кап- кап- кап!                                                   вторые – звукоимитация голосом
Зазвучали голоса                                    первые и вторые расходятся в разные сторо
Ааааа!                                                       ны, изображают разные голоса лесныхжи
                                                                                    телей.
Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.
 
 
Наступили холода (авторская)
Ехать в поезде тепло                           «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)
Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)
А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Наступили холода.
Да- да- да-                                              три хлопка
Наступили холода.                                потирают ладошки
Да- да- да-                                              три хлопка
Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть
Ду-ду- ду-                                             три хлопка
Поскользнусь я на льду.                       покачивающие движения
Ду-ду- ду-                                             три хлопка
Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»
Ды-ды- ды-                                          три хлопка
На снегу есть следы.                            широкие шаги ног
Ди-ди-ди-                                              три хлопка
Ну, заяц, погоди!                                   грозят указательным пальчиком.
Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.
     
Кошкина игра. Н.Пикулева.
Кошка хвостиком играла –                          читает педагог          
Вот так! Вот так!                                          импровизация
Веселилась, хохотала –                                читает педагог          
Вот так! Вот так!                                          импровизация
Мячик по полу катала –                               читает педагог          
Вот так! Вот так!                                          импровизация
И по комнате скакала –                                читает педагог              
Вот так! Вот так!                                          импровизация
А потом устала кошка –                              читает педагог          
Вот так! Вот так!                                          импровизация
И поплакала немножко –                             читает педагог            
Вот так! Вот так!                                          импровизация
Раз, два, три, четыре, пять –                        все хором
Будем кошку утешать.
Даннаяритмодекламация полностью построена на импровизациях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»

 И. Галянт.

Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

 Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.

 Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.

Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. 

 

Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:

1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики,        повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.

2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)

 Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.

4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

      Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Ритмические игры  И. Галянт

Музыкальные игры:

В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

  Гном, гном

Он придёт совсем неслышно в дом, дом (руки домиком)

Как зовут его, не знаешь? Гном, гном (пожать плечами)

Он, наверно, очень добрый? Да, да (кивнуть головой)

У него такая борода.Борода(показать бороду)

Он расскажет тихо сказку нам, нам (руки к груди)

Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)

А потом станцуем гопачок-чок (каблучок)

Он такой забавный старичок,старичок (показать старичка с палочкой)

И на зонтике волшебном вдаль, вдаль (руку ко лбу, смотреть в даль)

Улетит он, а прощаться жаль, жаль (потирать глаза)

Я не буду больше плакать, нет, нет (покачать указ.пальцем вправо,влево)

Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)

Ранним утром  (Т.Э.Тютюнникова)

  1. Ранним утром на рассвете,                           первая группа детей – шлепки по ногам

Шух-шух- шух,                                    вторая группа детей – «шуршат ладошками»

То ли аист, то ли ветер,                                          первые – шлепки по ногам

Шух-шух- шух,                                                      вторые  -  «шуршат»

Пролетел среди берёз,                                            первые – изображают «крылья»

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс,                                 первые – пальчик указательный к губам

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи,                                          первые – друг к другу «шепчутся»

Ссшшш!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи,                               первые – машут мелкими «крыльями»

Зззззз!                                                                       вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул:                             первые – нарисовать руками большой круг

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул,                                    первые – глубокий вдох

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса,                                                 первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап!                                                   вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса                                    первые и вторые расходятся в разные сторо

Ааааа!                                                       ны, изображают разные голоса лесныхжи

                                                                                    телей.

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.

Наступили холода (авторская)

Ехать в поезде тепло                           «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)

Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)

А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

Да- да- да-                                              три хлопка

Наступили холода.                                потирают ладошки

Да- да- да-                                              три хлопка

Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть

Ду-ду- ду-                                             три хлопка

Поскользнусь я на льду.                       покачивающие движения

Ду-ду- ду-                                             три хлопка

Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»

Ды-ды- ды-                                          три хлопка

На снегу есть следы.                            широкие шаги ног

Ди-ди-ди-                                              три хлопка

Ну, заяц, погоди!                                   грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.

     

Кошкина игра. Н.Пикулева.

Кошка хвостиком играла –                          читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Веселилась, хохотала –                                читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Мячик по полу катала –                               читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

И по комнате скакала –                                читает педагог              

Вот так! Вот так!                                          импровизация

А потом устала кошка –                              читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

И поплакала немножко –                             читает педагог            

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Раз, два, три, четыре, пять –                        все хором

Будем кошку утешать.

Даннаяритмодекламация полностью построена на импровизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста  в условиях ФГОС»...

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи....

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста.

Умногих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справи...

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справ...

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Презентация подготовлена в соотвествествии с заявленной темой консультации: раскрывает центральные понятия "инициатива", "инициативность", требования ФГОС ДО, показатели инициативн...

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»

В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.Ритмодекламация &nda...

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста

В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей....