Консультация для воспитателей «Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»
консультация
Подготовила : Гогенко С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»
У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»
И. Галянт.
Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.
2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)
Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Ритмические игры И. Галянт
Музыкальные игры:
В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.
Гном, гном
Он придёт совсем неслышно в дом, дом (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном (пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да (кивнуть головой)
У него такая борода.Борода(показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам (руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок (каблучок)
Он такой забавный старичок,старичок (показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, вдаль (руку ко лбу, смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль (потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет (покачать указ.пальцем вправо,влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
Ранним утром (Т.Э.Тютюнникова)
- Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногам
Шух-шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»
То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам
Шух-шух- шух, вторые - «шуршат»
Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»
Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом
Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»
Зззззз! вторые – звукоимитация голосом
Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
И посыпалась роса, первые – «брызги» руками
Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом
Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные сторо
Ааааа! ны, изображают разные голоса лесныхжи
телей.
Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.
Наступили холода (авторская)
Ехать в поезде тепло «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)
Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)
А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Наступили холода.
Да- да- да- три хлопка
Наступили холода. потирают ладошки
Да- да- да- три хлопка
Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть
Ду-ду- ду- три хлопка
Поскользнусь я на льду. покачивающие движения
Ду-ду- ду- три хлопка
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
Ды-ды- ды- три хлопка
На снегу есть следы. широкие шаги ног
Ди-ди-ди- три хлопка
Ну, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.
Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.
Кошкина игра. Н.Пикулева.
Кошка хвостиком играла – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
Веселилась, хохотала – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
Мячик по полу катала – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
И по комнате скакала – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
А потом устала кошка – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
И поплакала немножко – читает педагог
Вот так! Вот так! импровизация
Раз, два, три, четыре, пять – все хором
Будем кошку утешать.
Даннаяритмодекламация полностью построена на импровизациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи....
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста.
Умногих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справи...
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста
У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справ...
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Презентация подготовлена в соотвествествии с заявленной темой консультации: раскрывает центральные понятия "инициатива", "инициативность", требования ФГОС ДО, показатели инициативн...
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»
В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.Ритмодекламация &nda...
Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста
В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей....