Консультация для родителей
консультация

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня

являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

иновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это - технология эффективной социализации  дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ  Н. П. ГРИШАЕВОЙ"

      Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня

являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

иновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это - технология эффективной социализации  дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

      Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации:

1) Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

 2) Любовь к экспериментам.

3) Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

4) Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

5) Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

6) Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы  действий.

7) Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

ТЕХНОЛОГИЯ "КЛУБНЫЙ ЧАС" (КЧ)

        Технология развития творческих способностей коллектива в ДОУ, в том числе сплачивание коллектива, создание творческой команды единомышленников.

Технология включения родителей в новые формы привлечения родителей к работе

в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса.

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- учить детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

Периодичность: 2 раза в месяц; длительность: 1 час.

В течение часа дети могут свободно перемещаться по всему зданию или участку детского сада, соблюдая определенные правила поведения.

Правила клубного часа:

- говори "здравствуйте" и "до свидания", когда входишь в другую группу;

- если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь;

- не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;

- говори спокойно;

- ходи спокойно;

- возвращайся в группу по сигналу звонка;

- если не хочешь  ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Виды клубного часа:

"Свободный КЧ": дети самостоятельно передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то, что ему нравится.

"Тематический клубный  час": готовят все педагоги по данной теме

(задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты, РППС... ).

"Деятельностный или семейный КЧ": дети старших возрастов делятся на пары

(мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые варианты по желанию детей) ).

Каждая пара предварительно выбирает себе малыша ( мл/ср возраст),

знакомится с ним, помогает в  ходе волонтёрского движения и т.д.

В ходе данного КЧ пара вместе с ребёнком перемещается по всем помещениям сада.

Первоначальная задача пары - не потерять малыша, помогать ему в игре, знакомить с различными играми и т.д.

В дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньги и они за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут передвижения и распределение бюджета.

"Творческий КЧ": дети старших групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ.

Подобный КЧ организовывается с участием взрослых и родителей воспитанников.

Начинается КЧ с предварительной подготовки.

Заранее (предыдущий вечер) появляются картинки обозначения на табло КЧ, обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты, что бы не повторять

(в старшей и подготовительной группах возможны варианты планирования, заданий, установок, правил и маршрутов  квеста, разделение на команды , пары, ведущих или ответственных за подготовку игр, оборудования для самостоятельного проведения КЧ ; предварительное знакомство или напоминание, поход к детям ранних возрастов , если это КЧ "семейный"...).

Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу.

По территории ДОУ развешаны знаки - обозначения.

Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида КЧ и его тематики.

Анализ КЧ  проводится по следующему алгоритму: что дети делали; что было особенного в поведении; как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей; соблюдали ли дети правила и что мешало  их соблюдать; были ли конфликты, как разрешались; общие впечатления, рекомендации.

ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ" (РК)

Задачи: сплочение детского коллектива, формирование умение слушать и понимать друг друга, формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе, совместное обсуждение планов, привлечение  родителей к жизни ДОУ.

РК начинается уже в мл. группах: 5-10мин.; в ст. гр.: 10-20 мин.

Имеет групповое название ( групповой сбор, совет группы или команды, семейный совет, по выбору детей).

Дети обговаривают первоначально правила РК (говорит тот, у кого в руках…, никто не перебивает друг друга, если не хочешь говорить, можешь пропустить очередь, не повторять то, что кто то уже сказал ,не уходить из круга пока он не закончился...). Заканчивать можно общим рукопожатием ( можно ввести свою традицию концовки РК).

Проводится: после каждого клубного часа и по ситуации.

 Рефлексивный круг начинается с включения спокойной музыки (желательно одну и ту же), в центр круга ставится свеча ( можно светильник), предмет- игрушка для передачи друг другу при обсуждении.

Система "Красных кружков": РК после КЧ начинается с подсчёта кружков и анализа (Каждому ребенку три кружочка в сумочку кладется. Кружки собираются если ребенок не соблюдал правила "Клубного часа". Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий "Клубный час". Если забирают два , три кружка, то ребенок пропускает следующий клубный час).

Воспитатель следит, чтобы дети не перебивали друг друга, терпеливо ожидали своей очереди говорить. Вопросы: где был, что запомнилось, хочешь ли пойти еще раз и почему, планировал ли куда пойти, удавалось ли соблюдать правило....

Возможны моменты награждений.

Можно заканчивать технологией "К родителям через детей" (когда дети определяют вопросы или задания, которые они должны определить, узнать или выяснить дома с родителями).

Рефлексивный круг можно проводить не только после клубного часа, но и ежедневно по любым возникающим вопросам.

Вопросы для обычного РК:

Чем мы сегодня будем заниматься?

Почему мы выбираем именно это?

Что интересного произошло вчера, в выходные.

По ситуации: как вы думаете, что такое справедливость?

Кого можно назвать добрым? Заботливым?

Почему трудно соблюдать правила?

Что делать, если хочется подраться?

Воспитатель продумывает вопросы заранее, чтобы подвести детей к определенному решению (Что?, Для кого? Как мы будем делать?)

Следующее действие педагога: в приёмных для родителей  появляется сообщение.

"Сегодня в нашем саду проходил клубный час" ( можно обозначить тематику или вид КЧ) , во время которого ваш ребёнок научился..., узнал..., попробовал..., сделал сам..., удивился... Поинтересуйтесь у него -чему!

ТЕХНОЛОГИЯ "СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА"

       Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца с разных сторон. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Ситуация месяца планируется заранее, тема и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами: форма проведения, при необходимости объединение групп или параллелей; распределяются какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе; ответственные за проведение.

        Предварительно, воспитатели проводят беседы, внушение, показ, рассказ, решение проблемной ситуации, обсуждение на рефлексивном круге, обсуждение в семейном кругу ( домашнее задания), экскурсии, тематические занятия, ХТД, выставки, просмотр тематических роликов, фильмов, мультфильмов, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, активизацию прошлого опыта.

       Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в  мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.

Примерная тематика «Ситуация месяца»

Сентябрь "Мой дом - детский сад" (1 сентября – 29 сентября)

Октябрь "Я - читинец" (1 октября – 29 октября)

 Ноябрь "Я житель планеты Земля" (1 ноября – 29 ноября)

Декабрь "Рождественский подарок" (1 декабря – 15 января)

Январь "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)

Февраль "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)

Март "Моя семья. Мои корни." (15 марта -15 апреля)

Апрель "Космос. Я часть мироздания" (15 апреля – 15 мая)

Май "Я - россиянин" (15 мая – 15 июня)

ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕТИ - ВОЛОНТЕРЫ"

Задачи:

Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности; создание такой ситуации. Когда обмен игрового или жизненного опыта проходит в естественной детской среде. А не по показу воспитателя.

Основной принцип:

Старшие помогают или учат младших детей. Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших.

В старших группах предварительно организовывается "Школа волонтёров", где первоначально дети обсуждают, смотрят фильмы, учатся как нужно знакомиться, играть, помогать младшим детям в группе или на участке.

Рекомендуется заранее продумать периодичность и команды посещения младших детей; правила прихода в группу; временной промежуток пребывания в группе или на участке; конкретные задачи (что делаем сегодня, какова цель посещения, что делать если ребёнок не идёт на контакт...).

После посещения обязательно нужно провести обсуждение с детьми:

что получилось, что нет; хотели бы пойти еще...

ТЕХНОЛОГИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ" (СА)

      Направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников.

Правильная организация СА - это принцип добровольности; доступность для понимания детей; опрос родителей на желание принять участие в акции.

Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у ребёнка.

Проводится ежемесячно, всегда за пределами детского сада.

Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически.

Примерная тематика "Социальных акций":

"Соберем по зернышку"

"Помощь ребятам из детского дома"

подарок своими руками"

"Изготовление поздравительной открытки"

"Поздравление с 9 мая"

"Выставка поделок для учеников начальных классов"

"Концерт детям соседнего детского сада"

"Инсценировка сказки для..."

"Изготовление книжек для..."

"Изготовление стенгазеты на подъезд дома, где живут пожилые люди"

 "Поздравление - сюрприз для болеющего или вновь пришедшего ребёнка"........ Социальная акция может быть направлена и на родителей:

      "Собираем вещи для ребёнка из малоимущей семьи"

"ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" (ППС)

Цель проведения:

Самоопределение детей в эмоционально - напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого; дать оценку своим действиям; извлечь уроки из собственного поведения.

Разработка и проведение ППС:

1) Выбор ситуации; определение целей ; предварительный опрос детей и родителей о том, как они решают данную проблему; разработка сценария.

2) Создание ситуации, максимально приближенной к жизни.

Чтобы дети усвоили урок, проблемная педагогическая ситуация должна повториться 3 - 4 раза с интервалом примерно в 2 недели, но с видоизмененным сюжетом.

Предварительно проводится работа с родителями по ознакомлению с данной технологией.

Ситуация должна быть напряженной, но посильной для возраста.

У детей до пяти лет главный персонаж - кукла, игрушка; в старшем возрасте - это уже реальный персонаж - взрослый.

Ситуация проводится без присутствия взрослых, но воспитатель наблюдает из укромного места; либо видеозапись фиксирует поведение ребенка и персонажа.

Ситуации следует начинать с самых простых и менее напряжённых тем; затем переходить к более сложным.

Обязательно обсуждение ситуации с детьми на РК: Что произошло? Что делал ты? Что ты чувствовал? Что сделаешь, если это случится еще раз?...

При этом воспитатель не дает никаких оценок.

После произошедшей ППС, в приёмной вывешивается табличка с названием

ситуация" - это сигнал для родителей узнать у ребёнка , что произошло и как он отреагировал.

ТЕХНОЛОГИЯ "ВОЛШЕБНЫЙ ТЕЛЕФОН"

        ВТ- это телефон доверия. Технология для психолога ДОУ, который общается с ребёнком от лица сказочного персонажа.

 Психолог учит ребенка самостоятельно выражать свои чувства; пытается понять что волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается; над чем необходимо работать, педагогу, психологу, родителю; определяет степень усвоения ребёнком навыка, знания (поскольку в ходе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задаёт ребёнку вопрос на интересующую взрослого тему).

Психолог имеет возможность от лица персонажа дать позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейших морально - нравственных размышлений ребёнка.

"Волшебный телефон" может появляться в группе по необходимости (воспитатель отслеживает эту ситуацию), с детьми обговаривается первоначально момент, что в группе у нас будет появляться волшебный телефон, определяется место, где можно по нему говорить ( уголок уединения), ставятся песочные часы, чтобы ребёнок мог контролировать данное ему время.

ТЕХНОЛОГИЯ "КРЕСЛО РАЗДУМИЙ"

 Красивое и удобное кресло располагается в группе или спальне, там же имеются песочные часы (3-5 мин).

Дети обсуждают для чего, в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя помириться.

Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий

(если ребёнку не хватило времени, он может его продлить самостоятельно).

Если ребёнок просто  захотел  посидеть, подумать - это не запрещается!

ТЕХНОЛОГИЯ "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ"

Эта технология играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения у ребенка; учит ребёнка самому решать свои проблемы, находить решения конкретных конфликтных ситуаций.

Методические пособия:

- "Технология эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации. Формы. Сценарии" , Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Москва, издательский центр "Вента-Граф, 2017г. Соответствует  ФГОС ДО

- "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, что бы говорили.", "Свободные родители, свободные дети." А. Фабер. и Э. Мазлиш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...