Мастер-класс «Умственное развитие ребёнка посредством игры»
консультация

Бушуева Светлана Николаевна

Цель: рассказать и наглядно показать педагогам значение игры в развитии умственных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Умственное развитие ребёнка посредством игры»

С.Н. Бушуева, воспитатель

филиала №1 «Чебурашка»

МДОУ д/с «Родничок», с. Турочак

Цель:  рассказать и наглядно показать педагогам значение игры в развитии умственных способностей детей.

Оборудование и материал: фишки, силуэты варежек, вырезанных из картона с наклеенными на них геометрическими фигурами (дидактическая игра «Найди пару»)

Ход мастер-класса:

 Приведу одно из высказываний на выше обозначенную тему.

«Игра быстро развивает в ребёнке то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума»  В.П. Никитин.

Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с препятствием и убеганием связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.

     Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребёнок активно воспроизводит и усваивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

    Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений.

     В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Особенность игры – подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.

     Итак игра есть разумная целенаправленная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

     В процессе игрового обучения тренируются и развиваются все виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника, это способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.

    Игровое обучение помогает в течении 15-20 минут удерживать внимание и активность детей, смена игр и игровых упражнений позволяет избежать физического переутомления ребёнка.

      С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач.

     Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы, узнаёт и запоминает цвет и форму; учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

       2.   Однако, игра становится эффективным средством обучения в том случае, если:

Используется в «нужном» месте, в нужное время и в необходимых «дозах».

   Игра  формализованная, сверхрегламентированная взрослым, затянутая по времени, лишённая эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы. Воспитатель, прежде чем предложить игру должен сам:

  1. хорошо усвоить правила и последовательность игровых действий;
  2. заинтересовать детей, познакомить их с правилами и игровыми действиями;
  3. научить, как их надо выполнять;
  4. в ходе игры отмечать удачные решения, подбадривать малоактивных, застенчивых детей, вселяя в них уверенность.

Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов стараться быть особенно внимательными и объективными. А чтобы избежать ошибок, использовать фишки, с помощью которых оценивать правильные решения.

 Заканчивать игру надо тогда, когда у детей хорошее настроение, так как игра не терпит принуждения, скуки.

Чтобы вызвать у детей интерес к игре, советую использовать следующие приёмы:

  1. загадывание загадок;

 2. создание проблемной ситуации;

 3. интригующий вопрос;

 4. сюрпризные моменты.

 

Приложение

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: развиваем у детей навык счёта в уме.

Приготовьте фишки или счётные палочки.

Водящий читает стихотворение или рассказ, участники внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.

  1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка.

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

2. Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик, и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

Сколько слов со звуками [з] и [з'] в этом стихотворении?

3. За гусыней шли гуськом восемь гусят.

     Один отстал.

         Сколько осталось с гусыней?

         Потом отстали ещё два гусёнка.

         Сколько осталось?

Три гусёнка спрятались в кустах.

Сколько осталось?

Забеспокоилась гусыня.

Стала собирать гусят.

Всех собрала.

Сколько гусят пошли за гусыней пешком?

4.    СОСЧИТАЙ

На базаре ёжик

Накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семействе у ёжика ножек? И сколько купил на них ёжик       сапожек?

5.   Папа и мама купили Ире по пять шаров. Три шарика лопнули, а три улетели. Сколько осталось у Иры шаров?

6.    ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Сколько овощей принесла хозяйка с базара?

НОВЫЙ ДОМ

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи,

Железо,

Краску,

Гвозди,

Паклю

И замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Сколько материалов надо для строительства дома?

8.  В  ЗООПАРКЕ

  В зоопарке Ваня видел пять обезьян, двух медведей, зебру, лису и слона. Сколько животных видел Ваня?

  Пока он смотрел зверей, в зоопарк привезли одного бизона, верблюда и белого медведя. На сколько животных стало больше в зоопарке?

  Когда Ваня посмотрел всех животных, папа спросил его: «Сколько же всего зверей ты видел в зоопарке?»

Игра «Отгадай-ка»

Цель: воспитываем сообразительность, находчивость.

Приготовьте фишки.

Соревноваться могут два участника или две команды детей. За правильный ответ даётся фишка. Выигрывают набравшие больше фишек, очков.

Вопросы

 1. -   Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?      

(три рубля)

 2.-    У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всех сестёр?

(одна)

 3. -    Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?

(Трое: бабушка, мать, и  дочь)

4. -   В корзине три яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

(Отдать одно вместе с корзиной)

5.-    В комнате горело пять свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось?

(Две, остальные сгорели)

6.-     Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на  него на ходу нельзя. Что это такое?

(Самолёт)

7.-   Два раза родится, один раз умирает.

(Курица)

8.-   Жидко а не вода, бело, а не снег.

(Молоко)      

9.-   Что вниз вершиной растёт?

(Сосулька)

10.-  Кого с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

Игра «Закончи предложения»

Цель: развитие мышления

  • Если Саша старше Миши, то Миша… (младше Саши).
  • Если берёза выше тополя, то тополь… (ниже берёзы).
  • Если лента длиннее шнурка, то шнурок… (короче ленты).
  • Если Оля ниже Лены, то Лена… (выше Оли).
  • Если диван шире, чем кресло, то кресло… ( уже чем диван).
  • Если заяц бегает быстрее, чем черепаха, то черепаха бегает… (медленнее чем заяц).
  • Если летом теплее чем весной, то весной … (холоднее, чем летом).
  • Если Знайка умнее чем Незнайка, то Незнайка … (глупее чем Знайка).
  • Если камень твёрже,  чем вата,  то вата … (мягче чем камень).

Игра «Продолжи предложения»

Цель: развитие мышления

  • Мы включили свет, потому что …
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что …
  • Дети надели тёплую одежду, потому что …
  • Алёша выглянул в окно и увидел …
  • Таня проснулась утром и …

Игра «Подумай и ответь»

Цель: развитие мышления

Подумай и скажи, чем похожи и чем отличаются:

  • Девочка и кукла.
  • Бабочка и птица.
  • Книга и тетрадь.
  • Вода и молоко.
  • Дерево и пень.
  • Стул и табурет.
  • Город и деревня.
  • Ворона и самолёт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Хотелось обратить внимание педагогов и родителей на значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать ...

Мастер - класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

Мастер-класс "Многофункциональные возможности развития дошкольников посредством обучения игры в мяч"

Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение и укр...